Что можно сказать об этом высказывании?
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=34431
...митрополит Иларион выразил надежду, что отношения между Православной и Католической Церквами будут развиваться во всех направлениях и в дальнейшем. "Православные и католики, чтобы действовать сообща, не должны ждать того момента, когда исчезнут все богословские различия между нами, – добавил архиерей. – Мы не можем питать иллюзий, что это произойдет быстро. Однако мы должны уже сегодня действовать не как соперники, а как союзники, прежде всего в Европе. У нас общее поле миссионерской деятельности – сегодняшняя дехристианизированная Европа, утратившая свои религиозные, нравственные и культурные корни. Перед лицом секуляризации, потребительской идеологии, нравственного релятивизма только вместе мы, православные и католики, можем явить современникам наш христианский гуманизм, нравственные ценности семьи, супружеской верности, ценность самой жизни с момента ее зачатия до момента ее естественного конца. Действуя так, мы не только поможем европейцам обрести духовный и нравственный смысл своей жизни, но также поможем нашему континенту, который переживает сейчас весьма серьезный кризис идентичности, вновь обрести свои духовные и культурные корни".
Ответ
Хорошие, правильные слова. В отличие от некоторых других апологетов православия, приносящих своей церкви на самом деле больше вреда, чем пользы, митр. Иларион не склонен к пропаганде исключительности своей огранизации и вражды с другими. То, что неприязнь к католикам – самый нелепый для православных вид межрелигиозной вражды начинают сознавать многие, в том числе и те, кто раньше с католиками боролся. Сказывается постепенное осознание именно того факта, что на фоне противостояния с неолиберальными "ценностями", межцерковные разногласия, по крайней мере подобного уровня – несущественны.
Правда, до людей, чьё увлечение касается в первую очередь изучения тонкостей догматики (а это довольно заметная группа, в частности в сети пишущая и дискутирующая) такие соображения доходят слабо, если доходят вообще. Яркий пример – известный исследователь догматики Лурье, постоянно от кого-то откалывавшийся (при том, что и политикой интересуется).
Есть также и другая группа, сила которой, кажется, ослабла после бесславного завершения истории с еп. Диомидом – ультраправославные антиэкуменисты, которые интересуются гораздо больше политикой, чем богословием. И хотя критика митр. Иллариона в адрес дехристианизирующейся Европы формально совпадает с тем, что они сами думают, всё же призыв митр. Илариона будет воспринят в этой группе скорее как экуменистический подкоп, который на практике скорее православие "испортит", чем Европу изменит. Вообще Илариону Алфееву не доверяют давно, как "модернисту-еретику", открывателю, для православной аудитории, новых текстов Исаака Сирина (подлинность которых отрицается без приведения достаточно убедительных оснований).
Впрочем, скептицизм в отношении возможности даже совместными усилиями переломить ход европейских тенденций на самом деле оправдан. Историческое христианство неспособно предложить обществу какие-то новые идеи, свой творческий потенциал оно давно исчерпало. Нестыковка складывавшегося в прошлые века религиозного понимания мира с реальностью, невозможность приложения веры для объяснения происходящего и для поиска реалистических путей преодоления негатива – осознаётся на Западе подавляющим большинством людей, включая и многих из числа верующих.
Другое дело, что сближение с католицизмом на идейной основе противостояния дехристианизации православию подлинного вреда не нанесёт, а польза будет, если современные неолиберальные тенденции удастся хотя бы замедлить в какой-то степени.