В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Композитор Шнитке

Вопрос по Шнитке. Как можно оценить этого композитора, можно ли его считать вестником? Имел ли он какую-то миссию и если имел, то какую? И, кстати, Шнитке, уже тяжело больной, как-то сказал, что болезнью расплачивается за то, что в одном из своих произведений слишком далеко, куда не следовало, заглянул в некие "глубины сатанинские", и увидел и показал, что человеку видеть не следует. Вы не знаете, что это за произведение и что там показано?


Ответ

Если задаться вопросом: многих ли вдохновила ли музыка Шнитке что-то светлое и возвышенное? – Не похоже, отзывы, как правило, совсем другого толка, даже в тех случаях, когда они положительные. Стал ли Шнитке основателем какого-то нового духовно значимого направления в музыке? Ничего подобного, в его активе просматривается главным образом "полистилистика", которую при определённом желании можно рассматривать как постмодернизм в музыке. Сам Шнитке, судя по записям бесед с ним, был довольно глубоким человеком, не чуждым религиозности, духовной тематики, рассуждений о добре и зле в музыке. Но вестник – это нечто явленное на деле. Сложно усмотреть в деятельности Шнитке и в её плодах признаки вестничества.

На тему заглядывания Шнитке в "сатанинские глубины" ничего не встречалось. Хотя о душевном мраке и депрессивности в его музыке говорят многие, причём подчёркивается, что всё это непонятно зачем и для чего, поскольку не сопровождается катарсисом, мрак не рассеивается и т.д.

Но, раз уж на то пошло, почему бы вестнику за что-то "расплачиваться"? Светлый вестник как раз способен безбоязненно созерцать запредельную сущность зла, чтобы уметь показать её под разоблачающим, срывающим все маски углом зрения.

Если немного расширить тему, то в наше время классическая музыка, по существу, исчерпала себя в качестве поля для вестнического творчества, да и вообще для подлинного творчества. В рамках этой музыкальной формы слишком много ограничений и уже невозможно создать что-то принципиально новое. Кроме того, классическая музыка в значительной мере утратила способность влиять на людей нашего времени, большинство из которых её просто не в состоянии воспринимать её как нечто целостное, а не бессмысленные перепады нот и бессистемные оркестровые порывы. Есть талантливые исполнители, но выдающихся новых композиторов-творцов давно не появляется, и это закономерно. Вестник-комозитор с музыкальными талантами, родившийся в наше время, в области академической классики творить не будет, а станет искать иные формы (конечно, из числа тех форм, что вообще подходят для передачи возвышенного содержания).

С другой стороны, включение элементов классического стиля способно облагородить другие стили, и даже привлечь массовую аудиторию. Как пример – огромная популярность японской женщины композитора Юки Кадзиуры (Kajiura Yuki), которая пишет почти исключительно музыку для аниме, и согласно www.world-art.ru/animation/ занимает даже у русскоязычной аудитории первое место среди вообще всех персоналий, имеющих отношение к аниме (на втором месте – известнейший режиссёр Хаяо Миядзаки).

 Тематики 
  1. Культура   (63)