Вопрос о Данииле Сысоеве. Как можно оценить его жизненный путь и итог этого пути?
Ответ:
Взгляды и деятельность Д.Сысоева при его жизни производит достаточно отталкивающее впечатление. Его христианство – "ветхозаветного" типа. Также представления Д.Сысоева о Боге очень сильно напоминали исламские, несмотря на непримиримую, напитанную грубостью и негативным эмоциональным зарядом ненависти, вражду с исламом (которую вполне можно квалифицировать как разжигание межрелигиозной розни, причём не только ислам затрагивавшей, но и всякое отличное от собственного вероисповедание, попадавшее в круг его зрения). С необыкновенной лёгкостью этот священник брался объяснять любые катастрофы, войны и трагедии с массовой гибелью людей "божьими карами". Даже катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС оказывалась карой и путём сомнительным зацепок оправдывалась через ненависть Д.Сысоева к советскому послесталинскому периоду российской истории. А вот другая цитата на тему "божьих кар":
"Да, я убежден, что именно Бог послал в СССР немцев, что кстати предсказывали многие новомученики. Для народов есть наказание, и есть кара. 1941 год был наказанием и местью Бога , но еще не карой. Ведь после войны русский народ сохранился и более того, даже многие покаялись. То есть наказание достигло своей цели. Для очень многих убитых война была Божией местью за невинную кровь. И потому мученики и молились Богу об отомщении, что иначе правда была бы растоптана. Интересно, что дела мучеников показывают, что при аресте в деревне требовалось свидетельство доносчиков. Обычно это были председатели колхозов, секретари парторганизаций и бригадиры. Именно этих людей на оккупированных территориях и расстреливали немцы. Что это как не месть Бога, сказавшего "Мне отомщения и Я воздам"? И то, что война закончилась победой СССР – это тоже дело Бога. Он наказал, и Он пощадил. Кстати, тот, кто потрудился бы прочитать Библию, понял бы, что перед нами обычное дело Божие. Он использует для наказания одних злодеев других беззакоников, а в результате побеждают праведники.
Надо учиться не кричать псевдопатриотические лозунги, а учиться на ошибках предков. Да, 26,5 млн. погибших – результат действия правосудия Божия. По словам свт. Василия Великого Бог всенародные преступления излечивает всенародными же карами."
http://pr-daniil.livejournal.com/37705.html
Естественное нравственное чувство спало в нём глухим сном, погребённое под грудами ветхозаветно-окрашенных догматических представлений. Д.Сысоев отмалчивался в ответ, когда его, например, просили объяснить отказ Христа на предложение апостолов низвести огонь с неба по подобию действий пророка Илии с целью покарания и истребления самарянского поселения, где Его не приняли ("Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать", Лк 9:56).
Сильно дискредитировала православие в глазах людей минимально умеющих мыслить и его бескомпромиссная позиция отстаивания буквального понимания библейского шестодневного креационизма. Впрочем, надо сказать, что это внутренне более честная позиция, чем попытки интерпретации Библии в соответствии с данными современной науки, которые связаны с подгонкой, игнорированием ряда моментов и безнравственным приписыванием жестокого и кровавого хода эволюции жизни воле Бога. Самый же честный здесь во всех отношениях подход – признание неустранимых противоречий (таких как сотворение растений раньше солнца или всех звёзд, рождающихся и формирующихся непрестанно, а не в один определённый "день творения") и осознание того, что библейская относительная истина о сотворении мира давно уже отжила свой срок. Вместо пользы времён древнего иудаизма, она ныне лишь затрудняет продвижение по пути постижения истины.
Самая оригинальная идея Д.Сысоева – "уранополитизе", постулирующий, что "России за гробом нет", а есть только Небесный Иерусалим свидетельствует об отсутствии причастности к духовным высотам российской метакультуры, о полной неспособности восприятия духовности национально-культурной, и даже о том, что этот священник отнюдь не являл собою характерный для русского православия тип духовности религиозной. Надо заметить, что Д.Сысоев отрицал не только "Россию за гробом" в пользу "Небесного Иерусалима", но также и всякое представление о земном отечестве, причастности к его истории и судьбе. Это всё с его точки зрения – "идолы", причём вовсе не потому, что патриотизм порой действительно вырождается в национализм и шовинизм, а лишь потому, что об этом ничего не сказано в Библии. Такая позиция сближала Д.Сысоева с российскими прозападными неолибералами, сознание которых российскую историю рисует в самых чёрных красках. Разумеется, в такой позиции был свой элемент истины (например, негативная оценка Ивана Грозного или Сталина), но общий результат такого умонастроения получался самый пагубный и разрушительный.
Были у Даниила Сысоева и другие "интересные" высказывания по общественной проблематике:
"Власти Бог не поручал заниматься образованием своих сограждан. Власть учения дана только священству и отцам в семье. Поэтому создание системы государственного образования противоречит воле Творца.
Мы не признаем принципов светского образования. Ибо передать образ Бога, выводя за скобки его Бытие невозможно, а сама эта попытка преступнна и будет покарана и в Судный День, и сейчас.
Образование должно быть только церковным. Нехристианское образование заведомо разрушительно и должно быть разрушено. Именно в нехристианском образовании и находится корень нынешнего духовного и государственного кризиса. Думаю, что не случайно в 90-тых годах кара Божия упала именно на учителей и врачей. Первые убивали души, а вторые (через аборты) – тела людей."
http://pr-daniil.livejournal.com/1825.html
Стоит особо обратить внимание, что это не разумное требование присутствия религиозно-нравственного компонента в образовании, а именно требование тотального контроля над системой образования и над содержанием научных теорий, чтобы они ни в коем случае не противоречили Священному Писанию. Что же до оценок священника в отношении учителей и врачей (из которых подавляющее большинство к абортам никакого отношения не имеет), то они за гранью всяких моральных норм и не требует комментариев.
С точки зрения представлений Д.Сысоева о тотальном контроле Бога над миром, убийство его самого неизбежно приходится интерпретировать как свершившуюся "волю Божью", неважно в форме "попущения" или в форме прямого внушения убить (подобно тому как "ожесточу сердце фараона" в Исх 4:21). Получается, что, предполагаемый "Бог"
как минимум не заинтересован в продолжении активной проповеднической деятельности Д.Сысоева и погубил его в самом расцвете жизненных сил. Таким образом, предположение об истинности и душеполезности миссионерской деятельности Даниила Сысоева противоречит фактам по его собственной логике.
Если же попытаться оценить причины смерти священника более здраво, то вероятно нечто совсем иное: этот человек и его деятельность к провиденциальному началу даже отдалённого отношения не имел, и соответственно, не был над ним простёрт какой-либо покров особенной защиты свыше от случайностей и от внешней злой воли, представляющей для него угрозу. Поэтому и погиб он при первой же попытке покушения. Если его убил террорист-исламист, то частично причиной своей гибели Д.Сысоев сам является, потому что спровоцировал преступление своими систематическими грубыми оскорблениями в адрес ислама (разумеется, преступника это не оправдывает, и не означает, что позволительно убивать за слова; не о том речь).
Как общественно-религиозная деятельность Д.Сысоева была преимущественно во вред душам людей, внимающих ему (к счастью таковых было немного), так в ещё бОльший и более массовый вред и принесла его смерть (хотя это уже не его личная вина). По форумам можно наблюдать какой поток межрелигиозной вражды и ненависти между христианами и мусульманами вызвало убийство. Особенно заметно именно возрастание уровня ненависти христиан. Появились и желающие канонизировать Д.Сысоева как "мученика" (здесь зримо неадекватен русский перевод словом "мученик" греческого martyros – свидетель, удостоверяющий [веру]). Поскольку у православных верующих высказывания святых считаются аргументом в дискуссии, то нетрудно представить, что получится, если в таком качестве будут выступать глубоко порочные убеждения Д.Сысоева.