Насколько оправданы обвинения христианами иудеев в "богоубийстве"? Не является ли возложение ответственности за казнь Иисуса на иудеев выдумкой евангелистов, в отместку иудеям за то, что они не приняли христианство?
Ответ
Возложение ответственности за казнь Иисуса не может быть "выдумкой евангелистов". Если мы говорим именно об ответственности, а не о кардинальном искажении исторических фактов, касающихся причин казни Христа (предполагать что-либо подобное нет оснований), то выдумывать тут просто нечего. Это моральный вопрос, который надо уметь решать правильно и последовательно для всех случаев.
Кроме того, с точки зрения ортодоксального христианства адресовать обвинения в "богоубийстве"
евреям – абсурдно, поскольку тогда будут задеты многие христиане, начиная с апостолов. Речь, очевидно, могла идти только об иудеях по вероисповеданию, отвергающих Иисуса как Христа(Мессию), но никак не о национальном признаке.
Обвинения иудеев в богоубийстве не являются выдумкой каких-то маргиналов-ксенофобов в христианстве и действительно нередко встречаются в писаниях отцов церкви:
"Так называть пост иудеев должен я после того, как они совершили богоубийство. И как же не демонам служат те, которые делают противное Богу?" (Иоанн Златоуст. Против иудеев)
"...или, по-иудейски не далее буквы смотря и чрезмерно заботясь о теле, боготворя чрево и вменяя позор в славу [116], не приобрести один жребий с богоубийцами, не распознав ради нас ставшее посредством тела подобным нам и с нами и одебелевающее слогами и буквами ради чувства, и всю силу [сущего] в нас ума обратившее к себе самой Слово." (Максим Исповедник. Амбигвы к Иоанну)
"Если я поклоняюсь и почитаю, как причины спасения, крест и копие, и трость, и губу, при посредстве которых богоубийцы-Иудеи надругались над Господом моим и убили, то почему не буду поклоняться иконам, которыя с благою целию приготовляются верными для славы и воспоминания Христовых страданий?" (Иоанн Дамаскин. Второе защитительное слово против порицающих святые иконы)
В текстах четырёх Евангелий нет обвинений иудеев в убийстве Иисуса. Слова "весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших" (Мф 27:25), конечно, весьма сомнительны в том плане, что "весь народ" едва ли мог бы дружным хором эту формулу произнести, и, в любом случае, "народ" (греч. laos) в данном случае ограничен вполне определённой толпой, в которой, кстати, вполне могли быть и отедельные симпатизирующие Иисусу люди.
Некие коллективные обвинения в адрес иудеев в убийстве Мессии (Господь/господин, Христос/помазанник – мессианские титулы) систематически встречаются в тексте "Деяний апостолов":
Деян 2:36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
Деян 3:14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
Деян 3:15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
Деян 7:52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, –
Деян 7:53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
Но существенно раньше по времени эта мысль встречается в одном из посланий Павла, написанном, по-видимому, под впечатлением разрыва с иудеями, которым он неудачно пытался проповедовать в течении многих лет после своего обращения к Христу, примерно до середины 1-го века (Деян 18:6):
1 Фес 2.14 Ибо вы стали подражателями, братья, церквей Божиих, которые в Иудее во Христе Иисусе, потому что вы выстрадали от своих соплеменников то же самое, что и они от Иудеев,
1 Фес 2.15 которые убили и Господа Иисуса и пророков, и воздвигли на нас гонение, и Богу не угождают и всем людям противятся;
Учитывая, что "Деяния апостолов" уделяют центральное внимание фигуре Павла, можно предположить, что мысль об ответственности за убийство, хотя и вписанная в длинные речи апостола Петра и мученика Стефана (тут же, между прочим, побитого камнями до смерти за свои слова), идёт отсюда. Если это так, то причиной и впрямь может быть обида – но только не евангелистов, а лично Павла. См. также
http://rodon.org/koltsov/rviz.htm#a18
Сами Пётр и Стефан о вине за убийство говорить тоже, конечно, могли бы, но поскольку предположение о стенографировании их длинных (особенно у Стефана!) речей можно исключить, то текст, как обычно для таких случаев, отражает скорее представления непосредственного писателя.
Теперь по существу морального вопроса об "ответственности".
Возведение подобных обвинений строится по той же ошибочной схеме, что и, например, возложение моральной ответственности за злодеяния сталинской эпохи на современных коммунистов. Люди, приверженные сложному комлексу взаимосвязанных идей и представлений, оказываются не в состоянии разделить добро и зло в представлениях и в событиях истории, и ради понятных им элементов добра (действительного, а не мнимого) оправдывают также и элементы зла. Для иудея есть нечто дорогое и ценное в своей религии, и ради этого он готов оправдывать её целиком, включая и отвержение Иисуса Христа, и тёмные, "этически невозможные" места Ветхого Завета.
Но такая установка полного оправдания "своего", пусть проблемная и влекущая неблагоприятные последствия для души, всё-таки не есть разумное основание для переноса обвинений в прошлых злодеяниях на иных людей, которые эти действия не совершали. Более того, есть фраза, где Иисус прямо говорит о прощении даже тем людям, кто формально нёс ответственность, но не понимал, что делает (Лк 23:34) – это относится в первую очередь к римлянам, но также, по логике, и к части простых иудеев, которые непосредственно деяний Иисуса не видели, слов Его не слышали, но доверились своим лидерам.
Надо также отметить разницу между иудеями прошлого и современными. Общая позиция иудеев прошлых веков заключалась в том, что казнь Иисуса утверждалась как нечто правильное и одобрялась. Жестокий ветхозаветный закон действительно предусматривает казнь лжепророкам (Втор 13:5). Иисуса рекомендовалось ненавидеть. Несколько смягчались неблагоприятные для души последствия такого отношения лишь чрезвычайной искажённостью представлений об Иисусе в древнем иудаизме, то что Евангелий иудеи не читали и т.п.
Современных иудеев коснулся общий прогресс человеческой морали, и они, в большинстве своём, уже занимают иную позицию, которая сводится к дистанцированию от ответственности: главным виновным объявляется Пилат (очень слабая и весьма уязвимая позиция), либо саддукеи (более сильная позиция, т.к. казнь была непосредственна организована саддукеями, тогда как иудаизм продолжает линию евангельских фарисеев). Такой настрой в моральном плане гораздо более предпочтителен и душеполезен, но в плане библеистики, к сожалению, часто выражается в использовании недобросовестных аргументов.
Не говоря о мессианских евреях, в современном иудаизме реформаторского направления можно встретить даже относительно доброжелательное отношение к Иисусу, когда Он рассматривается как положительная для человеческой истории фигура, хотя и не Мессия. Это правильное направление. Следует также отметить, что в мистике иудаизма уже после отделения от христианства выработано собственное представление о Планетарном Логосе (ангел Метатрон – Малый Яхве, носитель божественного имени и другие весьма интересные титулы). Это – одно из свидетельств того, что в иудаизм даже после отвержения Христа всё же не стал религией левой руки, и в нём сохранялось действие Провиденциального начала, хотя борьба с инфернальными влияниями, получившими прочную опору в национально-религиозной психологии, не могла не осложниться до чрезвычайности.