В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Выдуманный рассказ о гибели Иуды в Деяниях апостолов

В чём конкретно "неправильность" рассказа евангелиста Луки о том, что у Иуды выпали внутренности? Разве нельзя предположить, что Иуда только хотел повесится, но верёвка оборвалась и он разбился об острые скалы?


Ответ

Прежде чем спрашивать, стоило бы просто внимательно прочитать отрывок о гибели Иуды, как он изложен в "Деяниях апостолов" и, соответственно, рассказ в Евангелии от Матфея. Тогда и вопрос, вероятно, отпал бы сам собой. Тем не менее, давайте разберёмся...

Мф 27:3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
Мф 27:4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
Мф 27:5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился [точнее – повесился].


В "Деяниях" апостолу Петру присывается следующий рассказ:

Деян 1:16 [...] мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
Деян 1:17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
Деян 1:18 но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;
Деян 1:19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови.
Деян 1:20 В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой.


Поскольку Синодальный перевод составлен так, чтобы хотя бы отчасти замаскировать противоречия, приведём также перевод В.Н.Кузнецовой:

Деян 1.16 – Братья! Писание должно было исполниться! В нём Святой Дух устами Давида предсказал участь Иуды.
Деян 1.17 Хотя он и был одним из нас и вместе участвовал в апостольском служении, но он указал дорогу тем, кто шел схватить Иисуса.
Деян 1.18 (На деньги, полученные за свое черное дело, он приобрел поле, где и свалился вниз и расшибся так, что живот у него лопнул и все внутренности вывалились.
Деян 1.19 Об этом стало известно всем жителям Иерусалима, и поле было прозвано "Акелдама", что на их языке значит "Кровавое поле".)
Деян 1.20 Потому что в книге Псалмов написано: "{Пусть жилище его придет в запустение, пусть не станет живущего в нём}". И еще: "{Пусть другой возьмет на себя его дело}".


Эти рассказы несовместимы между собой. Действительно, согласно Матфею Иуда раскаивается и "бросает сребреники в храме". Очень важно понимать, что выбрасывание монет Иудой происходит ещё прежде распятия Христа. Д.Андреев подтверждает такой ход событий в стихотворении "Двенадцать Евангелий" (содержащем, кстати, ряд весьма тонких моментов, которые либо стали известны Д.Андрееву из "метаисторического созерцания" сцен евангельской истории, либо подразумевают серьёзное знакомство с библеистикой с его стороны).


       Уже всенародно, пред всевидящим солнцем,
                   Руки умыл Пилат.
       Уже Иуда швыряет червонцы
       Об пол священнических палат;

       Уже саддукеи, старейшины, судьи
       С весёлыми лицами сели за стол,
       И вопль народа "Да проклят будет!"
       Сменяется шагом гудящих толп –
       Все в гору, в гору, где, лиловея,
       Закат безумного дня зачах,
       И тёмный Симон из Киринеи
       Громоздкий крест несёт на плечах.


Согласно тексту "Деяний апостолов" Иуда покупает на полученные деньги землю и нет никакой речи о раскаянии и/или самоубийстве. Вместо этого автор пытается утверждать, что события были предсказаны ещё в книге Псалмов:

Пс 68:21 Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу.
...
Пс 68:26 жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих,


Пс 108:7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
Пс 108:8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;
Пс 108:9 дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою;


Если смотреть объективно, то параллель между текстами этих псалмов и гибелью Иуды является чистой воды фантазией.

И если Иуда выбросил деньги ещё прежде казни Иисуса Христа, то когда он мог бы успеть купить землю? Неужели, в то время, когда странствовал с учениками Иисуса? И никто ничего не знал? Кроме того, Евангелие от Матфея прямо утверждает, что Иуда отдал ровно те же тридцать монет, которые получил (ср. Мф 27:3 и Мф 26:15), и, следовательно не мог израсходовать хотя бы часть полученных денег на землю, а часть бросить в храме. Даже если монет было не тридцать, и это число возникло как попытка подвести события под "пророчество" (Зах 11:12), то всё равно имеем косвенное свидельство, что автор Евангелия от Матфея ничего не знал о мнимой покупке земли на эти деньги.

Никакого намёка на самоубийство Иуды путём повешения рассказ из "Деяний" Луки не содержит. Для слушателей ситуация выглядит так, что Иуда, нисколько не тревожась о содеянном, купил землю на неправедные деньги, пошёл туда, на поле, и в результате какой-то "случайности", упал (скажем, в овраг) и расшибся насмерть.

В таком понимании ещё можно было бы усомниться, если бы в Деяниях Луки не было аналогичных моментов, сочетающих неправдоподобность событий с аналогичным злорадством по поводу "справедливого возмездия".

Первый эпизод – с царём Иродом:

Деян 12.21 Был назначен день приема, и Ирод, облаченный в царские одежды, уселся на троне и обратился к ним с речью.
Деян 12.22 Народ шумно приветствовал его. – Это говорит не человек, а сам Бог! – кричали они.
Деян 12.23 И тут же поразил его ангел Господень за то, что он не воздал славу Богу. Ирод умер, изъеденный червями.


Второй аналогичный по духу эпизод – убийство мужа и жены, которые сдали в общину не все свои сбережения, припрятав часть на всякий случай (Деян 5.1-5.11). Достоверность этой истории – никакая (от читателя требуется верить не просто в чудо, а в злое чудо от Бога; и в то, что апостолы призывали смерть на людей, хотя Иисус этого не делал и учил о прощении – как раз именно апостола Петра учил! – и о любви даже к врагам), и, опять же, как и в случае с рассказом об Иуде, невозможные вещи приписываются Петру. А ведь Пётр не мог не знать настоящей истории Иуды. И призывать "Святой Дух" для убийства не стал бы.

Кроме того, если принять, что Деяния апостолов написаны евангелистом Лукой, то можно обнаружить, что аналогичная нравственная неразборчивость в принятии на веру посторонних свидетельств (на основании которых он составлял повествование) характерна и для текста Евангелия от Луки. Там Иисусу приписываются слова притчи о казни "врагов моих", прямо противоречащие словам Его заповеди о любви к врагам.

Лк 19.27 А врагов моих этих, не пожелавших, чтобы я воцарился над ними, приведите сюда и заколите передо мною.

Более подробное рассмотрение этой "притчи", её разных версий – в разборе критики М.М.Дунаева.

 Тематики 
  1. Библеистика   (81)
  2. Этика   (140)