Το Ροδον του Κοσμου
|
Лента: Вопросы и комментарии
| |
|
Русское православие и канонизация царской семьи
Что можно сказать по теме страстотерпения Царской семьи? Почему церкви важна их канонизация? С другой стороны растрел детей... требует оценки. Пожалеть во всяком случае надо.
Ответ:
Канонизация для Московского Патриархата была важна по двум основным причинам: Во-первых, за неё очень активно выступала определённая часть православных – та часть, которую сегодня оппоненты из православной же среды называют иногда "ультраправославными". Во-вторых, канонизация была нужна ради сближения и объединения с зарубежной русской церковью (РПЦЗ), где царя причислили к лику мучеников в 1981 году.
Д.Андреев даёт такую оценку личности последнего императора России, которая с достаточно высокой вероятностью исключает предположение о его восходящем посмертии ( РМ 4.3.38). Тем более, не может быть речи ни о какой святости царя. Чтобы это понять, Д.Андреева читать необязательно. О проблемах с нравственным обликом царя очень ярко свидетельствует его собственный дневник, где он ничуть не смущаясь, без малейших признаков проявлений совести, рассказывает о своих массовых убийствах животных ради развлечения:
===============
29-го июля. Понедельник.
Скверная погода продолжалась. Встали очень поздно, и никакого солнечного затмения не видали. После докладов завтракали с дядей Алексеем. В 3 часа поехал с Аликс на Бабигон, где я в полтора часа Убил 76 уток на большом озере. Вернулся в прекрасном расположении Духа с моей охоты. Ксения и Сандро пили с нами чай. Обедали в 1/4 и вечером покатались. Мама благополучно прибыла в Данию После хорошего перехода.
1895 г., 5-го сентября. Вторник.
Утро было серое и день тоже, но воздух был мягкий: 13°. После прогулки имел доклады: Софиано, Шишкина и Дена. Завтракали одни Охотился в Александрии собственно на старых петухов-фазанов, убил только одного, потому что они все стали прятаться по кустам. Еще убил 4-х зайцев и кошку. Вечером после чаю отправился на старое место тяги около Ренеллы, но там ничего не видел, а убил чайку. После обеда сидели дома, читал.
30-го октября. Среда.
Встал в 5 1/2 и выпив кофе с душкой Аликс отправился с Гиршем на тройке в Кипень на охоту. Сначала шел снег; с 10 час. совсем прояснило и день продержался чудный до вечера. Охота была очень удачная и веселая; всего убито 760 штук тринадцатью ружьями – из них мною: 58. – 1 тетерка, 1 серая куропатка и 56 зайцев. Николаша угостил нас замечательно вкусным завтраком в Глядинском чайном домике. Охота окончилась близь Ропшинской церкви, откуда я вернулся в Царское в моей старой "Сибирской" коляске с Густавом*. По приезде домой разделался с бумагами к 8 1/2, после чего обедали вдвоем. Самочувствие было превосходное после пребывания на воздухе в течение целого дня.
1905 г., 8-го мая. Воскресенье.
День простоял холодный и серый. В 11 час. поехали к обедне и завтра[кали] со всеми. Принял морской доклад. Гулял с Дмитрием в последний раз. Убил кошку. После чая принял князя Хилкова, кот. только что вернулся из поездки на Дальний Восток. После обеда простились с Эллой и детьми и проводили их на станцию. Вернувшись домой, занимался.
===============
Нет никаких признаков, что пережитые в конце жизни неприятности заставили царя подлинно раскаяться и внутренне измениться.
Не лучше дела обстоят с внутренним обликом последней императрицы.
Их можно и нужно пожалеть, но канонизация – очевидная неправда. Церковное почитание царя православными монархистами изначально носило нездоровый характер, о чём свидетельствует родившаяся в этой среде мысль об искуплении царём грехов народа (что неприемлемо для православной догматики); требования всенародного покаяния в грехе цареубийства; почитание образа иконы "державной" Божьей Матери, которая будто бы занимает престол России в отсутствие царя – этот державно-сурово-безжалостный образ выхолощен от традиционных для икон Богоматери качеств и представляет собой не что иное, как духовную подмену.
Впрочем, в церковной истории известны случаи канонизации даже некоторых правителей, убивавших своих родственников в борьбе за власть. На этом фоне случай последнего императора и императрицы выглядит безобидно...
Детей, конечно, жаль куда больше, поскольку они пострадали безвинно, за одну только принадлежность к царскому роду. В связи с вопросом о святости в отношении к цесаревичу Алексею есть любопытное свидетельство, которое, впрочем, ссылается исключительно на опыт Д.Андреева и доступно нам лишь в виде фрагментарного упоминания:
"Раз, совсем незадолго до смерти, Даниил проснулся очень взволнованный, и сказал:
– Знаешь, я видел во сне Цесаревича Алексея. Надо сказать, что Даниил не был мысленно занят императорской семьей. Даже разделял в какой-то мере интеллигентское отношение к тому, что "да, безвольный император, императрица, как жаль детей"... Поэтому то, что он увидел во сне Цесаревича, было поразительно. Даниил пытался мне объяснить:
– Он такой подвиг совершил для России. Я не знаю, какие найти слова.
Повторяю, он видал Цесаревича Алексея во сне, это не было реальными сведениями. Это был подвиг, совершенный уже не здесь, на земле, ведь земля – это лишь отражение того, что делается над ней, под ней, рядом с ней. И то, связанное с Цесаревичем Алексеем, что Даниил тогда увидел во сне, относилось не к земному, а к надземному. Он сказал:
– Это как если бы обнаженный и босой человек зимой прошел всю Сибирь. Вот так можно сказать о значении подвига, совершенного Цесаревичем для России." (Андреева А.А. Плавание к Небесному Кремлю)
Следует учитывать, что во время написания книги А.А.Андреева сама испытывала сильное влияние православно-монархических умонастроений.
В отличие от РПЦ, РПЦЗ канонизировала слуг, которые добровольно остались с императорской семьёй, и в этом действии гораздо больше правды, тем более, что в числе причисленных к мученикам слуг были католик и лютеранка (РПЦ считает канонизацию "иноверцев" неправильной).
|
|