Что могло стоять трансфизически за таким феноменом, как Статуя Свободы в Нью Йорке ("свобода освещающая мир")? Этот образ вызывает противоречивые чувства – с одной стороны титанизм, богоборчество, железная непреклонность, тяжеловесность; с другой – всемирность, размах, подвиг и даже скорбь. Такое впечатление что в этом образе есть нечто от соборной души Америки, отражение двойственности роли и призвания страны.
Ответ
Прежде всего, нет ни малейших историко-культурных оснований говорить о том, что у Соединённых Штатов Америки есть соборная душа. Даниил Андреев предостерегает от наивно-унификационистского мышления по отношению к сверхнародам и народам в них входящим (
РМ 6.1.11). США – не сверхнарод, а лишь часть Северо-западного сверхнарода. Соборные души есть далеко не у всякого отдельного народа (в Российской метакультуре их только три – Навна России и соборные души Грузии и Украины). Америка, между тем, не представляет собой уникального или хотя бы единого в
духовно-культурном плане народа. Американская нация в гражданско-политическом смысле образовалась совсем недавно и трансфизически её гражданское единство объясняется эгрегором государства, который существовал до рубежа XX века, когда появился американский уицраор, демон великодержавия.
Сама история Америки исключает предположение о том, что народ сформировался под влиянием творческой деятельности соборной души и духа-народоводителя. Возникновение США, учитывая стоявшие перед этой страной довольно специфические Провиденциальные задачи, не подразумевавшие, кстати, активной всемирной роли (США доджны были служить другим народам примером демократического народоустройства) – судя по всему, поддерживалось демиургом Северо-запада, как и ряд аналогичных демократизирующих тенденций в старой Европе.
Полезно также сравнить ситуацию с тем описанием, которое Д.Андреев даёт говоря о Навне и о начале Древней Руси:
"Смысл спуска или второго в Шаданакаре рождения Навны заключался в том, что она стала облекаться мало-помалу в материальные ткани того четырёхмерного слоя, где демиургом и великими человекодухами, отдававшими ему свои силы, начали закладываться материальные (не физические, конечно, а эфирные) основы Небесной Руси. С этого времени, соответствующего, по-видимому, VIII – IX векам нашей эры, в историческом плане обозначился медленный процесс: формирование восточнославянского племенного единства.
[...] И если сама Навна едва начинала уяснять народному сознанию детски смутные отражения окружающих стихиалей, то разум демиурга эти образы прояснял, очерчивал, определял, кристаллизируя их в именах славянских божеств: Перуна, Ярилы, Стрибога, Лады.
На языке историков это перекрёстное влияние демиурга и Идеальной Соборной Души называется мифологией, религией, искусством и бытом древних славян – всем тем, что теперь обнимается понятиями духовной и материальной культуры. (РМ 7.1.9-11)
В истории формировании Америки нет места ни собственной мифологии, ни какой-либо собственной духовности, которая не была бы продолжением европейских линий. Этим не отрицается напрочь всякая духовность или существование в американской истории вестников, носителей светлых миссий. Вестники и носители миссий действовали в общем контексте Северо-западной метакультуры и трансфизически вдохновлялись демиургом этой метакультуры (на ранних этапах, возможно, ещё и Соборной Душой Англии).
* * *
Теперь о Статуе Свободы. Тут, конечно, трудно опираться на что-то кроме субъективных ощущений, но если уж говорить о них, то в этом сооружении трудно обнаружить что-то светлое. Даже перечисление, представленное в тексте вопроса об этом свидетельствует: пожалуй, только "скорбь" не может быть интерпретирована как выражение инфернальных качеств, тогда как всемирность, размах, подвиг вполне могут быть интепретированы именно так (если подвиг не подразумевает жертвенности, о чём в случае Америки говорить решительно невозможно; например, рабство было отменено не осознано-добровольно, а после принуждения рабовладельцев).
Впрочем, здесь не будем категоричными. Скрещение различных влияний в произведении человеческой культуры вполне возможно. Просто для данного случая, как минимум, сложно уловить светлую сторону, даже допустив её наличие. Но соборная душа (какая бы то ни было) которая имела бы отношение к этому чудовищу – всё-таки явный нонсенс, соединение несоединимого, примерно из той же серии, что и популярные в ультраправославных кругах иконы Богоматери "Державной".
Статуя Свободы была сооружена в 1886 году, и поэтому не может быть монументом, выражающим всемирность и размах в том смысле, в каком их можно понять в приложении к настрою американского уицраора оформившемуся где-то с 1940-х годов, когда он встал на путь устремления к всемирному господству. С другой стороны, статуя может быть своеобразным отражением духа изнанки Северо-западной метакультуры. Это даже закономерно, если учесть выросшие по соседству, в том же Нью-Йорке, американские небоскрёбы, сооружение которых началось как раз в 1880-х годах. О стиле конструктивизма в архитектуре, который зародился на рубежу 19-20 веков, Д.Андреев пишет совершенно определённо как об инфернальной инспирации из шрастров (
РМ 4.3.18).