На уровне тезисов, что можно противопоставить словам тех людей, которые утверждают, будто бы "Роза Мира" – ньюэйджевское учение?
Ответ
Прописывание Даниила Андреева в "эзотерику", "оккультизм", "Нью-Эйдж" – это совершенно типичный признак малообразованного представителя "традиционной конфессии", который уверен в обладании "истиной" в рамках своей конфессии и обычно не считает нужным попытаться разобраться в многообразии окружающего мира.
Если же по сути, то Нью-Эйдж – очень размытое и невнятное понятие. Если смотреть буквально, то под "новой эрой" подразумевается некая астрологическая "эра Водолея" будто бы приходящая на смену "эре Рыб" (при этом намекается, что Рыба – знак Христа; действительно у ранних христиан была такая символика).
Понятно, что подобные "соображения" бессмысленны в контексте Розы Мира, которая астрологию не удостаивает ни малейшим вниманием (при том, что сам Д.Андреев ясно сознавал противоречие между астрологическим космическим монизмом и метафизикой этического дуализма, о чём свидетельствует то место поэмы "Песнь о Монсальвате", где король Джероним обращается к астрологу и получает ложное предсказание, толкающее на ложный путь).
В своей философской составляющей различные течения из общего потока Нью-Эйдж близки к теософии, откуда позаимствовали основу, поэтому тут приложима "общефилософская" часть
критики теософии.
Попробуем разобраться тексту, где даётся развёрнутое определение феномену Нью-Эйдж с точки зрения сторонника:
http://ezotera.ariom.ru/2008/04/14/newage.html
Первые два пункта – монизм и пантеизм. У нас неоднократно говорилось, что монизма и пантеизма в концепции Розы Мира
меньше чем, например, в ортодксальном христианстве.
Далее упомянута "вера в реинкарнацию и карму". Однако, всё это понимается достаточно вульгарным образом: "хорошая и плохая карма приводит к результату: наказанию или заслуге, поскольку люди брошены в колесо перерождений. Вера в реинкарнацию предоставляет альтернативное объяснение проблеме зла, по отношению к христианской концепции Ада и постоянному осуждению грешников."
С позиций концепции Д.Андреев данное понимание столь же ущербно нравственно, как и теория вечного осуждения грешников. Роза Мира, признавая возможность перевоплощений, объясняет проблему зла совсем иначе – через отрицание идеи всемогущества Бога, этически и логически невозможного, и через признание наличия дуалистического противоборства сил добра и зла в той части мировой реальности, где мы обитаем (причём это зло может быть побеждено).
Следующий пункт – "Универсальная религия", понимаемая в связи с идеей монизма и совершенно по-теософски. Конечно же, такая "религия" на самом деле не подразумевает ни всечеловеческой церкви-братства, ни новых форм богослужения.
"Личная трансформация". В самой общей форме вещь правильная и нужная, но преображение личности человека как ставит целью и мистика большинства традиционных религий. Конкретные же практики, на которые там ссылаются, относятся к псевдовосточным и прочим сомнительным вариантам. Нет никакого акцента на связь с возрастанием нравственного уровня.
"Планетарная трансформация". Под этим обозначением скрывается совсем не то, о чём говорит Роза Мира (преображение земли и неба Христом во втором пришествии), а что-то очень сниженное и примитивное: проблемы отходов производства, экологические движения и т.п. То есть, трансфомировать планету предлагается собственными силами.
"Эсхатология Нью-Эйдж". Идут прямые ссылки на теософию, и утверждается следующее: "... видение прихода одного мирового лидера все еще остается надеждой нью эйджевцев посвятивших себя вопросам религио-политического порядка". Таким образом, ожидания этого движения, если оценивать с точки зрения Розы Мира, ориентированы не больше ни меньше как на воцарение князя тьмы. Как и следовало бы ожидать для такой позиции, ни слова предупреждений об опасностях будущего, полное отрицание христианской апокалиптики.
Сторонникам New Age, как и последователям теософии Блаватской, почти всегда свойственна религиозно-философская малограмотность, некритическое, философски беспомощное мышление, вера в "эзотерические" басни в сочетании, однако, с "широтой взглядов". Эта "широта" резко отличает их от других изначально аналогичных людей, но подавшихся в догматическую церковную веру. В случае же, когда те же самые, жалкие, по сути своего состояния, но вполне довольные собой люди, массово порождаемые современной духовно и интеллектуально убогой общественной атмосферой, почему-то избирают предметом своего увлечения "Розу Мира", то от их разговоров может создаваться близкое к "нью-эйджевцам" впечатление. Всему этому надо противодействовать, показывая людям неправильность их понимания предмета.
Отдельно ещё стоит отметить существование такого феномена как музыка New Age, которая представляет, вообще говоря, явление отдельное. В этом жанре можно встретить произведения талантливые, сочетающие духовную содержательность и характерную новизну. В большинстве случаев (талантливых, а не всех вообще!) можно говорить о духовности светлого порядка, пусть и не поднимающейся до каких-то исключительных высот.