|
Практика йоги в отрыве от индуистского контекста
Виктор Бойко, основатель московской школы классической йоги, пишет, что это универсальная древняя система коммуникации сознания с телом и бессознательным и легко может быть "очищена" (термин мой) от всякой связи со специфически индийской духовностью. как вы думаете, возможно полностью оторвать такой феномен как йога от мистической и метафизической реальности цивилизации в которой этот феномен возник?
Ответ
Если произвести такой разрыв (он, кстати, обычно и происходит у т.н. "русских йогов", если только они не проводили много лет, обучаясь непосредственно в Индии), то это будет не классическая йога, а набор техник, лишённый определённого духовного значения. В практическом приложении из этого может выйти что угодно, и чаще всего выходит нечто не слишком приглядное. Хотя, конечно, тут надо смотреть конкретнее.
А вообще, конечно, можно сказать, что существует "универсальная система коммуникации" (не только с бессознательным; задачи йоги могут быть шире). Однако, йога, даже будучи в наше время наиболее разработанной из человеческих практик подобного рода, ещё очень и очень слабо её представляет. Подлинно глубокого понимания нет нигде, и Д.Андреев пишет, что оно лишь могло бы быть выработано в будущем (на основе переосмысленного опыта йоги, исихазма, суфизма и др. традиций). На этом пути, конечно, видоизменились бы метафизические объяснения, и духовный контекст сменился бы (на создаваемую традицию Розы Мира).
А если просто отказаться от метафизики и духовного контекста, или заменить их различающимися друг от друга частными разработками отдельных учителей – ни к чему хорошему это не приведёт. Духовный контекст должен быть единым и устойчивым; практика в традиционном русле – в определённой мере гарантирует действенность методики и защищает от инфернальных подмен.
|