В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Роль сознания в организации бытия

Можно ли сказать, что любая автономная развивающаяся система (кроме монад), биологическая, социальная ли, экономическая таит в себе зачаток своей гибели? И неизбежно подходит к своему эволюционному потолку, после которого может начинает разрушаться, если не будет вмешательства извне и ее принципиальной перестройки в другую модель? Системными мерами на определенной стадии развития системы регулировать не удается.

Вмешательства из-вне в конечном итоге подразумевают наличие единственного реального творческого начала в мире. Наличие монад.



Ответ

Это не слишком понятная и не очень удачная формулировка. Вряд ли здесь имеет смысл говорить о каких-то "потолках", разграничивать модели. И непонятно, что за "системные меры". Если это не стандартные процессы, а именно меры, то есть сознательная реакция на проблемы, то это именно то, что надо. Хотя меры могут быть и неудачные и недостаточные...

Можно так сформулировать: процессы, не контролируемые, не направляемые и не поправляемые время от времени сознанием, ведут к деградации и разрушению системы (если она достаточно сложная и непредсказуемая). Бессознательной качественной эволюции не бывает. Поэтому устойчивое и нетривиальное динамическое развитие всегда осуществляется при участии сознания.

Человеческое общество организуется сознательной деятельностью людей. В животном царстве тоже имеет значение индивидуальная сознательная (пусть и не очень разумная по нашим меркам) деятельность животных, но там гораздо большую роль, по сравнению с людьми, играют инстинкты, представляющие, по сути, некие программы, сформированные воздействием свыше (в условиях, когда возможности таких воздействий от творящих инстанций сильно ограничены) и закреплённые эволюционно.

Сознание человека, на глубоком онтологическом уровне, который самому человеку непонятен и недоступен, организуется и поддерживается его духовной монадой. Монада способна динамически поддерживать, творить и саму себя (подобно Богу). Душа – не менее реальное творческое начало, чем дух, только сфера творческого действия другая: внешний мир, а не внутреннее устроение сознания.

 Тематики 
  1. Метафизика   (88)