В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Аргументы против всемогущества в Евангелии от Марка

"Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил." (Мк 6:4-6)

Интересный пример для опровержения всемогущества. Однако, модальный глагол мочь во многих языках имеет два разных значения – быть в состоянии и позволять себе. Например, когда вас о чем-то просят, что вы не считаете нужным или допустимым для себя сделать, вы, вероятно, ответите: "Я не могу на это пойти". Понятно, что в этом случае речь идет отнюдь не о физической возможности, а об ограничении, вами же самим на себя наложенном. Есть ли возможность проверить это утверждение?



Ответ

Здесь выражение "не мог" – по-гречески "oyk Edynato". Как легко видеть, используется слово, однокоренное с греч. dynamis – которое означало: сила, мощь, могущество, власть, способность и т.д. Поэтому выражение "не мог" в данном случае надо, по-видимому, понимать как "не в силах". В иных местах, где такое сочетание слов встречается в Новом Завете, обычно не приходится говорить о том, что оно означает нежелание субъекта при наличии реальной возможности осуществить действие – Мф 17:16; Мф 17:19; Мк 7:24; Мк 6:19; Мк 7:24; Мк 9:28; Лк 1:22; Лк 8:19; Лк 9:40; Лк 19:3; Ин 9:33; Ин 11:37; Деян 13:39; Евр 3:19. Хотя есть места, не вполне однозначные в этом плане – Ин 12:39, 1 Кор 3:1.

И есть ещё один, наверное, даже более чёткий аргумент против "всемогущества":

Мк 7:24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
Мк 7:25 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;


Собственно, и в цитате из вопроса по контексту видно, что дело было не в нежелании. Если было нежелание поощрять неверующих, то почему же Иисус потом "дивился неверию их"? Чему удивляться, если ты, основываясь на знании степени неверия, уже принял решение оставить их без чудес и даже не стал пытаться эти чудеса совершать? Другое дело, когда всё выясняется, так сказать, в процессе, где волевая вера или неверие людей оказывается самостоятельным фактором, влияющим на нечто невидимое и не способствующим (или даже препятствующим) чудесам.

Как известно по другим евангельским эпизодам, вера была очень важна действия чудесной силы, которой обладал Иисус. Например, одна женщина сумела исцелиться прикосновением к одежде Иисуса даже без Его ведома, и Он затем сказал ей "вера твоя спасла тебя" (Лк 8:48).

Между тем, именно как нежелание со стороны Иисуса попытался представить этот эпизод автор Евангелия от Матфея (в этом тексте явно прослеживается общая тенденция к приданию Иисусу черт Мессии-властителя, например "или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?" в Мф 26:53, "дана Мне всякая власть на небе и на земле" в Мф 28:18).

Мф 13:57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
Мф 13:58 И не совершил там многих чудес по неверию их.


Очень показательно, что здесь слова "не мог" исчезают. Они неприемлемы для автора этих строк, который стремится (не прямо, но косвенно) представить дело так, что Иисус, видя неверие людей, решил "многих чудес" не совершать.

 Тематики 
  1. Библеистика   (83)
  2. Иисус Христос   (38)