|
Невозможность путешествий во времени
Здравствуйте, извините, возможно не по теме вопрос, но прочитав "Динамическую метафизику бытия", так для себя и не понял: возможны ли путешествия во времени? Ведь если в Энрофе существует один поток времени, то движение вперед-назад должно быть возможным.
Ответ
Путешествия во времени, конечно же, невозможны. Если даже это осталось непонятым, то, видимо, надо поизучать философию и физику (особенно, теорию относительности, без знания которой всерьёз понять вопросы, связанные с временем, увы, не получится), а потом снова вернуться к тексту "Динамической метафизики".
Откуда вообще может взяться странная мысль, что в потоке времени можно "двигаться"? Что такое вообще "двигаться"? Движение в пространстве – это, метафизически, дискретные изменения связей между частицами материальности (никакого пустого пространства и непрерывно-геометрического движения в нём – не бывает в принципе). Время каждого элементарного объекта обусловлено разворачиванием его субстанции, полным воспроизведением объекта из самого себя с некоторыми изменениями. Мыслить путешествии в прошлое в рамках такой метафизики просто невозможно. Никаких координатных осей пространства и времени динамическая метафизика не знает, и они – не более, чем наши умозрительные конструкции.
Понятие потока времени охватывает подмножество частиц материальности того или иного слоя (если поток один-единственный, как в нашем мире, то он охватывает все частицы; если потоков несколько – то не все).
Однако интересные возможности, не нарушающие принцип причинности, всё же открываются. Прошлые "слои" первичной субстанции остаются доступными для прочитывания. Можно, условно говоря, "побывать" в прошлом мироздания, но без возможности каким-либо образом влиять на прошлое, менять его. Например, Д.Андреев в поэме "Гибель Грозного" в своих метаисторических созерцаниях, приводит довольно конкретные детали:
Вот, спускаюсь, через грусть кромешную,
Вглубь, по творческому ведовству,
В многострастную, и многогрешную,
И юродствующую Москву.
И мерцают, светятся в стихе
Очи прадедов за вечной тьмой –
Жизнь тех душ в метаньи и в грехе, –
Незапамятнейший опыт мой...
17
...Зла, как волк, над градом ночь безлунная.
По дворам – собачьих свор галдеж.
Эка тьма! Везде болты чугунные,
И от дома к дому не пройдешь.
По Кремлю, где лужи невпролаз,
Как слепые бродят сторожа,
И заклятьем кажется их глас
Против мрака, – бунта, – грабежа.
Теоретически, можно представить возможность незримого присутствия в прошлой истории, перемещения в пространстве, наблюдения с разных точек зрения. Но не более того. Вмешаться – невозможно. Это – абсолютная память о прошлом, но не более того.
|