Есть ли смысл в символике Креста если распятие – трагедия. Вопрос мотивирован в связи с темой ношения христианского креста (символ распятия, как-никак) человеком, разделяющим концепцию Д.Андреева.
Религиозно-философская концепция "Розы Мира" отвергает идею о ценности и необходимости крестной смерти Иисуса. Можно ли говорить, что тот факт, что центральной и важнейшей темой исторического христианства является Его смерть и воскресение, следует считать неким печальным недоразумением? Иными словами, действительно ли в верховном трансмифе христианства нет абсолютно ничего, связанного с распятием и с самой символикой креста?
Правильно ли будет говорить, что по "Розе Мира" центральным моментом должно бы считаться не распятие, а то, что сделано Иисусом в промежутке между распятием и воскресением (качественное изменение свойств кармы всех людей)? Нельзя ли тут перекинуть мост к современному христианству, которое, как кажется, уже отошло от ветхозаветной трактовки крестной смерти как "кровавой жертвы" карающему Богу, заменив ее рассуждениями о том, что Иисус "взял на себя" людские грехи и т.п..
Наконец, нельзя ли сохранить ценность символики креста просто из уважения к подвигу и "человеческой" твердости Иисуса, не ставшего искать спасения перед лицом смерти и давшего своим последователям пример стойкости?
Ответ
Носить крест – совершенно нормальное и правильное дело. От традиций вообще нельзя отказываться легко. И конечно же, в трансмифе христианства есть нечто, соотносимое с темой крестных страданий. Д.Андреев об этом пишет как в "Розе Мира", так и в стихах.
"Это было их причащением Богу-Сыну, распятому, пока существует во вселенной демоническое начало, в Мировой материи, Им оживляемой, – в той живой плоти, мистериальным знаком которой мы берём хлеб и вино." (РМ 7.1.14)
Даниил Андреев очень часто использовал выражения наподобие "Крест поэта" (название цикла стихотворений о трагических судьбах поэтов), "Крест ответственности", "крестный духовный труд" и др.
Крест для нас символизирует не факт жертвы, а готовность к самопожертвованию и к труду ради других, а не во имя своё.
Стоит заметить, что против символики Креста резко ополчаются Свидетели Иеговы, несмотря на то, что они принимают ортодоксальную догматику в вопросе об "искуплении". Догматику "искупительной жертвы" принимают, а крест в качестве символа – отвергают. Бывает и так.
Центральным моментом в голгофских событиях действительно следует считать "нисхождение во ад", но также ещё и воскресение Христа, потому что оно является ступенью к будущему всеобщему преображению человеческой природы.
Что касается отхода христианских конфессий от ветхозаветных трактовок "кровавой жертвы", то тут ситуация очень неоднозначна, в двух словах не опишешь. Мостик, всё же, сложно перекинуть. В современном православии довольно популярна "органическая теория искупления", но она всё равно в центр распятие ставит, полагая, однако, его не средством удовлетворения "справедливости" Бога, а средством исправления повреждённой природы.