В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Изображение Репиным сцены убийства Иваном Грозным сына

Счастлива возможности спросить, какой "узел" завязал Репин, изобразив на холсте красками сцену убийства Грозным своего сына? Кстати, в Третьяковке напротив этой картины висит портрет Льва Толстого – наверно, не случайно?


Ответ

Художник Репин (1844-1930), создав это полотно, кармически связал себя с Иоанном Грозным. Это и есть "узел", завязанный им. Поэтому Д.Андреев и пишет:

"Изображение Репиным убийства Грозным своего сына завязало такой узел, которого Репин не развязал до сих пор; развязывать его приходится в Друккарге – противостоящем Небесному Кремлю шрастре античеловечества России, где Грозный находится сейчас как пленник и раб." (РМ 3.3.22)

Возможно, восприятие картины зрителями оказывало отягощающее влияние на Грозного. Путь к избавлению от этой связи для самого Репина, вероятно, подразумевает, что он должен теперь помогать Грозному в его посмертном искуплении (которое уже века длилось к моменту, когда Д.Андреев написал эти строчки).

Что касается портрета Льва Толстого – то подобное соседство совсем не обязано указывать на некие глубинные связи... Один и тот же исторический период, близость художественных школ – вероятно, примерно такие соображения руководили организаторами галереи. Кажется, Толстой не проявлял глубокого интереса ни к картине Репина, ни к личности Ивана Грозного. Впрочем, если интересно, по этой теме есть такие сведения:

"А как раз накануне мы осматривали картинную галерею в Москве, и я был еще под тяжелым, почти подавляющим впечатлением ее. [...]

Когда мы заговорили с Толстым об этом стремлении русских художников точно щеголять мрачностью сюжетов, изображая упорно одну смерть и страдания, он нам сказал:

– Смерть безобразна и страшна только на полотнах наших художников. Здесь, в наших деревнях, она облекается в формы полные величественной простоты и почти радостна."

(Октав Гудайль в Ясной Поляне. – Вестник иностранной литературы, 1891, No 12)



"Разбойники не развращают умышленно людей, – правительства же для достижения своих целей развращают целые поколения детей и взрослых ложными религиозными и патриотическими учениями. Главное же, ни один самый жестокий разбойник, никакой Стенька Разин, никакой Картуш – не может сравниться по жестокости, безжалостности и изощренности в истязаниях не только с знаменитыми своей жестокостью злодеями – государями: Иоанном Грозным, Людовиком XI, Елизаветами и т. п., но даже с теперешними конституционными и либеральными правительствами с их казнями, одиночными тюрьмами, дисциплинарными батальонами, ссылками, усмирениями бунтов и избиениями на войнах."
(Л.Н.Толстой. Путь жизни)



Сам И.Репин пишет о Л.Н.Толстом так:

"Лев Николаевич Толстой как грандиозная личность обладает поразительным свойством создавать в окружающих людях свое особое настроение. Где бы он ни появился, тотчас выступает во всеоружии нравственный мир человека и нет более места никаким низменным житейским интересам.

Для меня духовная атмосфера Льва Николаевича всегда была обуревающей, захватывающей. При нем, как загипнотизированный, я мог только подчиняться его воле. В его присутствии всякое положение, высказанное .им, казалось мне бесспорным."


И вот, наиболее интересное, о мотивах создания своей картины:

"Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют такую влекущую к себе силу, что противостать ей могут только высококультурные личности. В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой сейчас же принялся за кровавую сцену "Иван Грозный c сыном". И картина крови имела большой успех."
(И.Е.Репин. Далекое близкое)


Как видим, мотивы Репина не заключали в себе чего-то "высокого", его картина не была следствием стремления проникнуть в метаисторическую суть вещей. Это было бессознательное прикосновение к каким-то демоническим сторонам бытия, происшедшее, к тому же, по причине внешних влияний. Но в силу художественной силы и того самого "большого успеха" у публики, о котором он сам говорит, и возник "узел". Д.Андреев в черновиках подчёркивает, что наиболее существенно в таких вопросах именно восприятие множеств людей, соприкасающихся с произведением искусства. (В одной из цитат выше как раз излагается зрительское восприятие картины Репина.)

 Тематики 
  1. Культура   (274)
  2. Трансфизическое   (182)