В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Евангельский эпизод изгнания торговцев из храма

Озадачивает эпизод изгнания Иисусом торговцев из Храма, во время первого прихода Иисуса в Иерусалим.

Ин 2:15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, {также} и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

Озадачивает с нескольких позиций.

1. Во-первых, как верно заметил Руслан Хазарзар в своей библеистической книге "Сын Человеческий", такой первый приход Иисуса оказался бы, скорее всего, и последним.
Даже если бы Иисусу удалось покинуть крам и город, он бы подвергся сразу же очень серьезному преследованию. Фарисеям и саддукеям уже не нужно было бы искать свидетельства против Иисуса. Одного этого больше чем достаточно.

2. Трудно представить всё это чисто технически. Практически никому неизвестный Иисус из Назарета должен был к тому времени достаточно иметь большое множество единомышленников, что бы изгнать торговцев.

3. Мне представляется этот эпизод сомнительным и с этических позиций. Конечно, насилие порой может быть оправдано как наименьшее из зол, но вряд ли это относится к той ситуации. Да и вообще, кроме описываемого эпизода, подобных "насильственных" случаев в известной евангельской биографии Иисуса Христа нет.

Но, в тоже время, это ведь Евангелие от Иоанна, текст которого, по версии "Разбора библйских оснований христианства" восходит к апостолу Иоанну, да и вообще выглядит наиболее привлекательным этически.

Нельзя ли дать комментарий по этому поводу?



Ответ

В книге Р.Хазарзара если что-то и сказано про эпизод разгона меновщиков по части сомнения в его достоверности, то появилось оно в тексте, наверное, недавно. В той версии, которую доводилось читать, всё ограничивается словами:

"Говорят, что по вшествии в Иерусалим Иисус вошел в Храм, который ввиду действий, связанных с жертвоприношениями, напоминал рынок (Вав Талм.Рош hашшана.31{а}; Санhедрин.41{а}; Шаббат.15{а}), "и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей" (Мф.21:12; Мк.11:15-16; Лк.19:45).

Этот эпизод очень нравился отрицавшим жертвоприношения христианам-эбионитам, и они приписали Иисусу следующую фразу: "Я пришел отменить жертвоприношения; если вы не оставите жертвоприношения, гнев Божий не оставит вас" (ЕЭ. – {Epiph.}Haer.30:10)."


Этические проблемы тут можно придумать, но по существу описание таково, что его можно интерпретировать и этически беспроблемно. Иисус опрокинул столы и свил бич, чтобы выгнать скот (упоминаются волы и овцы, которые смысла происходящего не понимали и выбежать из храма сами не догадались бы; им надо как-то "задать направление"). Людей бичом никто не хлестал. Опрокидывание столов торговцев – беда небольшая, так им и надо.

Эпизод упоминается не только в Ев. от Иоанна (Ин 2:13-18), но и во всех остальных (ссылки в тексте Р.Хазарзара выше), что автоматически придаёт ему высокую степень достоверности.

Технически здесь вообще нет сложностей, аргументом является не сила, а слова "возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли". Такая аргументация бесспорно должна была найти понимание у фарисеев (храмом заведовали саддукеи) и единственным вопросом их могло быть: "каким знамением докажешь Ты нам, что {имеешь власть} так поступать?" (Ин 2:18). Но сам поступок выглядел "убедительно".

Идея каких-то непременных преследований за такой поступок выглядит весьма надуманно. Святотатства здесь ни малейшего нет, скорее наоборот. Эпизод не направлен прямо против жертвоприношений, а только против торговли в Храме. Сторонников у Иисуса тоже могло быть немало, считать Его "никому не известным" оснований нет. Дело в том, что это только у Иоанна данный эпизод почему-то приходится на начало проповеди Иисуса. В синоптических Евангелиях – совершенно не так. Ещё раз стоит заметить, что Ев. от Иоанна написано через примерно 70 лет после событий, и Иоанн, доживший до очень преклонного возраста, вряд ли мог хорошо помнить все детали. Например, во всех трёх синоптических сказано, что крест Иисуса нёс Симон Киринеянин, а Иоанн пишет, что Он сам нёс этот крест (Ин 19:17), что конечно символически выглядит более эффектно. Но Д.Андреев согласен именно с синоптической версией: "И тёмный Симон из Киринеи // Громоздкий крест несёт на плечах". С другой стороны, в этом же стихотворении упоминается поток Кедрон, про который пишет только Иоанн (Ин 18:1).

 Тематики 
  1. Библеистика   (77)
  2. Иисус Христос   (38)