В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Вопрос о происхождении Бога, позиции С.Булгакова и Н.Бердяева

Меня интересует соответствует ли концепция Д.Андреева безначальности Бога Отца (Сергей Булгаков) или в ней есть подтверждение иной позиции Бердяева?


Ответ

Идея "безначальности" Бога принадлежит не о.Сергею Булгакову, а ортодоксальной догматике (православной, католической, большинству протестантов и т.д.), которой Булгаков в данном вопросе придерживался. Также исламу, иудаизму. А вот в зороастризме благой Бог имеет начало во времени.

Что касается Н.Бердяева, то он придерживался идеи "безначальной бездны", которую, как сам признавал, почерпнул главным образом у сапожника-мистика Якоба Бёме (Ungrund). Похожие идеи ещё до Бёме излагал богослов Мейстер Экхарт, у которого до-божественное начало называлось Gottheit. Экхарт учил, что Бог пребывает в становлении. С. Булгаков Экхарта и всю германскую мистику и философию за это направление мысли критиковал, тогда как Бердяев, имея в виду то же самое, утверждал, что "Германская мистика есть одно из величайших явлений в истории духа".

Концепция Д.Андреева прямо ничего не утверждает о происхождении, "безначальности" или "небезначальности" Божества. Можно констатировать, однако, что он не даёт ни единого намёка ни на "безначальность", ни на "актуальную бесконечность" Бога (но важно понимать, что актуальная конечность вполне совместима с потенциальной бесконечностью – т.е. с беспредельным ростом, а наличие начала при этом не подразумевает ни конца, ни зацикливания!).

Д.Андрееву, к счастью, абсолютно чужда бессмыслица ортодоксальных утверждений о Боге "вне времени". Богу неотъёмлемо присуща жизнь в собственном времени: Его действия в себе и порождают это время, тогда как "общего" для всех хода времени, которое можно было бы рассматривать отдельно от субстанции – нет вовсе; это следует из теории относительности. При том есть у Д.Андреева много такого, что требует мыслить Бога – существующим конечное время, совершенствующимся, на определённых этапах порождающего в себе третью ипостась (Логос) из любви первых двух (Отца и Приснодевы-Матери, которые изначальны), а затем приступающего к творению из себя отдельных, подобных себе, духовных монад, которые, в свою очередь, со-творят друг другу и вселенскому замыслу Божественного Логоса, созидая материальное мироздание и совершенствуясь.

Вместе с тем, никаких намёков на Ungrund или Gottheit у Д.Андреева нет. Тем более, нет такого, чтобы этот "добытийный" Ungrund был источником некоей "меонической свободы", из которой, по Бердяеву, появляется и зло (так обосновывается непричастность Бога к злу). Вообще мысли Бердяева на этот счёт показывают лишь то, насколько глубоко может вводить в заблуждение неспособность или нежелание определить понятия "свобода", "добро", "зло".

Таким образом, метафизика по Д.Андрееву, получается, отстоит как от ортодоксально-догматической позиции, так и от позиции Бердяева. Бог, по-видимому, имеет начало во времени, творит и совершенствует себя (на вопрос "кто создал Бога" в основном можно ответить тезисом о самосотворении), но при этом никакой до-божественной основы, во всяком случае "актуальной", – не существует. "Актуальной" – в смысле такой, которая оказывала бы какое-либо значимое влияние на мир и сейчас. Этим вопрос о первоначале, вообще говоря, не решается, но решается вопрос о сознании Бога; без введения повторяющихся циклов устраняется абсурд бесконечного периода существования сознания Бога до того, как Он начинает творить вовне себя.

 Тематики 
  1. Метафизика   (85)
  2. Различные системы идей   (61)