В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Индульгенции в католицизме, "юридическое" и "органическое" богословие

Прочитал в вашей религиозной ленте сообщение под заголовком "Папа Римский объявил о полной индульгенции в честь 150-летия явления Девы Марии в Лурде". Неужели католическое богословие все еще находится на таком древнем уровне? Неужели сам Папа до сих пор убежден, что соблюдение установленной им процедуры в самом деле ведет к освобождению от кары за грехи?


Ответ

С точки зрения ортодоксального христианства (не только католицизма), здесь нет ничего необычного. Ведь и прощение грехов даётся после каждой исповеди, перед причастием. Как и покаяние, индульгенция подразумевает не только процедуру, но и внутренний настрой человека – в статье ведь написано "...если они, с сердцами, полностью не привязанными ни к какому греху, с интенцией...".

Определение индульгенции из современного католического катехизиса:

"Индульгенция – это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими".

"Индульгения может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи". Индульгенции могут применяться к живым или к умершим.


В православии нет такого специфического понятия как "временная кара за грехи" (которая означала бы не "вечный ад", а чистилище или страдания на земле), поэтому и понятия индульгенции нет (есть, правда, епитимья, налагаемая священником). Но сам принцип прощения грехов – в общем-то примерно такой же, и поскольку источником возмездия считается Бог (Рим 12:19; Евр 10:30 – тут приложимо, "душа внушённых Богом книг / ошибками и ложью связана", по слову Д.Андреева), то прощение, получается, влечёт освобождение от божьих кар.

На самом деле, в католическом богословии традиционно силён "юридический" подход, в котором важно именно получить прощение со стороны Бога. К сожалению, юридический подход естественно вытекает из теории "искупления" ап. Павла (понятие, подменившие и заменившее иудейское "избавление"), и поэтому он присутствует также и в православии. В 19 веке юридические трактовки были в русском православии чрезвычайно сильны. Внутрицерковные оппоненты "юридистов" даже называют это время "латинским пленением", хотя правильнее говорить о неосознаваемом попадании под влияние интеллектуально превосходящей католической мысли (к чему католики не прилагали особенных усилий).

Однако, греческая ментальность и духовность была чужда латинскому правовому юридизму (от римской империи унаследованному, откуда также его перенял римский гражданин ап. Павел). Поэтому у византийских восточных отцов церкви, и, особенно, у практиков-подвижников упор обычно делается на органический подход, когда целью видится внутреннее преображение собственной души и всего существа при помощи Бога, а не внешнее формальное изменение отношения к человеку со стороны Бога.

В русском православии движение в сторону "органического" понимания произошло в советский период – как собственно в стране (начиная с митр. Сергия Страгородского; того самого, что избрал путь подчинения церкви властям), так и в эмигрантских кругах. Однако сейчас против этого есть заметная консервативная реакция, апеллирующая уже к собственным, российским, авторитетам периода того самого "латинского пленения". Надо сказать, что согласовать органический подход с некоторыми христианскими догматами, особенно с догматом об "искуплении", действительно очень проблематично (юридическая теория искупления тоже страдает абсурдностью, но по этот абсурд традиционно привычен и локализован в нескольких конкретных точках).

В католицизме после II-го Ватиканского собора также произошли подвижки в сторону отхода от богословского юридизма. Папа Иоанн Павел II, по сути, не был юридистом, и у него есть вполне определённые высказывания на этот счёт. Однако и традиционная школа, при всё своей неправоте по существу, ещё сильна, и она более логична в рамках системы, опирающейся на традиционно признаваемый набор аксиом. Нынешний папа римский очевидно близко именно к старому догматическому подходу. Может быть, отсюда и происходит избрание им таких форм церковных действ, как индульгенции.

 Тематики 
  1. Католицизм   (357)
  2. Богословие   (96)