В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Спасение всех и личная свобода

Если все личности свободны, то как получается, что в конце второго эона все спасутся без исключения? Не противоречит ли это свободе? И значит ли это, что спасуться вообще все во всей Вселенной когда-то?


Ответ

Не совсем корректная формулировка: точнее было бы сказать не "спасутся", а "обратятся к добру".

Чтобы разобраться в этих вопросах, надо определить понятие "свобода", в первую очередь – чем свобода выбора и действия (внешняя) отличается от свободы воли (внутренней независимости от внешних влияний). Подробно об этом рассказывается в "Динамической метафизике бытия".

Тогда и станет понятно, что ни у кого в мироздании не бывает абсолютной свободы выбора, и вопрос должен ставится лишь о достижении её достаточного уровня, и о том, чтобы большой объём свободы выбора одного не достигался за счёт ограничения свободы выбора множества других (пример – тиран, вроде Нерона, и подвластные ему массы).

Что касается свободы воли, как независимости сознания от внешних влияний ("управления"), то она может быть абсолютной у Бога и у духовных монад, но не у человеческой души; это просто наблюдаемый факт. Душа человека обладает только определённой степенью свободы воли, различной у разных людей, в разных обстоятельствах и состояниях. У младенца свобода воли вообще минимальна сравнительно со взрослым состоянием, и воспитывая детей на них можно воздействовать в обход этой свободы. Путь индивидуального становления приводит к возрастанию степени свободы воли души, и максимума она достигает при слиянии души со своим духом (монадой) и переходе к подлинно высоким формам духовного бытия и творчества.

Надо понимать, что склонение людей к злу, если смотреть глобально, не есть результат какого-то их свободного внутреннего решения, которое почему-то (почему?) оказывается одинаковым у многих людей. Это следствие искажённости человеческой природы и мировых законов волей демонических сил. Тем самым порождаются тёмные влияния на душу, на волю и на чувства со стороны бессознательной сферы, проходящие помимо осознания и волевого принятия/непринятия этих влияний, в чём и состоит нарушение свободы воли. Обратный процесс будет состоять в преображении Христом этой природы и законов и в создании новой ситуации, когда аналогичные бессознательные влияния (для человека, на его стадии становления, они необходимы) не будут содержать в себе ничего тёмного.

Ход событий таков, что после локальной победы над демоническими силами, побеждённые демоны и те люди, кто прежде оступился и пал, оказываются в условиях, когда у них нет перспективы реализации своих злых намерений, т.е. ограничена их внешняя свобода выбора. (Если бы эти злые намерения реализовались, тем самым была бы ограничиваема свобода выбора других существ и многие бы пострадали от них, а также многие были бы совращены на пути зла с нарушением свободы воли.) Естественно, новые условия с отсутствием всякой перспективы заставят переосмыслить многое. Поэтому и становится возможным возвращение на пути добра не только душ демонов и претерпевших нисходящее посмертие людей, но даже демонических духовных монад, хотя на них невозможны никакие бессознательные влияния.

Главное, иметь в виду следующее: невозможно какое-то "спасение" в виде некоего единовременного акта апокатастасиса, когда внешним действием все злые существа становятся добрым. Это индивидуальный и длительный процесс. Теоретически, если кто-то не захочет обращаться к добру, то просто будет оставаться в состоянии изолированности от всего остального, светлого и преображённого бытия. Разумеется, такой личности не дадут возможности реализовывать какие-либо злые намерения, и будут стараться помочь ей измениться, без малейшего насилия, а только любовью и добрым отношением. Понятно, что такой подход в этическом плане неизмеримо выше ортодоксальной догматической позиции, которая предлагает всех грешников отправить на вечную погибель в ад, или, например, варианта адвентистов, которые предлагают все "неподходящие для рая" души людей попросту уничтожить (не воскрешать).

Действительно, в идеале возвратятся к добру и к Богу все во Вселенной, кто отступил. Впрочем, относительно духовных монад великих демонов этого утверждать нельзя со всей определённостью. Важно, что когда они будут побеждены, то уже не смогут умножать зло в мире. И будет прилагаться максимум усилий Провиденциальными силами, чтобы помочь им измениться.

 Тематики 
  1. Богословие   (96)
  2. Теодицея   (21)
  3. Сознание   (49)