В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Православный экзорцизм

/// На днях по телевизору смотрел беседу со священником. В беседе он сообщил, что внутри каждого человека может поселиться бес. Он может стать нашим вторым "Я", толкающим на нехорошие поступки. Этим, в частности, объясняется неожиданные превращения вполне хороших людей в свои противоположности. Батюшка предложил внимательно прислушиваться к себе и не поддаваться на увещевания беса. В христианстве и поныне существует практика изгнания дьявола. В очень хорошем современном фильме "Остров" сцена экзорцизма является одной из центральных в сюжетной линии. Ваше мнение о способности вселения внутрь тела (физического или тонкоматериального) некоторой посторонней сущности, способной влиять на сознание человека? Как практика экзорцизма согласуется с наукой ///


Ответ

Очевидно, что внутрь тела, в буквальном смысле, никто не вселяется, а выражение "бес вселился" могло бы подразумевать установление связи между человеком (его эфирным телом) и каким-то демоническим существом. Принципиально отрицать такую возможность нельзя. Ведь на самом деле такое явление принципиально не отличалось бы, например, от трансфизической связи между демоном государственности и некоторыми людьми – активными орудиями и проводниками его воли, которых могут быть тысячи.

Вопрос лишь в том, зачем демонам нужен конкретный человек, почему они готовы тратить на него время и силы. Это, действительно, не вполне ясно, если речь идёт о рядовых людях, ни на что в глобальном масштабе не влияющих. Поэтому разумнее предположить в таких случаях не личное участие какого-либо из демонических существ, а устойчивое закрепление некоего безличного эфирноматериального образования как аномалии в бессознательной сфере человека, которая влияла бы на него. "Изгнание беса" при этом можно было бы понимать как исправление ситуации.

Реально люди, которые выглядят как "одержимые", конечно, существуют. О случаях их исцеления посредством экзорцизма услышать тоже можно, в т.ч. в личных разговорах со священниками. С наукой практика экзорцизма, очевидно, позитивно не согласуется, но и не противоречит науке, поскольку говорит о вещах, которые в современной науке (нейропсихологии) достоверного теоретического объяснения не имеют.

Кажется, конкретно в современной православной практике экзорцизма ("отчитки") есть ряд сомнительных моментов. Резко против экзорцизма выступал проф. Московской Духовной Академии А.И. Осипов, сугубый, впрочем, "богослов-теоретик", не имеющий практического опыта и выступающий с формально-догматических позиций:

http://www.nerungri.ru/users/church/pprav/suever3.htm

С ним многие православные не согласны. Другая точка зрения, близкая к "общепринятой в православии", выражена в статье "Проблема бесоодержимости":

http://www.cdrm.ru/kerigma/rek-lit/duhovn/proch/oderjim.htm

"Принципиально допуская возможность "демонических овладений", они [отцы церкви] сходятся в признании чрезвычайной редкости подобных состояний и оставляют их как бы на периферии духовной жизни. И отцы-пустынники, и "всероссийский батюшка" св.Иоанн Кронштадский и авторитетный психолог и богослов о.А.ван Каам центрируют острие "невидимой брани" на преодолении "страстей", "скрытого беснования плоти", "мини-обсессий". Нравственному преображению, обновлению ума – "метонойи", как истинному покаянию будет более способствовать не внешне-обрядовое, а внутренне-сердечное восприятие данной реальности."

 Тематики 
  1. Православие   (766)
  2. Трансфизическое   (182)