Это первое по-настоящему серьезное столкновение России с Западом. И не последнее, война против нас будет продолжаться и дальше.
Когда война ведется по всем фронтам, нужно отвечать тем же. И варианты такого ответа у нас есть, считает директор Института РУССТРАТ Елена Панина
На Украине продолжается военная спецоперация. Но тот набор санкций, которые Запад обрушил на Россию – это настоящая война. Причем ведется она давно, а сейчас приняла беспрецедентно острую форму.
Нам хотят внушить, что весь мир против нас. Однако международная изоляция России при помощи санкций – это миф. Их не поддержали не только Китай, Аргентина, Бразилия, Мексика, Молдавия, Грузия, Киргизия, но и такие ближайшие союзники США как Объединенные Арабские Эмираты и Израиль. Не приняла решения Индия. Даже Япония относится к ним крайне сдержанно, особенно в области энергетики. Кстати, отдельный сюжет – сами Соединенные Штаты. Обратите внимание: свои «Боинги», энергетику, космос под санкции против нас они не подвели.
Вместе с тем то, что мы наблюдаем в страна Евросоюза, – не что иное, как санкционная истерия, причем политика настолько затмила здравый смысл, что вполне уместно применить русскую народную поговорку: раз пошла такая пьянка, режь последний огурец. В этой ситуации мы должны давать гораздо более жесткий и адекватный ответ. Когда война ведется по всем фронтам, нужно отвечать тем же. И варианты такого ответа у нас есть.
Почему, например, мы до сих пор поставляем в Германию и страны Евросоюза наши энергоресурсы, если они поставляет на Украину летальное оружие? Можете себе представить ситуацию, когда танки Гудериана идут на Москву, а Советский Союз поставляет агрессору топливо для этих танков? Надо прекратить поставки нефти и газа тем государствам, которые, по сути, воюют против нас. Им надо ответить.
И речь не только об энергоресурсах.
Тот же самый концерн «Боинг», продукцию которого США не запретили нам покупать, покрывает свои потребности в титане на 35 % за счет России. То же самое касается и уранового концентрата, который Россия поставляет для американских АЭС. И это далеко не весь список возможных с нашей стороны контрсанкций, причем в списке этом – не только сырье. А без тех же «Боингов» мы обойдемся – будем развивать свою авиацию.
Запад должен понять, что Россия сопротивляется, и дальше будет сопротивляться этому прессингу. Чем жестче будет наш ответ, тем большее впечатление он произведет на тех, кого Запад подталкивает к изоляции России, но кто пока воздерживается от санкций. Многие страны смотрят, как повернутся события, чем это закончится. И не только потому, что не хотят попадать в санкционную мясорубку. Но и потому, что у многих народов сильно отторжение того мирового порядка, который повсеместно насаждают США. Сейчас наступает определенное отрезвление.
Западный бизнес тоже должен понять, что его потери в случае ухода из России будут очень значительными. На примере компании «Бритиш Петролиум», которую принудили к такому уходу британские политики, мы видим, сколько она теряет. Одни дивиденды от деятельности в России за прошлый год составили 640 млн долларов, а в целом руководство BP уже объявило о списании 25 млрд долларов убытков в связи с выходом из «Роснефти». И это точно не бизнес-выбор. Компанию просто политически нагнули.
После того, как премьер Михаил Мишустин объявил абсолютно правильную в условиях тотальной санкционной войны против России меру – о запрете на вывод иностранных активов из России, потери будут еще больше. И для западного бизнеса, и для экономики Европы в целом.
К тому же, надо понимать, что если такие крупные компании, как BP или Шелл, политики могут нагнуть, то заставить десятки, а то и сотни тысяч предприятий и фирм прекратить поставки на российский рынок практически невозможно. Для многих из них это будет равноценно банкротству.
Противники жесткого ответа нам говорят: «не надо ссориться, не надо перекрывать поставки газа на Запад – мол, не будет валюты, а это недопустимо в ситуации замораживания золотоволютных резервов». Давайте посчитаем.
У нас на сегодня 643 млрд долларов золотовалютных резервов. Минус монетарное золото, стоимость которого в действующих ценах составляет примерно 132-135 млрд долларов, и оно – в наших, слава Богу, хранилищах. Часть валютных резервов Минфин и ЦБ успели перевести в другие юрисдикции. Таким образом, потери от заморозки ЗВР могут составить приблизительно 200 млрд долларов. Это тоже много. Но если наши валютные экспортеры в соответствии с решением правительства начнут оставлять 80% вырученной валюты в России, мы получим порядка 450 – 500 млрд долларов в год. Это компенсирует замороженные активы Центробанка. Кроме того, есть и другие возможности.
А что касается продаж газа за рубеж, мы должны ограничить их, разумеется, в отношении только тех стран, которые объявили нам экономическую войну. У нас есть другие рынки. Только с Китаем подписаны контракты на поставку 48 миллиардов кубометров газа в год. Это сопоставимо с проектной мощностью «Северного потока – 2».
Теперь главное. С учетом тех мер, которые принимаются правительством, чтобы сохранить валюту в стране, ресурсов должно хватить на то, чтобы поддержать население. Я считаю, что решение Центробанка по поводу повышения ключевой ставки до 20% должно сопровождаться мерами по поддержке ипотечного кредитования. Сейчас коммерческие банки подняли процент по ипотеке до 18-19%. Надеюсь, будет принят целый ряд мер, направленных на решение проблем не только бизнеса, но и населения. Хотя, конечно, и бизнес надо поддерживать.
Надо переходить на социальную ипотеку через АИЖК – Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию. И это сыграет не только социальную роль, но и экономическую – жилищное строительство всегда является драйвером экономического роста.
Надо выдавать специальные кредиты для предприятий под государственные программы, как это было в свое время сделано в аграрном секторе через специальные программы и льготные 5-процентные спецкредиты, что позволило вывести нашу аграрную сферу из зависимости от внешних закупок.
Все эти меры известны. Важно, чтобы они не запоздали и четко выполнялись на всех уровнях.
Это первое по-настоящему серьезное столкновение России с Западом. Думаю, что не последнее, война против нас будет продолжаться и дальше, дай Бог, чтобы это не перешло в большую мировую войну. Но то, что мы на пару десятилетий, как минимум, отодвинули угрозу от своих границ, и нашли способ отстоять свое место в мире, это уже факт.
Елена Панина
Источник: russtrat