Такого и не припомнишь. Лидер американской политологии – журнал «Foreign Affairs» посвятил свой свежий номер критической разборке нынешних дел в самых разных сферах жизни США. Авторы журнала анализируют внешнюю и внутреннюю политику своей страны и приходят к самым неутешительным выводам.
Приведем здесь только вступительную – весьма лапидарную – статью редактора, открывающую этот номер «Foreign Affairs», в которой дается обзор его содержания с указанием главных тем. Называется это предисловие очень многозначительно: «What Happened to the American Century? An Autopsy of the Last Decades of American Global Leadership» – «Что случилось с американским веком? Вскрытие последних десятилетий американского глобального лидерства». Там сказано следующее:
«Поколение назад Соединенные Штаты уверенно вели мир к тому, что должно было стать новым Тысячелетием мира, процветания, свободы и сотрудничества. Теперь земной шар движется к турбулентности. Как все могло развалиться так быстро? Оглядываясь назад, можно сказать, что это скольжение вниз было неизбежно. Сегодня, похоже, необходимо объяснить, как Вашингтон мечтает сохранить добродетельную гегемонию США в условиях конфликта внутри страны и за рубежом».
Журнал «Foreign Affairs», как пишет его редактор, «решил провести вскрытие (autopsy) политики американского лидерства последних десятилетий – тех лет, когда элиты США растратили наследство и доброе имя, завещанное им предками».
В статье «The Self-Destruction of American Power» («Самоуничтожение американской мощи») Фарид Закария анализирует «тонущий» курс гегемонии Соединенных Штатов после окончания «холодной войны» – от падения Берлинской стены до падения Багдада, отмечая, что «внешние шоки и вызовы причиняют боль, а неудачный стратегический выбор наносит еще больший ущерб».
Ларри Даймонд в статье «Democracy Demotion. How the Freedom Agenda Fell Apart» («Демократия понижена в должности. Как провалилась программа свободы») прослеживает тенденцию демократизации, показывая, как её откат привел мир в «новую эру персонализированного авторитаризма».
Дани Родрик в материале «Globalization’s Wrong Turn. And How It Hurt America» («Неправильный поворот глобализации. И как это вредит Америке») и Джиллиан Тетт в статье «Faith-Based Finance. How Wall Street Became a Cult of Risk» («Финансы – это Вера. Как Уолл-стрит стал культом риска») оценивают то, как Вашингтон осуществляет своё управление глобализацией и финансами. Они отмечают, что апофеоз неолиберализма и импульс к гиперглобализации вызвали, с одной стороны, большую экономическую интеграцию между странами, а, с другой стороны, – политическую дезинтеграцию внутри них. В результате все добились обратной реакции в форме популизма. А культура американских финансов, которая колонизировала мир, втянула его, в конце концов, в кризис. И такое может повториться, если финансовая система не станет слугой экономики, а не её хозяином.
Джейкоб Хакер и Пол Пирсон назвали свой материал «The Republican Devolution. Partisanship and the Decline of American Governance» («Республиканское вырождение. Приверженность к системе американского управления и её упадок»). Эти авторы обращают свое внимание на систему управления страной, они исследуют снижающуюся по факту способность использовать правительство США в интересах предоставления широких общественных благ. Они призывают к изменениям в Республиканской партии и её повестке дня.
Джулия Азари в статье «It’s the Institutions, Stupid. The Real Roots of America’s Political Crisis» («Это – государственные институты, глупцы. Настоящие корни политического кризиса в Америке») разбирает «внутреннюю дисфункцию» системы власти в США. Она винит Вашингтон в том, что сегодняшние проблемы проистекают из ранее провалившихся, незавершенных реформ. А демократия стала «слишком широко инклюзивной и совершенно неэффективной».
Редактор журнала свою вступительную колонку, которую мы здесь цитируем, завершает на совсем пессимистической ноте: «В начале 1990-х годов эпоха американского послевоенного господства перешла в эпоху американского господства после «холодной войны». Теперь эта эпоха переходит в нечто иное, пока неизвестное. Sic Transit Gloria Mundi».
Ну, а мы со своей стороны напомним, что к такому состоянию привела США сама сущность англосаксонской природы, о чем едко и метко написал ещё Марк Твен: «Мы – англосаксы, а когда англосаксу что-нибудь надобно, он идёт и берёт». Если перевести эту выдающуюся декларацию (и чувства, в ней выраженные) на простой человеческий язык, она будет звучать примерно так: «Мы, англичане и американцы – воры, разбойники и пираты, чем и гордимся».
А у такой публики Системы Созидания нет от слова «совсем». Хорошо жили, пока 500 лет высасывали ресурсы со всего мира. А теперь им надо консолидировать внутренний потенциал и мобилизовывать собственные возможности. И вот с этим начались проблемы. Выдать лозунг «Make America Great Again!» – этого ещё недостаточно для реализации своих намерений. Вот и задался вопросом «Foreign Affairs»: «Что случилось с американским веком?». И неслучайно американские политологи и эксперты уже приступили к «autopsy», сиречь – «вскрытию», самой американской системы, чтобы понять – что там у неё внутри не так?
Воистину – «Sic Transit Gloria Mundi», в переводе с латыни – «Так проходит мирская слава». Причем, заметьте, не мы это сказали.
Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Источник: "Международная жизнь "