Президент США Дональд Трамп выкинул очередной фортель на поле противостояния с Венесуэлой, чем сильно удивил теперь уже своих союзников по НАТО. Во время визита в Вашингтон президента Бразилии Жаира Болсонару хозяин Белого дома заявил, что, возможно, предложит альянсу принять южноамериканскую страну в свои ряды.
Было бы наивно рассматривать это заявление как намерение официального Вашингтона закрепить свое военное влияние на Латинскую Америку: на своих «задворках» США и без того делают практически всё, что хотят. Это заявление Трампа напрямую связано с его планами свергнуть президента Венесуэлы Николаса Мадуро, в том числе с помощью силовой акции. США рассчитывают использовать для этого своих ближайших союзников в регионе: Бразилию и Колумбию, которые в отличие от всех других стран Латинской Америки публично поддерживают интервенционистские планы США в отношении Венесуэлы.
Трамп не намерен брать назад свои заявления о том, что «дни Мадуро сочтены», и не намерен отступаться от своих планов скинуть законного президента Венесуэлы. Все методы непрямого воздействия результатов Белому дому не принесли. Прошло больше месяца, как Хуан Гуайдо провозгласил себя «президентом» Венесуэлы, но при этом ситуацию в стране контролирует законный президент Мадуро. «Блицкриг» Вашингтона провалился. Волну народного недовольства против Мадуро поднять не удается. И даже последняя провокация посредством кибератаки на энергосистему Венесуэлы не принесла никаких успехов, местные не протестуют против Мадуро по причине того, что страна несколько дней жила без энергоснабжения. Все же поняли, кто «отключил рубильник».
Вступление Бразилии в НАТО реально только теоретически. Уже сейчас с огромной долей уверенности можно предсказать, что союзники США по альянсу зададут скептический вопрос: а зачем? Ведь Штаты и без того полностью — за исключением Кубы, Никарагуа и Венесуэлы — контролируют всю Латинскую Америку. У США в регионе десятки военных баз, которые размещены в странах Центральной Америки и Карибского бассейна, в Колумбии, Перу, Чили, Парагвае. Правительства абсолютного большинства стран региона послушно выполняют все указания Америки, признавая ее финансовую и военную власть к югу от Рио-Гранде.
Достаточно взглянуть на работу Организации американских государств или на наспех сколоченную для давления на Венесуэлу «группу Лимы», чтобы все стало ясно: в Латинской Америке все дышат по приказу из Вашингтона. Зачем еще и в НАТО кого-то принимать? Кроме того, законно возразят союзники США, есть уже устоявшийся в таких случаях механизм предоставления статуса основного союзника США вне НАТО, который имеют, в частности, Австралия, Япония, Южная Корея, Иордания, Новая Зеландия, Аргентина и Филиппины.
Есть и еще более конкретная форма привязки какой-то страны именно к НАТО. Колумбия в июне прошлого года стала первым «глобальным партнером» НАТО в Латинской Америке. Латиноамериканская печать говорила об этом факте так, будто подразумевалось фактическое присоединение Боготы к альянсу. По сути, так оно и есть. Причем в Латинской Америке никто не скрывал, что втягивание Североатлантическим альянсом Колумбии в сферу своих «партнеров» де-факто на правах члена представляет собой формальную подготовку США к вооруженному вторжению в Венесуэлу. Скорее всего, то же самое случится и с Бразилией.
Нельзя исключать, что США играют вдолгую и рассчитывают, в случае если Бразилия реально станет членом альянса, на применение статьи № 5 его устава, которая предполагает коллективный военный ответ со стороны всех стран НАТО, если какая-то из них подвергнется агрессии. То есть любая организованная Штатами провокация на границе Венесуэлы и Бразилии может быть представлена американцами как «агрессия против члена НАТО со стороны Венесуэлы», что вынудит весь альянс обрушить на нее свою военную мощь. Но всё же остается большим вопросом, как много стран-членов готовы согласиться быть втянутыми в авантюру в Южном полушарии с непредсказуемыми последствиями.
Между тем, чем дальше идет время и чем больше США давят на Венесуэлу, тем яснее становится, что все «бескровные» планы Америки один за другим дают сбой. А потому силовая акция, похоже, остается единственным выходом для Вашингтона. Какой она будет? Очевидно, что США взвешивают все за и против и думают, как именно провести силовую акцию против Венесуэлы, в том числе с участием вооруженных сил Колумбии и Бразилии. Между тем вероятный провал прямого вооруженного вторжения поставит крест на планах Трампа переизбраться на второй срок. И это уже серьезный фактор, который объясняет, почему он до сих пор не отдал приказ атаковать Венесуэлу.
Тогда наиболее вероятным сценарием действительно остается использование Бразилии и Колумбии как плацдарма для базирования наемников, которые, начнут против властей Венесуэлы партизанскую войну. Именно так действовали США в 1980-х годах против Никарагуа. В течение десятилетия страна подвергалась террору со стороны «контрас», которые базировались на американской базе «Агуакате» на территории Гондураса.
Игорь Борисович Пшеничников – эксперт РИСИ, руководитель Центра по связям с общественностью и СМИ
Источник: "Известия"