В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Дональд Трамп: «Сегодня вечером я прошу вас выбрать величие Америки»

Ежегодное обращение президента США к Конгрессу в нынешнем году припозднилось. Ожидали его 29 января, однако из-за shutdown, то есть «закрытия правительства», сиречь – приостановки финансирования управленческого аппарата из государственного бюджета, речь Трампа была перенесена на 5 февраля. А не было бы решения президента США о приостановке shutdown’а, то и речь его была бы отодвинута ещё дальше по времени. Это, кстати, дает возможность высказать предположение о том, что «открытие правительства» всего-навсего «на три недели», о чем Трамп договорился с демократами, и было реализовано ради выступления президента. Ему это надо, в первую очередь, чтобы зафиксировать – и не в Twitter’e, а с официальной трибуны – свою позицию по немалому кругу беспокоящих американское общество проблем. Получилось, правда, не совсем так…

Нельзя сказать, что и в других странах, в том числе, у нас, не проявлялся интерес к тому, как Трамп выскажется относительно развития ситуации в мире, прежде всего, в «горячих точках», и в плане его видения перспектив российско-американских отношений. Выход США из Договора по ракетам средней и меньшей дальности (РСМД), объявления о том, что Трамп выводит войска из Сирии и Афганистана, стремление пересматривать целый ряд международных обязательств Вашингтона – все это вызывает вопросы относительно будущего.

Рамки более-менее устоявшихся после Второй Мировой войны международных отношений Трампу – уже не указ, и это ставит мир перед фактом – США отказываются от своих обязательств и в мировой экономике, и в сфере безопасности, и по целому ряду политических вопросов. Да, как мы уже писали, «Вашингтон переходит к стратегической обороне ради концентрации сил и выигрыша будущего», поэтому интересно посмотреть, насколько откровенно сказал – либо завуалировал это – президент США в своем обращении к Конгрессу.

Итак, обзор наиболее интересных, на наш взгляд, позиций, которые прозвучали вечером 5 февраля в речи Дональда Трампа, которую он назвал «Remarks by President Trump in State of the Union Address», что можно перевести, как «замечания, заметки». А ведь год назад его речь с этой же трибуны Конгресса именовалась «President Donald J. Trump’s State of the Union Address». Детали, детали… Что там, в них, кроется? Так, не является ли это название проявлением неких размышлений, но не твердых убеждений, Трампа относительно того, о чем он говорит? Постараемся это оценить.

А также заметим, что Трамп пригласил в зал заседаний многих американцев – от ветеранов Второй Мировой войны и астронавтов до недавно выпущенных из тюрьмы заключенных и малых детей, а также многих простых американцев, к каждому из которых он обращался персонально по имени. Элемент шоу? Но, не на этой ли демонстрации «единения с народом» плюс на перечислении целого списка экономических успехов старался Трамп сконцентрировать внимание публики? И концовка его речи была, как говорится, «духоподъемной» и очень эмоциональной. Процитируем её:

«Сегодня вечером у нас присутствуют законодатели со всей нашей великолепной республики. Вы пришли со скалистых берегов Мэна и вулканических вершин Гавайев; из заснеженных лесов Висконсина и красных пустынь Аризоны; от зеленых ферм Кентукки и золотых пляжей Калифорнии. Вместе мы представляем самую необычную нацию во всей истории.

Что мы будем делать с этим моментом? Как нас будут помнить?

Я спрашиваю мужчин и женщин этого Конгресса: посмотрите на возможности перед нами. Наши самые захватывающие достижения еще впереди. Наши самые захватывающие путешествия все еще ждут. Наши самые большие победы еще впереди. Мы еще не начали мечтать.

Мы должны выбрать, определяемся ли мы нашими различиями или решаем ли мы их преодолеть?

Мы должны решить, будем ли мы растрачивать свое великое наследство или с гордостью заявляем, что являемся американцами?

Мы делаем невероятное. Мы бросаем вызов невозможному. Мы побеждаем неизвестное.

Это время, чтобы возродить американское воображение. Это время для поиска самой высокой вершины и нашей самой яркой звезды. Это время, чтобы укрепить узы любви, верности и памяти, которые связывают нас как граждан, как соседей, как патриотов.

Это наше будущее, наша судьба и наш выбор. Я прошу вас выбрать величие Америки».

Трамп прибегнул, как это и водится в американской пропаганде, к возвеличиванию своей страны – «this country», и к игнорированию остальных. Чего стоит только его пассаж о том, как – не удивляйтесь – оказывается, 75 000 американцев с неназванными союзниками победили в Европе во Второй Мировой войне. Он же прямо заявил в стенах Капитолия: «В «день Д», 6 июня 1944 года, 15 000 молодых американцев спрыгнули с неба и еще 60 000 ворвались с моря, чтобы спасти нашу цивилизацию от тирании. Здесь с нами сегодня вечером трое из этих невероятных героев: рядовой первого класса Джозеф Рейли, старший сержант Ирвинг Локер и сержант Герман Зейчик. Господа, мы приветствуем вас». Хорошо, что ещё «рядового Райна» не упомянул…

А так – всё у них, как обычно: всё они «сделали сами», и искренне в это уверовали. «В ХХ веке Америка спасла свободу, преобразовала науку, создала средний класс – нигде в мире нет ничего, что могло бы конкурировать с Америкой», – говорил Трамп.

Кажется, президент США выступал не в Конгрессе, а на митинге – похоже, что он начинает свою предвыборную кампанию в «гонке-2020»: «Вместе мы можем преодолеть десятилетия политического тупика. Мы можем преодолеть старые разногласия, залечить старые раны, создать новые коалиции, выработать новые решения и открыть необычайное будущее Америки. Это наше решение».

Как апофеоз: «Сегодня вечером я прошу вас выбрать величие». И не раз зал Конгресса откликался на слова президента скандированием: «USA! USA! USA!»

Цифры роста экономики США были главными козырями Трампа в этом выступлении. Он подчеркнул и «создание 5,3 миллионов рабочих мест, среди которых 600 тысяч в производственном секторе». И то, что «почти 5 миллионов американцев сняты с продовольственных талонов». И, что «безработица достигла самого низкого уровня за последние полвека». И то, что «сейчас работает больше людей, чем когда-либо в истории нашей страны – 157 миллионов человек».

Гордость Трампа: «Моя администрация за короткий срок сократила больше правил, чем любая другая администрация. Компании возвращаются в нашу страну в большом количестве, благодаря нашему историческому снижению налогов и правил. Мы развязали революцию в американской энергетике. В настоящее время Соединенные Штаты являются производителем нефти и природного газа номер один в мире. И теперь, впервые за 65 лет, мы являемся чистым экспортером энергии» («страна-бензоколонка»?).

Были и проговорки в тексте. Сначала: «Наша страна динамична, а наша экономика процветает как никогда!» И через несколько абзацев: «Обе партии должны быть в состоянии объединиться для великого восстановления разрушающейся инфраструктуры Америки». («Both parties should be able to unite for a great rebuilding of America’s crumbling infrastructure»). Так «процветает» или «разрушается»?

Конечно, вопрос о стене на границе с Мексикой – в центре забот Трампа: «Я приказал направить еще 3750 солдат на нашу южную границу... Беззаконие на нашей южной границе – угроза безопасности и финансовому благополучию всей Америки. У нас есть моральная обязанность создать иммиграционную систему, которая защищает жизнь и работу наших граждан… В прошлом большинство людей в этой комнате голосовали за стену, но надлежащая стена так и не была построена. Я построю это».

Вот так Трамп держал аудиторию на вопросах внутренних, которые для американцев всегда намного важнее международных, и лишь ближе к завершению своего выступления сделал несколько тезисов по внешним делам в том же митинговом стиле. Впрочем, периодически Трамп переходил с международной тематике на внутреннюю – более интересную аудитории, а потом возвращался к мировым делам. Впрочем, говорил о них, как бы «по касательной».

А за границей, о чем мы и писали в начале этого материала, ждали прояснения позиций США именно в международных делах. И услышали вот что.

Об отношениях с Китаем: «Чтобы закрепить наш невероятный экономический успех, один из приоритетов имеет первостепенное значение: обратить вспять десятилетия катастрофической торговой политики. Так с этим плохо. Сейчас мы даем понять Китаю, что после многих лет кражи нашей интеллектуальной собственности, американских рабочих мест и материальных ценностей, всё это закончилась. Мы ввели тарифы на 250 миллиардов долларов китайских товаров, и теперь мы получаем миллиарды и миллиарды долларов. Я очень уважаю президента Си, и сейчас мы работаем над новым торговым соглашением с Китаем. Но это должно включать реальные структурные изменения, чтобы положить конец несправедливой торговой практике, уменьшить наш хронический торговый дефицит и защитить американские рабочие места».

Торговые отношения в Северной Америке: «Еще одной исторической торговой ошибкой стала катастрофа, известная как НАФТА. Наше новое соглашение между США, Мексикой и Канадой – USMCA, заменит НАФТА и доставит американским рабочим удовлетворение, которое они не получали в течение длительного времени,.. чтобы мы могли еще больше увеличить нашу производственную деятельность, расширить американское сельское хозяйство, защитить интеллектуальную собственность и сделать так, чтобы на наших автомобилях гордо ставились три прекрасных слова: “Сделано в США”».

О международной торговле: «Прошу вас принять Закон о внешней торговле Соединенных Штатов, чтобы в случае, если другая страна установит несправедливый тариф на американский продукт, мы могли назначить им точно такой же тариф на тот же продукт, который они продают нам».

Об отношениях с НАТО: «В течение многих лет наши друзья – члены НАТО очень несправедливо обращались с Соединенными Штатами. Но теперь мы обеспечили за последние пару лет увеличение расходов на оборону от наших союзников по НАТО, более чем на 100 миллиардов долларов. Хотя они говорили, что это невозможно».

О системе ПРО США: «В рамках наращивания военной мощи Соединенные Штаты разрабатывают современную систему противоракетной обороны… Десятилетия назад Соединенные Штаты заключили договор с Россией, по которому мы договорились ограничить и уменьшить наш ракетный потенциал. Пока мы следовали соглашению и правилам договора, Россия неоднократно нарушала его условия. Это продолжается уже много лет. Вот почему я объявил, что Соединенные Штаты официально выходят из Договора о ядерных силах средней дальности или Договора о РСМД. Возможно, у нас действительно нет выбора. Возможно, мы сможем договориться о другом соглашении, добавив Китай и другие страны, или, может быть, мы не сможем – в этом случае мы значительно превзойдем и опередим всех остальных».

Таким образом, Трамп предлагает многостороннее соглашение по ограничению РСМД. Ждем реакции…

Об отношениях с КНДР: «В рамках новой смелой дипломатии мы продолжаем наше историческое стремление к миру на Корейском полуострове. Наши заложники (арестованные в КНДР американцы – С.Ф.) вернулись домой, ядерные испытания прекратились, и ракетных пусков не было более 15 месяцев. Если бы я не был избран президентом Соединенных Штатов, мы бы сейчас, по моему мнению, были бы в большой войне с Северной Кореей. Многое еще предстоит сделать, но мои отношения с Ким Чен Ыном хорошие. Председатель Ким и я встретимся снова 27 и 28 февраля во Вьетнаме».

Вот здесь Трампу, действительно, есть, чем козырнуть.

О ситуации в Венесуэле: «Две недели назад Соединенные Штаты официально признали законное правительство Венесуэлы и его нового президента Хуана Гуайдо. Мы поддерживаем венесуэльский народ в его благородном стремлении к свободе и осуждаем жестокость режима Мадуро, чья социалистическая политика превратила эту нацию из самой богатой в Южной Америке в состояние крайней нищеты и отчаяния».

Казалось бы – Трамп подтвердил свою враждебность к Мадуро, однако далее президент США выдал такое, о чем не говорили под сводами Конгресса, видимо, ни-ко-гда.

Только послушайте, что, оказывается, обсуждается ныне в США: «Here in the United States, we are alarmed by the new calls to adopt socialism in our country». Вы слышите: «Здесь, в Соединенных Штатах, мы встревожены новыми призывами принять социализм в нашей стране»? Ещё раз: «новыми призывами принять социализм в нашей стране» (sic!).

Трамп на весь мир объявил, что в США есть политические силы, которые хотят там социализма! Наверно, это – самая большая сенсация в речи президента: «Сегодня мы подтверждаем нашу решимость, что Америка никогда не станет социалистической страной». – «America will never be a socialist country».

Откуда же такой ветер подул? Что заставило Трампа акцентировать внимание на теме, которая ранее вообще не обсуждалась? Или уже тихо обсуждается? Надо бы присмотреться к этой ситуации…

О войне США: «Наши храбрые войска сражаются на Ближнем Востоке уже почти 19 лет. В Афганистане и Ираке почти 7000 американских героев отдали свои жизни. Более 52 000 американцев получили тяжелые ранения». Заметьте, что в операции «день Д» Второй Мировой войны принимало участие, по словам Трампа, процитированным выше, 75 000 американских солдат, и они каким-то образом сумели победить немцев. А на Ближнем Востоке в US Army почти столько же только убитых и раненых, а победы над арабами и пуштунами все нет. Чудеса…

О военных расходах: «На военные войны на Ближнем Востоке мы потратили более 7 триллионов долларов». Эта цифра была известна, но, если не ошибаюсь, впервые с высокой трибуны она подтверждена официально. 7 триллионов освоены, результат – хаос и разрушения. И теперь янки собрались уходить – «в кассе денег не осталось»…

О победе США над ИГИЛ (террористическая группировка, запрещена в РФ): «Когда я вступил в должность, ИГИЛ контролировало более 20 000 квадратных миль в Ираке и Сирии – всего два года назад. Сегодня мы освободили практически всю территорию от власти этих кровожадных монстров». И опять – «победа» лично США, как и в 1945-м. Эта у янки такая традиция – присваивать себе чужие победы, а Голливуд потом снимет очередную заказную агитку, и вся Америка будет утирать слезы умиления…

О политике в Афганистане: «Я ускорил наши переговоры для достижения, если возможно, политического урегулирования в Афганистане. Противоборствующая сторона также очень рада переговорам. Наши войска сражались с непревзойденной доблестью. И, благодаря их смелости, мы теперь можем найти возможное политическое решение этого длительного и кровавого конфликта. В Афганистане моя администрация ведет конструктивные переговоры с рядом афганских группировок, в том числе, с талибами. По мере того, как мы добиваемся прогресса в этих переговорах, мы сможем сократить присутствие наших войск и сосредоточиться на борьбе с терроризмом. И мы, действительно, сосредоточимся на борьбе с терроризмом. Мы не знаем, достигнем ли мы соглашения, но мы знаем, что после двух десятилетий войны настал час, чтобы, по крайней мере, попытаться достичь мира. И другая сторона хотела бы сделать то же самое. Пора».

Об отношении к Ирану: «Моя администрация предприняла решительные действия, чтобы противостоять ведущему мировому государственному спонсору террора: радикальному режиму в Иране. Это радикальный режим. Они делают плохие, плохие вещи… Прошлой осенью мы ввели самые жесткие санкции, когда-либо введенные нами в отношении страны».

Насколько известно, Иран справляется с режимом американских санкций и перестраивает свои внешнеэкономические связи, уходя от жесткой блокады.

Обратите внимание – почти по всем пунктам международной повестки – констатация существующего положения и подчеркивание собственных успехов, зачастую мнимых и изобретенных для своей публики, как с победой над ИГИЛ (запрещена в России).

Оценить перспективы разворачивания внешней политики Трампа по этому тексту достаточно сложно. Он будто отчитывался в том, что сделано: выход из ДРСМД, переговоры с талибами в Афганистане, санкции против Ирана и проч.

Из конкретики только несколько слов – о перспективах в отношении с Китаем, что естественно, там – интерес на сотни миллиардов долларов. И выгодный для США новый коллективный договор по РСМД.

…Вы знаете, завершить этот обзор речи Трампа перед Конгрессом хочется цитатой из материала от июля 2018 года «Трамп уводит Америку в “одиночное плавание”», поскольку, как представляется, те оценки вполне себе подходят к комментированию этого его выступления:

«Трамп уводит Америку в «одиночное плавание», отцепляя партнеров и союзников и сбрасывая лишние обязательства, не за тем, чтобы Большая война обрушилась на её территорию.

Третья Мировая война уже начата, только идет она по совсем иному сценарию, чем были войны предыдущие. Победа окажется у того, кто быстрее поднимет свою страну и экономику в условия кризиса. Победит тот, кто займет экономический Олимп в обозримом будущем. И уже оттуда – с Олимпа – начнет диктовать свою финансово-экономическую волю более слабым соперникам.

Таковы, как представляется, задумки Трампа. Можно даже предположить, что через несколько лет о Трампе снимут в Голливуде фильм «Патриот 2.0», и Мел Гибсон опять сыграет главную роль.

“Show Must Go On!”».

Да, в Конгрессе все увидели Show Trump’a. Он предельно оптимистичен! И он понимает, что этот оптимизм нужен американцам.

Как сказал однажды мой друг: «Пойми, что биржа в США делает только одну важную для американцев вещь – она создает хорошее настроение». Трамп это прекрасно знает, и он сумел создать хорошее настроение в Конгрессе, где чуть ли не танцы с рукоплесканием устроили вокруг его выступления:



При этом заметим, что Трамп проявляет последовательность и, если хотите, цельность своей политики. Что решил, о чем предупредил – то и делает. Возможно, в этой позиции – «я уже все сказал, теперь я действую» – и заключен смысл того, что сегодня он мало говорит о будущем, но много сказал о том, как исполняет свои решения.

Но, про социализм в Америке – да ещё с такой трибуны – он ввернул не случайно…


Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Источник: «Международная жизнь»


 Тематики 
  1. США   (969)