В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Евросоюз запускает механизм специального назначения в борьбе против США

Разработанный Евросоюзом механизм финансово-экономических и торговых связей с Ираном в обход введенных США экономических санкций на основе «блокирующего регламента» заработает уже в самые ближайшие дни. Об этом заявил министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан.

Правда, британское информационное агентство Reuters поправляет французского министра, утверждая, что в ближайшие дни будет лишь объявлено о запуске механизма, а реально он сможет начать работать только через несколько месяцев, после «обкатки», поскольку многие детали до сих пор не согласованы.

В любом случае, начало будет положено.

Механизм специального назначения (SPV)[i] является частью усилий Европейского союза (ЕС) по защите и сохранению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) или – ядерной сделки с Ираном.

Напомним, 14 июля 2015 года Иран и шесть стран (РФ, КНР, Великобритания, Франция ФРГ и США, при активном участии ЕС) приняли СВПД с целью разрешить иранскую ядерную проблему, к которой у международного сообщества и, прежде всего у МАГАТЭ, было много вопросов. Этот, поистине исторический документ ограничивал иранскую ядерную программу требованиями МАГАТЭ и значительно снижал возможности ИРИ по созданию ядерного оружия.

20 июля была единогласно принята Резолюция Совета безопасности ООН 2231, юридически закрепляющая СВПД в качестве международного закона.

СВПД и Резолюция СБ ООН предполагали сокращение ядерного потенциала ИРИ и замедление темпов его развития в течение 10 – 15 лет. Со стороны иранских контрагентов документы требовали снятия финансово-экономических санкций, введенных против Ирана в связи с его ядерными амбициями. Тогда процесс мирного и цивилизованного решения одной из проблем сохранения режима нераспространения ядерного оружия встал на надежные рельсы.

Однако пришедший к власти новый президент США Дональд Трамп еще во время президентской кампании в 2016 г. начал упорно «закладывать мины» под этот путь. И в 2018 г. «мины взорвались»: компромиссное соглашение было вероломно нарушено администрацией Трампа. США вышли из ядерной сделки и ввели против Ирана жесткие односторонние санкции. Причем «вторичные» санкции (как бы ударная волна от экономической «бомбежки» Ирана) – касались не только ИРИ, но и всех бизнес структур, которые отважатся иметь деловые отношения с Ираном.

При этом Иран не давал ни малейших поводов сомневаться в его скрупулезном выполнении СВПД. С января 2016 года МАГАТЭ 13 раз проверяло соблюдение Ираном СВПД, а генеральный секретарь Агентства шесть раз подтверждал, что Иран соблюдает свои обязательства по СВПД. Более того, уже после ухода США из сделки, Иран даже расширил свое сотрудничество с МАГАТЭ – явная попытка лишить Вашингтон какого-либо предлога для перекладывания вины на Иран. Тегеран не допустил никаких технических нарушений и придерживался требований СВПД.

Все страны-авторы СВПД, включая ЕС, (естественно, кроме США) выразили протест против решения Белого дома. Началась активная работа по сохранению СВПД, пусть даже без США.

В первую очередь, Тегеран убедили продолжать соблюдать условия ядерной сделки даже под американскими санкциями. Правда, по всей видимости, долго уговаривать его не пришлось, так как Иран заинтересован в сохранении СВПД, в развитии нормальных экономических отношений с ЕС и другими странами и пока не готов к выходу из сделки и к конфронтации.

В августе 2018 г. ЕС ввел «блокирующий регламент», который объявляет недействительными на своей территории американские санкции в отношении Ирана, запрещает европейским компаниям их соблюдение, а также исполнение любых решений иностранных судов, принятых на основании этих санкций. Регламент также позволяет всем европейским организациям в судебном порядке взыскивать компенсацию ущерба от выполнения санкций с лиц, по вине которых это произошло (имея в виду власти США).

Однако этого оказалось мало, как бы ни хотели политики, дипломаты. Государственные структуры стран с рыночной экономикой не в состоянии заставить частный бизнес бросить вызов глобальному превосходству американского доллара или диктовать условия на мировом рынке, в том числе и финансовом, где господствуют Соединенные Штаты. Стало ясно, что необходим специальный механизм осуществления бизнес деятельности с Ираном в обход «первичных» и «вторичных» санкций США на базе альтернативного канала платежей для поддержания потока торговли с Ираном, то есть отдельной европейской системы SWIFT[ii] с расчетами в евро.

Безусловно, многое будет зависеть от эффективности механизма, как стержня усилий ЕС по сохранению СВПД. Механизм планируют зарегистрировать в ближайшее время во Франции. То есть, другими словами, штаб-квартира антиамериканского органа, по всей видимости, будет располагаться во Франции. Во главе системы встанет гражданин ФРГ, а его акционерами станут Франция, Германия, Великобритания.

Хотя канал SPV, который предлагает сложные компенсационные услуги для экспорта и импорта в Иран, не предназначен для гуманитарной деятельности, европейские чиновники ожидают, что первоначально он будет использоваться в первую очередь для поставок продовольствия и медикаментов, пока не будет создано достаточно доверия в его устойчивости. При этом по мнению иранских властей, этот механизм не должен охватывать только лекарства и продукты питания, но и целый ряд сделок, а также экономическое и промышленное сотрудничество, и даже инвестиции.Насколько это реально, покажет будущая практика.По оценке некоторых экспертов, на самом деле SPV является одним из вариантов бартера без привлечения прямых наличных расчетов, и сможет он обслуживать только небольшие сделки, но не крупные операции. Хотя по мнению министра иностранных дел Франции Ле Дриана, «в рамках специального механизма (SPV) Иран сможет частично реализовать свою нефть, закупая нужную продукцию у трех крупнейших европейских партнеров» (имеется в виду Франция, Германия, Великобритания).

Ключевой вопрос – как отреагируют США. Смогут ли они «взорвать» и этот механизм?

Конечно, как считают специалисты, SPV – это не волшебная палочка. Это сложнейшая, многоуровневая финансово-экономическая система. Причем это полностью прозрачный механизм на рынке, обеспечивающий возможности ведения бизнеса с ИРИ. Как следствие, его открытость дает США возможности ударить по этому механизму.

Всё будет зависеть от многих факторов, которые сегодня учесть сложно.

Обнадеживающим моментом является тот факт, что Швейцария, которая не является членом Европейского союза, убеждена в необходимости сохранения СВПД и соблюдения условий ядерного соглашения. Именно поэтому эта «великая банковская страна» начала параллельно создавать собственный (независимый от ЕС) прямой межбанковский финансовый канал, который позволит потеснить систему SWIFT для расчетов с ИРИ и обойти антииранские санкции США.

Как сказал председатель Совместной торговой палаты Ирана и Швейцарии Шариф Незам-Мафи, швейцарский банк BSP будет осуществлять финансовый обмен между двумя странами. До введения антииранских санкций банк BSP осуществлял переводы валюты из Ирана в Швейцарию.

Более того, часть доходов от продажи иранской нефти будет храниться в этом швейцарском банке.

Таким образом, борьба за сохранение СВПД продолжается. С запуском SPV начинается важнейший, а, быть может, и судьбоносный период для СВПД. Если он будет успешным, то, с одной стороны, несколько разрядит горячую обстановку в Иране и вокруг него, с другой – создаст прецедент в отношении будущей борьбы с финансовым господством США и их агрессивной экономической санкционной политикой в отношении других стран.

Если нет, то тогда возникает реальная угроза выхода Ирана из СВПД со всеми опасными последствиями, связанными с возобновлением иранской ядерной программы и еще большим накалом страстей вокруг ИРИ.

Будем надеяться на лучшее.


Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук
Источник: "Международная Жизнь"


[i] SPVили (от англ. special purpose vehicle) — бизнес-структура, компания специального назначения, созданная для реализации определённого проекта или для определённой цели. SPV позволяет эффективно управлять отдельными бизнес-процессами, финансовыми потоками.

[ii] SWIFT – международная межбанковская система передачи информации и проведения платежей (от англ. Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications (SWIFT).


 Тематики 
  1. ЕС   (529)
  2. Иран   (284)