Польша продолжает видеть себя главным антироссийским и проамериканским центром Европы
17-18 сентября Бухарест стал местом сосредоточения большого количества VIP-персон: девять президентов, два спикера парламента, один премьер, два министра иностранных дел, председатель Еврокомиссии и ещё министр энергетики США. Собрались эти люди для того, чтобы принять участие в саммите государств «Троеморья» или – как ещё называют этот проект – «Инициативы трёх морей».
«Троеморье» – проект новый, он существует всего три года и объединяет страны, находящиеся в треугольнике между Балтийским, Чёрным и Адриатическим морями: Австрию, Болгарию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Румынию, Словакию, Словению, Хорватию, Чехию и Эстонию.
Формально авторами новой инициативы являются польский президент Анджей Дуда и его хорватская коллега Колинда Грабар-Китарович. «Троеморье» часто путают с польской концепцией Междуморья, но есть важное различие: «Междуморье» – проект польский, а «Троеморье» – американский.
Официально участники инициативы заявляют, что они собрались вместе для усиления интеграции между государствами Центральной и Юго-Восточной Европы. Укрепляться их связи должны в первую очередь в сфере энергетики, транспорта и коммуникаций. Фактически же «Троеморье» – это проект по вытеснению из Европы «Газпрома» и России в целом. Заменой голубого топлива из РФ должен стать американский сжиженный природный газ. Для этого построен СПГ-терминал в польском Свиноуйсьце, а в 2019-м, как предполагают, должен заработать плавающий терминал на хорватском острове Крк.
В рамках «Троеморья» планируется также построить трансъевропейскую автомагистраль Клайпеда – Салоники, но эта трасса должна появиться только к 2050 году, а СПГ-терминалы фактически уже есть, газопроводы между ними построят за несколько лет.
План будущей газотранспортной системы Троеморья. Фото: biznesalert.pl
Проект начинался, когда подходил к концу срок администрации Барака Обамы. После того как в США появился новый президент, отношение к «Троеморью» не изменилось. В прошлом году на саммит в Варшаву приезжал Дональд Трамп. На этот раз он в Бухарест не поехал, но прислал приветствие, в котором заявил, что у «Троеморья» большой потенциал для увеличения энергетической безопасности. А также упомянул о своей гордости от того, что США смогут поставлять газ в страны «Троеморья».
То есть никто не скрывает, что главный интерес заключается в газе. Это подтвердило и прибытие в Бухарест американского министра энергетики Рика Перри. Выступая на саммите, он приравнял энергетическую безопасность к безопасности национальной и заявил, что зависимость Европы от российского газа серьёзно беспокоит Америку. Перри призвал диверсифицировать поставки голубого топлива. Слова «призвал» и «диверсифицировать» не должны вводить в заблуждение: по сути, странам «Троеморья» приказано покупать американский газ.
Такое поведение «американского друга» не может не беспокоить старую Европу. Поэтому в Бухарест приехали председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и министр иностранных дел Германии Хайко Маас. В течение двух лет Колинда Грабар-Китарович и Анджей Дуда безуспешно уговаривали Юнкера побывать на саммите «Троеморья», но у того находились более важные дела. А тут глава Еврокомиссии взял и принял приглашение президента Румынии Клауса Йоханниса; к тому же в Бухаресте Германия получила статус страны-наблюдателя в «Троеморье». Брюссель и Берлин явно пытаются не отдать «Инициативу трёх морей» на полный откуп американцам.
Интересно, что накануне бухарестского саммита польская редакция «Немецкой волны» (это СМИ в Германии – официоз) опубликовала статью, в которой настойчиво проводилась мысль: «Троеморье» не является альтернативным или направленным против ЕС проектом. В самой Польше в эти дни также имели место рассуждения о том, что «Троеморье» – это «план Б» или даже «спасательный круг» для Евросоюза.
Варшаве приходится учитывать фактор старой Европы, но в целом её политика остается проамериканской, поэтому способность Берлина и Брюсселя занять в проекте «Троеморье» то место, на которое они рассчитывают, вызывает сомнения. Хотя в столице Румынии Жан-Клод Юнкер пел дифирамбы «Троеморью».
Другие участники саммита тоже изучали оптимизм. Так, Колинда Грабар-Китарович уверена в правильности избранного пути и убеждена, что «Троеморье» сотрёт границы между старой и новой Европой. Доволен и Клаус Йоханнис, который считает, что проект принесёт Румынии ощутимые выгоды. А вот Анджей Дуда грезил наяву: он видит «Инициативу трёх морей» важной силой на всём евроатлантическом пространстве. О «мировом масштабе» «Троеморья» говорил и польский премьер Тадеуш Моравецкий.
Однако, несмотря на обилие словесной патоки, саммит показал, что в действительности всё сложнее. В частности, президент Австрии Александр Ван дер Беллен выступил за реальную диверсификацию поставок энергоносителей и сказал, что нужны разные маршруты, в том числе «Северный поток – 2». Стоит вспомнить и о заявлениях главы австрийской нефтегазовой компании OMV Райнера Зеле, сделанных в августе. Тогда Зеле отметил, что Евросоюзу не нужны новые СПГ-терминалы, а сжиженный газ из США можно покупать, только если по цене он сможет конкурировать с другими предложениями.
Ещё более решительно поступил Виктор Орбан. В Бухарест он вообще не поехал, а 18 сентября отправился в Москву. Во время переговоров с Путиным Орбан предложил продлить газопровод «Турецкий поток» до Венгрии. Российский президент ответил, что он такой возможности не исключает. При этом Венгрия не собирается отказываться и от газа из США. Будапешт, подобно Вене, стремится к реальной диверсификации поставок энергоносителей, поэтому вполне вероятно, что участие Венгрии и Австрии в проекте «Троеморье» будет носить ограниченный характер.
Впрочем, это с лихвой компенсируется бурной активностью Польши. Сразу после саммита в Бухаресте стартовало внешнеполитическое шоу под названием «Визит Анджея Дуды в Вашингтон». Встретившись с президентом США, президент Речи Посполитой предложил разместить в своей стране американскую военную базу и назвать её Форт-Трамп.
Дуда вроде бы пошутил, но на самом деле всё серьёзно. В Польше уже несколько лет находится бригадная боевая группа армии США, но власти Речи Посполитой считают, что этого мало и уже давно выпрашивают у американцев полноценную дивизию. Варшава и платить готова: объявлено, что поляки могут потратить на будущий Форт-Трамп два миллиарда долларов.
Трампу мысль о том, что американскую базу будут оплачивать поляки, понравилась; раз так, сказал он, вопрос можно обсудить. Обсуждали Трамп и Дуда и «Северный поток – 2» и вроде бы пришли к пониманию; перед встречей с польским президентом глава Белого дома пообщался с журналистами и сказал, что санкций в отношении компаний, участвующих в создании нового газопровода, не будет.
После визита Анджея Дуды в Вашингтон Gazeta Wyborcza и Rzeczpospolita, наиболее авторитетные польские СМИ, писали о холодном душе, который в связи с «Северным потоком – 2» устроили их президенту в Америке. Попутно они убеждали читателей в том, что никакой катастрофы в польско-американских отношениях не произошло. Польские СМИ правы: какими бы ни были результаты поездки Дуды за океан, Польша продолжает видеть себя главным антироссийским и проамериканским центром Европы. И это, вероятно, главный итог и переговоров в Вашингтоне, и саммита «Троеморья» в Бухаресте.
СЕРГЕЙ ПАВЛЕНКО
Источник: "Фонд стратегической культуры "