Евросоюз ввел санкции против компаний РФ, участвовавших в строительстве моста через Керченский пролив. О причинах ввода новых санкций и о роли США в политике ЕС журналу «Международная жизнь» рассказал известный российский политолог, глава экспертно-консультационного Совета при Главе Республики Крым Сергей Михеев.
Я не думаю, что ЕС стал меньше уделять внимания Украине. Просто они понимают, что на Украине происходят процессы, которые их не вполне утраивают. Кроме всего прочего, им надоело все это держать в центре внимания. Но сами по себе санкции являются рычагом давления на Россию. Это не одно и то же. Одно дело уделять внимание самой Украине и держать ее в центре внимания, другое – иметь рычаг давления на Россию.
От рычага давления на Россию Запад отказываться не собирается, как это было и в советское время с той же пресловутой поправкой Джексона-Вэника, это первое. Есть и второе. На самом деле в ЕС принимаются коллективные решения, и очень серьезное влияние на все, что там делается, имеют с некоторых пор вот эти новые члены Евросоюза: социалистические страны бывшего Восточного блока, постсоветские республики Прибалтики, Польша и прочее, прочее.
Я так понимаю, что даже сама Европа по целому ряду вопросов, не связанная тоже с Россией, страдает от их ангажированного мнения, потому что у них всякие исторические фобии, обиды и предвзятое отношение к России, – оно иногда является иррациональным и очень серьезно влияет на все, что они предлагают. Они имеют достаточно серьезный голос внутри ЕС, просто благодаря пропорциональному представительству в Европарламенте и других европейских органах, поэтому они серьезно влияют на формирование политики, в том числе в отношении России. Но ясно, что такие страны, как Польша, Литва, Латвия, Эстония, не могли пропустить событие, как запуск Крымского моста и попытались сделать хоть что-то. Потому что вот эти санкции против компании (конечно, нельзя назвать каким-то новым пакетом масштабных санкций против России), но что-то они должны были сделать, как-то они хотели бы отметиться. Опять же я думаю, лоббистская работа со стороны Украины тоже свое влияние имела.
Но тенденция по поводу того, что Украина уходит из центра внимания, во-первых, а во-вторых – Порошенко становится менее предсказуемой с этой точки зрения фигурой, потому что его рейтинги в 5%... Совершенно непонятно, победит ли он на выборах в 2019 г... Если так, то надо ли Европе именно с ним иметь дело или еще с кем-то. Я так понимаю, колебания по этому вопросу имеют место быть. Порошенко, потихоньку, со своими 5% рейтинга становится «хромой уткой». Вот эта тенденция, неблагоприятная для нынешнего украинского руководства, все равно есть, то есть здесь я бы эти вещи разделил: отношение к происходящему на Украине и рычаг давления на Россию. Они этот рычаг давления имеют, и отказываться, видимо, от него не собираются, считают, что это усиливает их переговорные позиции в отношении с Россией, хотя, конечно, это не так.
Но плюс ко всему есть, конечно, неутешительный для нас вывод.
Очень много разговоров по поводу того, что в Европе многие бизнесмены и политики считают, что эти санкции бессмысленны и вредны. А, тем не менее, раз за разом они продлевают санкции и даже вводят новые. То есть разговоры разговорами, а реальная позиция ЕС в отношениях к России, к сожалению, не меняется. Из чего нам тоже надо сделать выводы насчет того, что наши всякие иллюзии, которые распространяются в определенных кругах в России, что вот-вот снимут санкции, еще немножко, еще чуть-чуть, надо здесь улыбнуться, здесь прогнуться, имеют к действительности отдаленное значение.
Если говорить о большой геополитике, то, конечно, Европа остается вместе с США. Это совершенно точно, и это поддерживается рамкой НАТО. Есть какие-то разногласия между Европой и нынешним Президентом США Трампом. Во-первых, будет ли Трамп президентом еще раз, неизвестно. Даже, если будет еще раз, все равно, рано или поздно он уйдет. Поэтому я думаю, что с точки зрения крупных геополитических проектов, конечно, Европа остается на роли «подручных» у США. Ничего в этом смысле всерьез не изменилось. Между ними появились разногласия по целому ряду вопросов, но это обозначает тенденцию.
Думаю, что в долгосрочной перспективе между Европой и США отношения будут осложняться. Это точно. В принципе, Европа, мне кажется, обречена на то, чтобы стать более самостоятельной. Но это может растянуться на очень долгие годы. Пока на самом деле европейцы держатся за эту евроатлантическую солидарность, и это в том числе не позволяет быть более самостоятельными и в экономических спорах.
Наталья Дегтярева, журналист
Источник: "Международная Жизнь "