В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Россия и США приступили к «расчистке завалов»

Состоявшаяся 16 июля в Хельсинки встреча президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа сразу же вышла за пределы заранее определенных графиков. Только беседа лидеров «один на один» продолжалась 2 часа 10 минут вместо запланированных полутора часов. Всего же они провели вместе около четырех часов. И уже сейчас можно констатировать, что встреча двух президентов возобновила традицию российско-американских переговоров на высшем уровне, которые играли ключевую роль в обеспечении международной безопасности еще во времена идеологического противостояния СССР и США.

Нынешние переговоры президентов России и США стали первой полноформатной встречей Владимира Путина и Дональда Трампа. Ранее они разговаривали лишь «на полях» саммитов «большой двадцатки» и АТЭС соответственно в июле и ноябре 2017 года. «Очень важно, если американцы к этому готовы, начать разбирать завалы, которые препятствуют выстраиванию нормального сотрудничества», – отмечал в этой связи помощник президента России Юрий Ушаков. (vedomosti.ru)

С точки зрения «разбора завалов» – или, по крайней мере, констатации их наличия и масштабов – саммит прошел конструктивно. «Конечно, многочисленные проблемы остаются, и мы не смогли расчистить все завалы, это невозможно было сделать на первой встрече, но, считаю, сделали первый важный шаг в этом направлении», – отметил в этой связи Владимир Путин.

Президенты России и США на совместной пресс-конференции после саммита в Хельсинки заявили, что обсуждали внешнеполитические вопросы – Сирию, Украину и контроль вооружений, искали точки соприкосновения, варианты урегулирования имеющихся разногласий. «Сегодняшние переговоры отразили наше совместное с президентом Трампом желание выправить негативную ситуацию в двусторонних отношениях, наметить первые шаги по их оздоровлению, восстановлению приемлемого уровня доверия и возвращению к сотрудничеству прежнего уровня по всем вопросам, представляющим взаимный интерес», – подчеркнул на совместной пресс-конференции Владимир Путин. «Кому верить, кому не верить и можно ли вообще верить? Никому нельзя верить. С чего вы взяли, что президент Трамп мне доверяет, а я ему в полной степени доверяю? Он защищает интересы США, я защищаю интересы Российской Федерации. У нас есть совпадающие интересы, и мы ищем точки соприкосновения. У нас есть вопросы, в которых мы пока расходимся, и мы ищем варианты, как примирить эти расхождения», – так российский лидер обрисовал нынешнее состояние российско-американских отношений.

«США и Россия смогли поддерживать очень прочный диалог, но наши отношения никогда не были хуже тех, которые мы видим сейчас. Тем не менее, это изменилось примерно четыре часа тому назад. Я действительно в это верю. Ничего не бывает политически легче, чем просто отказаться от встречи, отказаться от переговоров, но это не даст никаких результатов», – напомнил, со своей стороны, Дональд Трамп.

«Это была хорошая встреча, мы обсудили так много вещей, включая ядерное распространение, войну и мир, экономику, Сирию, Украину. Мы обсудили очень многое», – рассказал он позднее телеканалу Fox News. (video.foxnews.com)

Как и можно было предположить, наиболее конструктивным на переговорах оказался «сирийский трек». По словам российского президента, «решение задачи установления в этой стране мира и согласия могло бы стать образцом успешной совместной работы». Россия и США, по его словам, должны «организовать взаимодействие по преодолению гуманитарного кризиса». «Хотел бы также отметить, что после завершения окончательного разгрома террористов на юго-западе Сирии, в так называемой южной зоне, ситуация на Голанских высотах должна быть приведена в полное соответствие с соглашением 1974 года о разъединении израильских и сирийских войск. Это позволит вернуть спокойствие на Голаны, восстановить режим прекращения огня между Сирийской Арабской Республикой и Израилем, надежно обеспечить безопасность Государства Израиль. Господин президент уделил этому сегодня особое внимание. Хочу подтвердить, что Россия заинтересована в таком развитии событий и будет придерживаться именно такой позиции. Таким образом, будет сделан шаг в направлении установления справедливого и прочного мира на основе резолюции № 338 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций», – отметил Владимир Путин.

«Мы обсудили вопросы кризиса в Сирии. Это очень сложный вопрос. Сотрудничество между нашими странами может потенциально спасти сотни тысяч жизней», – подтвердил американский президент и добавил: «Наши военные хорошо сотрудничают – лучше, чем их политические лидеры, хорошо координируют действия в Сирии и в других местах». (kremlin.ru)

Если по Сирии взаимодействие России и США развивается в военно-политическом формате, то применительно к Украине для Дональда Трампа «первичным» является экономический аспект – прежде всего, функционирование системы транзитных газопроводов в контексте сооружения газопровода «Северный поток – 2». «Россия готова сохранять этот транзит, мы готовы продлить транзитный контракт, который истекает в следующем году, в случае урегулирования спора хозяйствующими субъектами в Стокгольмском арбитражном суде», – так прокомментировал обсуждение данного вопроса Владимир Путин.

Что же касается Дональда Трампа, то он постарался максимально снять политическую окраску с проблемы «Северного потока – 2», переведя вопрос в плоскость российско-американской конкуренции на рынках Европы, и в частности, Германии: «Мы будем конкурировать, когда мы говорим о трубопроводе. Я не уверен, что это в лучших интересах Германии. США будут и уже являются самым крупным государством по добыче нефти и газа. Мы продаем сжиженный природный газ и должны конкурировать с трубопроводом».

Что же касается обсуждения ситуации на востоке Украины, то здесь стороны подтвердили свою приверженность соблюдению существующих минских соглашений – что в условиях попыток их ревизии со стороны Киева и его европейских союзников представляется оптимальным. «При обсуждении внутриукраинского кризиса обратили внимание на важность добросовестной реализации минских договоренностей. Соединенные Штаты могли бы решительнее настаивать на этом и настраивать украинское руководство на эту работу», – подчеркнул президент России.

Однако решение региональных проблем все-таки не относится к основным темам повестки дня, когда речь заходит об отношениях России и США – двух ведущих ядерных держав. «Как крупнейшие ядерные державы, мы несем особую ответственность за международную безопасность. Считаю важным, мы говорили об этом, отладить диалог по проблематике стратегической стабильности и нераспространения оружия массового уничтожения. Мы передали американским коллегам записку с рядом конкретных предложений на эту тему. Считаем необходимой дальнейшую совместную работу по проработке всего комплекса военно-политического и разоруженческого досье: это продление действия Договора о стратегических наступательных вооружениях, опасная ситуация вокруг развития элементов глобальной системы американской противоракетной обороны, выполнение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и тематика размещения оружия в космосе», – заявил Владимир Путин.

«Мы также согласились, что представители нашего Совета по национальной безопасности будут обсуждать те вопросы, которые мы сегодня обсудили, и продолжат прогресс, который мы начали здесь, в Хельсинки. Сегодняшняя встреча – это только начало длительного процесса, но мы первый шаг сделали к лучшему будущему, в котором будет прочный диалог и много размышлений. Наши ожидания базируются на реальной цели, мы желаем дружбы, сотрудничества и мира. Думаю, что могу это сказать не только от имени Америки, но и от имени России», – убежден Дональд Трамп.

Учитывая тот факт, что еще в преддверии нынешнего российско-американского саммита Дональд Трамп назвал именно ядерное разоружение своей основной целью – есть основания предполагать, что и на этом важнейшем треке двусторонних отношений в ближайшее время возможны позитивные подвижки.

Подобные подвижки возможны и в сфере двусторонних торгово-экономических отношений. «Чтобы содействовать развитию взаимной торговли и инвестиций, мы с президентом Трампом договорились о создании группы высокого уровня, которая объединила бы капитанов российского и американского бизнеса. Предприниматели лучше знают, как выстраивать взаимовыгодную кооперацию. Пусть подумают, что можно сделать, и сделают свои предложения на этот счет», – сообщил Владимир Путин.

«Ключ к пониманию Трампа заключается в том, что он является чистым «транзакционалистом», то есть националистом, ориентированным на выгоду», – считает член совета директоров рейтингового агентства АКРА Винсент Труглиа: «Его не волнуют прецеденты и долгосрочные союзы. Он видит все решения в свете возможных личных потерь и приобретений, а теперь, когда стал президентом, – потерь и приобретений США. Не важно, проигрывает или выигрывает от того или иного решения весь мир». Поэтому на практике отношения США с Россией могут улучшиться, полагает эксперт: «Трампу нет дела до Украины и Крыма, они, с его точки зрения, не важны для национальных интересов США». Важнее сотрудничество США и России в таких вопросах, как международный терроризм, угроза со стороны растущего Китая, поставки энергоносителей, – считает Винсент Труглиа. (vedomosti.ru)

Отношения с России являются для президента США также важным козырем в его конфликтах с европейцами. Конфликтный потенциал в отношениях США и Европы проявился еще в преддверии нынешнего российско-американского саммита – в ходе визитов Дональда Трампа в Брюссель и Лондон. «Сегодня утром мир сошел с ума. В то, что вытворял Трамп, трудно поверить», – так прокомментировал (понятно, на условиях анонимности) в интервью американской телекомпании CNN европейский дипломат, принимавший участие в саммите НАТО в бельгийской столице. (vedomosti.ru)

Главные претензии американского президента к европейцам носят финансово-экономический характер. По словам Дональда Трампа, у США много противников, и ЕС – один из них. С европейским блоком американцы, по мнению Трампа, соперничают в торговой сфере. «В этом смысле они действительно воспользовались нами», – заявил он в интервью телеканалу CBS News перед отлетом из Лондона в Хельсинки на встречу с Владимиром Путиным. (cbsnews.com)

Отвечая на вопрос журналиста о том, кто является «конкурентом» США, Трамп заявил, что у Вашингтона, по его мнению, «много противников», и Евросоюз – один из них: «Я думаю, что Европейский союз -противник в плане того, что они делают с нами в торговле».​ «Вы бы не подумали о Европейском союзе, но они наш противник», – подчеркнул американский лидер: «Многие из этих стран находятся в НАТО, и они не оплачивают свои счета».

При этом в числе конкурентов США Дональд Трамп также назвал Россию и Китай: Москва является «противником Вашингтона по некоторым аспектам», а Китай – «по некоторым экономическим вопросам». «Но это не значит, что они плохие. Это значит, что они конкуренты. Они хотят, чтобы их дела шли хорошо, и мы хотим того же», – заметил при этом хозяин Белого дома. (rbc.ru)

Озвученные Дональдом Трампом обвинения в адрес Европы вызвали жесткую реакцию со стороны Евросоюза. Председатель Совета ЕС обвинил американского президента ни много ни мало в распространении лживых новостей (беспрецедентная формулировка в истории отношений США и ЕС на высшем уровне!). «Америка и ЕС – лучшие друзья. Тот, кто говорит, что мы враги, распространяет фальшивые новости», – зафиксировал Дональд Трамп на своей страничке в Twitter.

Еще в конце июня Дональд Туск в связи со сложившимися противоречиями между США и Евросоюзом призвал ЕС быть готовым к «наихудшим сценариям» в отношениях с Вашингтоном. (rbc.ru)

Формат двусторонних переговоров традиционно более удобен для Дональда Трампа, в отличие от многосторонних механизмов. И в этом одна из причин его проблем во взаимоотношениях с европейскими странами, интегрированными в рамках Европейского союза и НАТО.

Кроме того, позиция Дональда Трампа по отношению к Европе вполне укладывается в рамки его «бизнес-план» – согласно которому политические проблемы и кризисы вступают эффективным средством принуждения партнеров к сделкам, повышения продаж американских товаров и услуг и обеспечения собственного имиджа в качестве мирового лидера. Как справедливо отмечает лондонская газета The Financial Times, в американской и мировой экономике действуют «противоположные тенденции». В частности, в настоящее время «экономика США устойчиво растет, но укрепление доллара ударило по развивающимся рынкам, а политические неурядицы в еврозоне заставили инвесторов вспомнить о долговом кризисе начала десятилетия». И здесь (в контексте нарастающих противоречий между США и Европой) перед Россией открываются важные «окна возможностей» – как торгово-экономические, так и политические.

При этом именно экономика действительно способна стать одной из сфер восстановления российско-американского сотрудничества. «Уровень торгово-экономических отношений России и США крайне низок – все вертится вокруг 20–23 млрд долларов, что совершенно не соответствует потенциалу обеих стран. А именно экономика могла бы являться такой страховочной сеткой на случай каких-то конъюнктурных изменений ситуации», – подчеркивает помощник президента России Юрий Ушаков. (vedomosti.ru)

Вместе с тем, значимость заявлений, звучащих в настоящее время из уст Дональда Трампа, не следует переоценивать. «Реальность заключается в том, что Трамп не может сделать столько, сколько многим кажется», – отмечает в данной связи эксперт американского Института изучения внешней политики Мелинда Хэринг. По ее словам, даже если Трамп признает Крым российским (а у него есть такое право как у президента), обе партии в конгрессе выступят против и могут принять новые законы в поддержку Украины. И если даже Трамп пообещает Путину отменить или смягчить санкции, он не сможет сделать это без согласия конгресса, который на это не пойдет. (vedomosti.ru)

Вторая половина текущего года может оказаться во многом определяющей в плане определения вектора дальнейшего развития российско-американских отношений. Если России и США удастся сохранить и тем более нарастить уровень и масштабы двусторонних контактов, то постепенное восстановление взаимодействия Москвы и Вашингтона как по ключевым проблемам международной безопасности и ядерным вооружениям, так и по региональным вопросам способно принять устойчивый характер.


Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук
Источник: Журнал "Международная Жизнь"


 Тематики 
  1. Россия   (1237)
  2. США   (973)