Градус противостояния между Израилем, с одной стороны, Ираном и его союзниками, с другой, стремительно растет. Джереми Боуен, специалист ВВС по Ближнему Востоку, даже считает, что война между двумя странами из стадии опосредованной перешла в стадию непосредственного противостояния. (yeniakit.com.tr) Одной из первых свою озабоченность выразила Москва. По словам Сергея Лаврова, «Что касается эскалации между Ираном и Израилем, мы считаем, что это весьма тревожная тенденция. Исходим из того, что все вопросы нужно решать через диалог». (russian.rt.com)
В конфликт могут втянуться Ливан и Палестина. И не только. Если Запад в целом поддерживает Тель-Авив, то мусульманский мир на стороне Тегерана. Во всяком случае – морально, как Турция.
Анкара в последние годы ведет «подковерную» борьбу с Эр-Риядом за лидерство в мусульманском (точнее, в суннитском) мире, благо, как отмечал Самюэль Хантингтон, место «стержневого государства» в исламской цивилизвции вакантно. И жесткая оппозиция Израилю является непременным условием достижения этой цели.
Масштабная ирано-израильская артиллерийско-ракетная дуэль, случившаяся в первой декаде мая, а особенно перенос посольства США в Иерусалим и жесткое подавление возникших в этой связи волнений в секторе Газа обусловили новый демарш. Анкара в очередной раз решительно выступила в защиту палестинцев. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган снова назвал Израиль «террористическим государством», обвинив его в разжигании «геноцида». «Даже если весь мир закроет на это глаза, мы не смиримся с израильским террором, не позволим Израилю захватить Иерусалим», – заявил турецкий лидер. (milliyet.com.tr)
Затем последовал отзыв турецкого посла в США и консула в Израиле (посольства у Турции здесь нет) «для консультаций» и предложение послу Израиля временно покинуть страну. В стране был объявлен траур, а Эрдоган собрал в Стамбуле чрезвычайный саммит Организации исламского сотрудничества, участники которого осудили действия Израиля и США.
Адекватно отреагировали турецкие СМИ. Причем, критикуя Запад и Израиль, некоторые массмедиа не упустили возможность уколоть заодно Иран и Сирию. «Понятно, что Израиль в своих целях использует региональную политику Ирана, основанную на конфессиональном разделении исламского мира. Очень важно, чтобы исламский мир выступал единым фронтом в разрешении региональных проблем», – написала Hürriyet. (hurriyet.com.tr) А Таха Даглы, обозреватель проправительственной газеты Sabah, фактически обвинил Израиль в поддержке сирийского режима: «Если бы израильский обстрел произошел до эвакуации оппозицинеров из района Дамаска, у них была бы возможность свергнуть Асада. А теперь Асад гарантировал свое будущее». (sabah.com.tr)
Но вот что интересно: на фоне постоянной антиизраильской риторики и периодически повторяющихся политических демаршей по данным Министерства экономики Турции: товарооборот с Израилем за последнее десятилетие вырос с 3.3 миллардов долларов до 4,9 миллардов. (ajansesenler.com) И это несмотря на кризис с «Флотилией свободы», объявление Иерусалима столицей еврейского государства и т.д. Показательно и то, что представители «Турецких авиалиний» прогнозируют, что в 2018 году туристский поток из Израиля превысит один миллион человек – как и во все последние годы.
«Турецкий народ всегда реагирует на каждую проблему в отношениях с Израилем, вскипая по-детски эмоционально. А правительство тем временем продолжает идти своим путем. Пора бы народу повзрослеть», – съязвила Гюльгюн Тюркоглу из оппозиционного интернет-портала Duvar. (gazeteduvar.com.tr)
Другими словами, правящий режим, проявляя «мусульманскую солидарность», продолжает набирать «политические очки» и внутри страны, и в глазах соседей, при каждом удобном случае критикуя Израиль, но воздерживаясь от прямой конфронтации с ним. Наверное, «если бы Израиля не существовало, его следовало бы выдумать».
В то же время в новом ближневосточном конфликте Турция не встает и на сторону Ирана. Причин тому много. Идеологически близкий «братьям-мусульманам» анкарский режим по определению не может сблизиться с шиитской страной без риска «потерять лицо». В последние годы Иран неоднократно и достаточно резко выступал против вовлеченности Анкары в карабахский конфликт, угрожая широкомасштабным пересмотром отношений с Турцией. Никуда не исчезла и многовековая парадигма соперничества между двумя региональными державами. Ну и, наконец, Иран особенно не скрывает стремления объединить под своим патронажем ближневосточные страны и районы с преобладанием шиитского населения. Что Турции совсем не нравится. Так же, как и Ирану не нравится расширение влияния Турции на Ближнем и Среднем Востоке с опорой на тюркские анклавы. Кстати, в самом Иране только азербайджанцы по разным подсчетам составляют от 18 до 40% населения!
Очевидно, что в обеих странах осознают тактический характер сближения на сирийском направлении. По словам эксперта Центра стратегических исследований Ближнего Востока (Турция) Байрама Синкая, «Несмотря на совместные заявления в кризисных ситуациях, две страны вынужденно идут на такие шаги... На данный момент их сотрудничество – это лишь ситуационная реакция на события в регионе». (tr.sputniknews.com)
Недаром опрос, проведенный BBC World Service в 2013 году показал, что лишь 17 % граждан Турции положительно относятся к Ирану, а 57 % не одобряют проводимую им политику. (globescan.com) Более поздними данными мы не располагаем, но причин, которые изменили бы картину с тех пор, не просматривается – Иран теснит Турцию все активнее. На последних выборах в Ливане победила Хезбола. В Ираке правительство будут формировать радикальные шииты из «Аль-Сайрун». Ну и наконец, турецкая операция «Оливковая ветвь» привела к тому, что в Тегеране совсем недавно прошли переговоры между политическим руководством страны и делегацией курдских племен Сирии!
Впрочем, все это не мешает Турции оставаться одним из основных импортеров иранской нефти, электроэнергии, природного газа. Сравнительно недавно Турция активно помогала Ирану обходить экономические санкции, конечно, не безвозмездно. Более того, на днях израильские СМИ сообщили о продаже Анкарой Тегерану партии израильского электронного оборудования двойного назначения. (см., например, 9tv.co.il)
Так что вмешиваться в ирано-израильский конфликт Турция не будет. Воюющий с мусульманами Израиль – это источник потенциальных политических дивидендов для турецкого руководства, а возможное ослабление Тегерана открывает перед Анкарой новые перспективы.
Андрей Исаев
Источник: Журнал "Международная Жизнь "