В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Москва – Эр-Рияд: многофакторная ось

Завершившийся визит в Москву короля Саудовской Аравии явился многофакторным событием, имеющим как политико-дипломатическое, так и финансово-экономическое измерения, подлинное значение которых еще только должно проявиться в ближайшие месяцы.

В политическом плане речь идет, прежде всего, о важнейшем региональном сигнале. Сальман бен Абдель Азиз аль Сауд стал первым саудовским монархом, посетившим Москву за всю историю двухсторонних отношений. Правда, лично сам нынешний король в России побывал еще в 2006 году – но тогда он занимал пост губернатора столичной провинции Эр‑Рияд (став королем в 2015 году, а до этого проработав также министром обороны). Открывая переговоры 5 октября с королем аль Саудом, президент России Владимир Путин напомнил, что «наши отношения имеют довольно большую историю. В 1926 году, 90 лет назад, даже уже больше, наша страна, тогда Советский Союз, была первым государством, которое признало вновь образованное Королевство, созданное Абдель Азизом Бен Саудом».

«Мы счастливы находиться в вашей дружественной нам стране. Мы стремимся к укреплению двусторонних отношений в интересах мира и безопасности, в интересах развития мировой экономики», – подчеркнул, со своей стороны, саудовский монарх. (kremlin.ru)

В политическом плане задачи Саудовской Аравии применительно к укреплению взаимодействия с России можно свести к следующим трем пунктам.

Первое – убедить Москву свернуть или хотя бы сократить военно-политическое и торгово-экономическое взаимодействие с Тегераном, причем в контексте не столько Сирии (сирийское направление не является приоритетным для Эр-Рияда), сколько в Йемене, где саудовская армия напрямую вовлечена во внутренний вооруженный конфликт.

Второе – заручиться российской поддержкой в конфликте с Катаром в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), особенно учитывая активно формирующийся военно-политический альянс Дохи и Анкары.

Третье – тактически дистанцироваться от США с тем, чтобы максимально расширить для себя поле для маневров в отношениях с Вашингтоном. Именно в контексте данной цели следует рассматривать переговоры о закупке Саудовской Аравией российских комплексов ПВО С-400 «Триумф». В отличие от Турции, ранее заключившей аналогичный контракт, в случае с саудовской заявкой речь изначально шла, прежде всего, о прощупывании ситуации и повышении ставок в игре с США.

Не случайно о достигнутом соглашении было объявлено только 9 октября, а непосредственно в ходе визита было сообщено о подписанных между АО «Рособоронэкспорт» и Саудовской военно-промышленной компанией меморандуме о покупке и локализации производства продукции военного назначения, а также контракте «на общие условия организации в Королевстве Саудовская Аравия лицензионного производства автоматов Калашникова АК103 и патронов различного назначения».

Сообщения о подписании ключевого военно-технического соглашения появились еще 5 октября, однако официальная информация поступила лишь несколько дней спустя уже после того, как свою «обеспокоенность» выразили США. По словам официальной представительницы Пентагона Мишель Балданзы, Вашингтон «обеспокоен» интересом «ряда американских союзников» к приобретению российской зенитной ракетной системы С-400. (rbc.ru)

Как заявила 9 октября официальный представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Мария Воробьева, «Россия поставит Саудовской Аравии зенитные ракетные системы ПВО С-400, противотанковые ракетные комплексы «Корнет-ЭМ», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Буратино» и гранатометы АГС-30». (ria.ru)

По имеющимся данным, общая стоимость всех российско-саудовских оружейных контрактов превышает 3 млрд. долларов, при этом на долю закупки комплексов С-400 приходится 2 млрд. долларов. (kommersant.ru)

Вместе с тем, очевидно, что конкретная реализация вышеуказанных соглашений будет напрямую зависеть как от развития ситуации в регионе, так и от расставки сил в отношениях Вашингтона и Эр-Рияда. В этом плане вряд ли случайной стала появившаяся уже после завершения визита саудовского монарха в Россию информация о намерении администрации президента США Дональда Трампа уже в ближайшие дни объявить о выходе страны из соглашения с Тегераном. Американский лидер должен объявить о том, продолжит ли страна участвовать в международном соглашении об ограничении ядерной программы Ирана, к 15 октября. Вышеуказанное соглашение было заключено в 2015 году «шестеркой» государств (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия) в обмен на снятие санкций с Тегерана. По данным источников американской газеты The Wall Street Journal, Дональд Трамп откажется подтверждать «ядерную сделку», обвинив Тегеран в несоблюдении ее условий.

Если это произойдет, что в игру включится Конгресс США, у которого будет 60 дней на то, чтобы либо возобновить действие антииранских санкций, или вновь вернуть соглашение на стол президента для его подтверждения («сертификации»). В этой ситуации возможны новые внешнеполитические маневры со стороны как Саудовской Аравии, так и других фигурантов ближневосточных кризисов и конфликтов в свете заявления, озвученного на днях госсекретарем США Рексом Тиллерсоном: «Мы не можем позволить, чтобы отношения с Ираном определялись одним лишь ядерным соглашением». (vedomosti.ru)

«Визит короля Саудовской Аравии в Россию предвещает сдвиги в глобальной структуре власти и влияния», – подчеркивает в этой связи лондонская газета The Guardian: «Саудовцы, которые обычно полностью рассчитывали на благорасположение США и на американские закупки нефти, старались избегать амбициозной внешней политики, сосредоточившись на своем противодействии шиитскому Ирану. Но в последние годы Саудовская Аравия начала сомневаться в надежности США и занялась расширением своих дипломатических альянсов. Теперь она налаживает контакты с теми силами, с которыми прежде не хотела иметь никаких дел, скажем, с высокопоставленными шиитскими политиками Ирака». «В Персидском заливе зазвучали взаимные упреки и обвинения из-за провала сирийской оппозиции и успехов России. Кое-кто обвиняет в этом Саудовскую Аравию, которая отказалась вооружать группировки, связанные с «Братьями-мусульманами». Многие саудовские комментаторы с недовольством и разочарованием заговорили о том, что у Дональда Трампа нет никакой политики в отношении Сирии, кроме стремления разгромить «Исламское государство». Но из-за успехов России дипломаты сосредоточили свои усилия на совместных действиях Москвы, Анкары и Тегерана по созданию четырех зон деэскалации в Сирии. Теперь и саудовцы по необходимости решили прагматично поддержать этот процесс», – указывает The Guardian. (theguardian.com)

Визит короля «призван расставить все точки над «i» в политических, экономических и стратегических вопросах, связанных с сирийской проблемой, рынком нефти, а также военным сближением России и Саудовской Аравии и сотрудничеством в сфере атомной энергии», – еще более определенно высказывается саудовское издание Sabq. (inosmi.ru)

До недавнего времени лидеры государств Ближнего Востока «ездили решать свои проблемы только в Вашингтон. Но сейчас американское влияние в ближневосточном регионе заметно ослабло», – признает американское агентство деловых новостей Bloomberg. Развитие военно-политической обстановки в Сирии и укрепление позиций сирийского президента Башара Асада, несмотря на настойчивые заявления США о необходимости его ухода, «изменило ситуацию и соотношение сил на Ближнем Востоке», – свидетельствует американский дипломат Деннис Росс, руководивший делегациями США на ближневосточных мирных переговорах и выступавший в роли советника американских президентов, начиная с Джорджа Буша-старшего и заканчивая Бараком Обамой: «Путин добился успеха и превратил Россию в решающий фактор на Ближнем Востоке. Вот почему ближневосточные визитеры нескончаемым потоком едут в Москву».

Россия весьма успешно поддерживает контакты со всеми сторонами, в том числе с Ираном, Саудовской Аравией, радикальной исламистской группировкой Палестины ХАМАС и Израилем, – подчеркивает директор ближневосточного и североафриканского направлений в организации Eurasia Group Айхам Камиль. (bloomberg.com)

При этом следует учитывать, что, помимо развития ситуации на Ближнем Востоке и состояния американо-саудовских отношений, перспективы политики Саудовской Аравии в том числе в военной сфере определяются принятой национальной программой долгосрочного развития Vision-2030, призванной заложить основу независимости страны от природных ресурсов (в том числе от нефти), а также содействовать укреплению ее военного потенциала как основы независимой внешней политики. В данной связи роль российского вектора в системе внешнеполитических приоритетов Саудовской Аравии объективно будет укрепляться, однако весьма постепенно.

Не менее важным является экономическое значение визита – как в плане перечня и масштабов заключенных соглашений, так и влияния взаимодействия Москвы и Эр-Рияда на развитие мировой финансово-экономической конъюнктуры, в первую очередь, ситуации на нефтяном рынке. Среди подписанных двусторонних документов следует особо выделить соглашение о создании Инвестиционного энергетического фонда в объеме 1 млрд. долларов с участием Публичного инвестиционного фонда (PIF) Саудовской Аравии, Национальной нефтяной компании Саудовской Аравии Saudi Aramco и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), соглашение об осуществлении инвестиций PIF совместно с РФПИ в «Объединенный транспортный концессионный холдинг» в объеме до 100 млн. долларов, соглашение о создании Инвестиционного фонда в сфере высоких технологий в размере 1 млрд. долларов, предусматривающее инвестиции PIF и РФПИ, а также соглашение о сотрудничестве между Saudi Aramco, РФПИ и ПАО «СИБУР Холдинг» в реализации проектов в сфере нефтепереработки. (kremlin.ru)

Общая сумма заключенных преимущественно в сфере энергетики российско-саудовских инвестиционных соглашений превысила 3 млрд. долларов. Как пояснил глава Минэнерго России Александр Новак, ПАО «СИБУР Холдинг» сможет принять участие в проекте по строительству завода в Саудовской Аравии стоимостью 1,1 млрд. долларов. Саудовская Аравия, со своей стороны, в рамках новых инвестиционных сделок в России вложит 150 млн. долларов в российскую нефтесервисную компанию Eurasia Drilling Co. Кроме того, российские компании «Роснефть» и «Газпром нефть» близки к заключению соглашения с Saudi Aramco о торговле нефтью и создании совместного научно-исследовательского центра. Наконец, по свидетельству Александра Новака, ряд саудовских компаний ведут переговоры по возможному участию в проекте по добыче природного газа в Арктике, который реализует российская компания «НОВАТЭК». (vestifinance.ru)

Государственная нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco рассматривает возможность участия в проектах «НОВАТЭКа», однако конкретных планов пока нет, сообщил, со своей стороны, глава Saudi Aramco Амин Нассер. «Мы не ведем пока конкретных переговоров с ними. Мы изучаем возможность сотрудничества с некоторыми компаниями. Но то, о чем вы говорите, пока конкретных планов нет», – подчеркнул он. Речь идет, в частности, о саудовских инвестициях в проект «НОВАТЭКа» «Арктик СПГ-2». «НОВАТЭК» намерен провести запуск первой очереди завода «Ямал СПГ» в ноябре текущего года, а в конце 2022 – начале 2023 годов осуществить запуск первых производственных линий завода «Арктик СПГ-2». (vestifinance.ru)

В целом в настоящее время на рассмотрении в Москве и Эр-Рияде находятся порядка 25 совместных проектов на общую сумму свыше 10 млрд. долларов, касающихся в том числе участия российских компаний в модернизации транспортной инфраструктуры Саудовской Аравии. В том, что касается развития российской инфраструктуры, – крупнейший саудовский суверенный фонд PIF принял решение выступить соинвестором строительства дублера Кутузовского проспекта в Москве и ряда платных дорог в целом по России. При этом в сооружение дублера Кутузовского проспекта планируют инвестировать и другие арабские фонды, в том числе регулярный партнер РФПИ Mubadala из ОАЭ, что делает данный проект уникальной площадкой для выстраивания финансово-экономических отношений России со странами ССАГПЗ. (vedomosti.ru)

В числе возможных проектов PIF – эксплуатация участка платной скоростной автодороги М-1 «Северный обход Одинцово», а также строительство и эксплуатация линий легкого скоростного трамвая в Санкт-Петербурге. (vestifinance.ru)

Кроме того, совместным перспективным поиском и предварительной разработкой будущих проектов, в том числе в третьих странах, на основании отдельного соглашения займутся РФПИ и Saudi Arabian General Investment Fund.

В данной связи следует учитывать, что в самой Саудовской Аравии ходят все более упорные слухи о грядущих изменениях в королевстве и о намерении 81-летнего короля (недавно перенесшего инсульт) уступить престол наследному принцу Мухаммаду бен Сальману аль Сауду, неоднократно посещавшему России и активно выступающему за укрепление российско-саудовского взаимодействия в том числе в финансово-экономической сфере. В частности, в мае текущего года в рамках работы Петербургского международного экономического форума он встречался с президентом России Владимиром Путиным и принял участие в подписании ряда двусторонних соглашений, в том числе соглашения о ядерном сотрудничестве, в рамках которого Россия получает возможность принять участие в сооружении 16 атомных электростанций в Саудовской Аравии. В ходе нынешнего королевского визита данный вопрос находился в тени геополитических и «нефтяных» дискуссий, однако стороны подписали в развитие вышеуказанных договоренностей «Программу реализации сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях между ООО «Русатом Оверсиз» и Центром имени Короля Абдаллы по атомной и возобновляемой энергии».

Именно наследный принц является автором плана Vision-2030, в рамках которого в том числе планируется провести первичное публичное размещение акций компании Saudi Aramco на саудовской бирже Tadawul, а также на одной или нескольких международных площадках (вероятнее всего, в Лондоне и Нью-Йорке). Согласно имеющейся информации, ряд ведущих российских компаний уже проявили интерес к участию в IPO. (vestifinance.ru)

Наконец, следует отметить и повышение уровня взаимодействия России и Саудовской Аравии в контексте соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти. Срок действующего документа истекает в конце марта 2018 года, и Эр-Рияд в настоящее время выступает одним из наиболее активных сторонников его продления до конца 2018 года, а также, возможно, ужесточения его параметров.


Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук
Источник: журнал "Международная жизнь"


 Тематики 
  1. Ближний Восток   (499)
  2. Россия   (1237)