В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Путину срочно нужен план для России (Bloomberg, США)

Российское правительство утвердило вменяемый и отрезвляющий прогноз социально-экономического развития России на следующие три года. Перспективы страны выглядят настолько безрадостно, что президент Владимир Путин может, наконец, начать прислушиваться к мнению ведущих экономистов, которые поддерживали его, несмотря на его нескрываемую симпатию к гигантскому государственному сектору с примесью кланового капитализма.

Создается впечатление, что лидеры современной России существуют в параллельной вселенной, где враждебно настроенный Запад осаждает Россию, которая вынуждена бороться за выживание против злобного глобального гегемона. В иную эпоху это могло бы заставить их склониться к нестандартным экономическим теориям или начать скрывать информацию об истинном состоянии национальной экономики от мира и от обычных россиян. Однако этого не происходит.

Министерство экономики во главе с Алексеем Улюкаевым пытается найти поводы для оптимизма, делая акцент на росте в первом квартале в некоторых отраслях промышленности, которые прежде не могли конкурировать с импортом, на снижении темпов инфляции до 7,2%, на увеличении доходов корпораций, на рост фондового рынка, укреплении национальной валюты и высокой ликвидности банковского сектора. Тем не менее, Улюкаев не пытается преуменьшать последствия текущей рецессии, падения реальных заработных плат, угасания сферы розничных продаж, страдающей от чрезвычайно высоких темпов сбережения: в марте этот показатель составил 15,7%. Банки все еще предлагают высокие процентные ставки по депозитам, а россияне не верят, что рецессия завершится в ближайшее время, и предпочитают заранее готовиться к трудным временам.

Прогноз Министерства экономики на 2016 год — сокращение экономики на 0,2% — звучит более оптимистично по сравнению со спадом в 1,3%, о котором говорили экономисты, опрошенные изданием «Блумберг». Между тем, по мнению Улюкаева, в базовом сценарии рост экономики в 2017 году составит всего 0,8%, тогда как экономисты «Блумберга» прогнозируют рост в 1,3%. Хотя Министерство экономики ожидает, что зарплаты и розничный товарооборот будут медленно расти, его прогноз, основанный на 40 долларах за баррель российской нефти — главной статьи российского экспорта — не обещает никаких чудес. «Дальнейшая динамика может уже развиваться при уточнении структуры и институтов в экономике», — сказал Улюкаев в своем докладе. Это тщательно выверенная формулировка, однако фактически министр ясно дал понять своим коллегам, что, если ничего не делать, Россия так и будет отставать от многих других стран по темпам своего экономического развития.

Внутри российского правительства отчетливо ощущается тревога в связи с отсутствием роста в обозримом будущем: даже в 2019 году рост экономики, как ожидается, должен достичь всего 2,2%, в том случае если цена на нефть не изменится. Ощущается также некий не имеющий точного направления порыв предпринять хоть какие-нибудь меры, вместо того чтобы просто сидеть и ждать, пока цены на сырье снова вырастут. Премьер-министр Дмитрий Медведев недавно написал Путину письмо, где он предложил провести реформу государственного управления, которая позволит создать прозрачную систему ключевых показателей эффективности деятельности министров. Путин на письме написал: «Согласен».

Эта идея стала одним тех предложений, которые были выдвинуты примерно год назад Германом Грефом, главой «Сбербанка» и одним из ключевых архитекторов путинских реформ начала 2000-х годов, среди которых можно назвать чрезвычайно успешный низкий фиксированный подоходный налог. Греф также предлагал создать квази-независимый центр по разработке необходимых реформ. Теперь, очевидно, это, наконец, произойдет, и во главе этого центра встанет бывший министр финансов Алексей Кудрин.

Кудрин возглавит Центр стратегических разработок, где под руководством Грефа были спланированы реформы начала 2000-х годов. Этот аналитический центр, созданный в 1999 году при поддержке влиятельных олигархов, не прекращал свою деятельность, продолжая работать над консалтинговыми проектами для ряда российских государственных корпораций и правительственных органов, однако его влияние существенно уменьшилось. Кудрин является уважаемым политическим тяжеловесом, способным возродить этот центр, и Путин одобрил его назначение на этот пост. В ходе своей ежегодной прямой линии на прошлой неделе президент упомянул об этом назначении. «Он очень хороший специалист, блестящий эксперт, — отозвался Путин о Кудрине. — И если он хочет вносить свой вклад в решение проблем, перед которыми стоит страна, почему нет?»

Кудрин изложил свои взгляды на необходимые перемены в своем выступлении 20 апреля. Он назвал текущее состояние судебной и правоохранительной системы, а также правительственный стиль взаимодействия с народом «ключевыми препятствиями для дальнейшего развития».

«Возникшие институты приведут нашу систему к долгосрочной стагнации, если мы их не реформируем, — сказал Кудрин. — Я убежден, что мы стоим на пороге неких социальных сдвигов или централизованных реформ».

Подобно Улюкаеву, Кудрин формулирует свою программу в как можно более мягких терминах. В сущности, его заявление означает, что Кремлю необходимо реформировать коррумпированную, насильственную и обслуживающую исключительно свои интересы систему, которая закрепилась при Путине — или готовиться к народным волнениям.

В своей речи Кудрин предупредил, что независимо от того, насколько блестящие планы экономисты смогут разработать, они столкнутся со «стеной политических ограничений». Он ожидает, что Путин осознает необходимость создания более гуманной и благоприятной для инвестиций системы, прежде чем произойдет что-нибудь плохое.

Путин ничего ему не обещал — его «почему нет» скорее напоминает небрежное пожимание плечами, чем твердое обещание содействия — но он, по крайней мере, одобрил назначение Кудрина и осведомлен о его намерениях.

В своем выступлении Кудрин использовал термин «перестройка», которым обозначается попытка Михаила Горбачева модернизировать советскую систему в конце 1980-х годов, когда цены на сырье тоже держались на низком уровне. То, что осторожный Кудрин использовал этот термин, вовсе не случайность: он искренне считает, что для сохранения жизнеспособности режима Путина необходимы радикальные меры. Я сомневаюсь, что президент разделяет его точку зрения. Он, несомненно, скучает по Советскому Союзу и не является поклонником Горбачева, особенно если учесть результаты его непродуманных реформ. Тем не менее, у Путина тоже не было последовательного плана действий после его возвращения на президентский пост в 2012 году. Но его соглашение с Кудриным, не предполагающее каких-либо требований и ограничений, свидетельствует о том, что он, по крайней мере, рассматривает такую возможность.

Это лучше чем ничего, однако режим будет отчаянно бороться против любых попыток сделать его менее репрессивным. Хотя Кудрин и другие здравомыслящие экономисты стараются изо всех сил, Россия продолжает отставать от других крупных экономик.


Леонид Бершидский (Leonid Bershidsky)
Источник: "ИноСМИ"
Оригинал публикации: "Putin Badly Needs a Domestic Plan "





Дадут ли Кудрину карт-бланш на проведение перестройки 2.0, и какими будут ее последствия для России?

— Продвижение на позицию руководителя совета ЦСР — это огромный успех и самого Кудрина, и прозападно ориентированной части российской элиты, — считает директор Института политических исследований Сергей Марков. — Разработка экономической программы навстречу новому электоральному циклу является важной путинской традицией, и назначением Кудрина эта традиция будет подтверждена. Другое дело, никто не знает, насколько полно новая экономическая программа будет реализована.

Напомню, в конце 1990-х ЦСР под руководством Германа Грефа сформировал повестку реформ, которые во многом перекликаются с нынешними инициативами, и эта повестка была реализована в очень малой степени. Но вместе с тем, задачи ЦСР были полностью реализованы с кадровой точки зрения: основные специалисты Центра заняли тогда ключевые позиции в правительстве РФ.

С приходом в ЦСР Алексея Кудрина, с высокой вероятностью, может произойти то же самое.

«СП»: — В каком направлении может пойти перестройка 2.0 Кудрина?

— В том же, в котором всегда шли реформы при Кудрине. На мой взгляд, его деятельность на посту министра финансов велась, прежде всего, в интересах российских филиалов западных финансовых структур.

Можно сказать, что офшорная элита, которая во многом правит современным миром, и является главным бенефициаром экономической политики, которую проводил Алексей Кудрин.

Проблема в том, что сейчас эта экономическая политика находится в глубоком противоречии с политикой национально-ориентированных элит, которая подразумевает вбрасывание денег в национальные экономики с целью стимулирования роста. Как раз такой линии придерживаются сегодня и администрация США, и Еврокомиссия.

Давать ли деньги национальной экономике на строительство инфраструктуры — это ключевой тестовый вопрос. Кудрин на него всегда давал четкий и ясный ответ: нет, пусть деньги идут в западные финансовые институты.

Однако сегодня модель развития экономики, которой всегда придерживался Кудрин, зашла в тупик. Надо сказать, суть ее неглупая — этой модели придерживались и Петр Первый, и большевики, — обеспечить ускоренную модернизацию экономики России через привлечение западных технологий и западных инвестиций.

Модель неглупая, но сегодня она невозможна по очевидным политическим причинам: западные инвестиции и технологии, если мы попытаемся их получить, будут немедленно заблокированы.

Поэтому, как себе представляет Кудрин использование этой модели — вопрос открытый. Плюс, однако, заключается в том, что его назначение главой совета ЦСР будет очень позитивно воспринято западными инвесторами. Эти инвесторы воспринимают Алексея Кудрина как политического союзника, и даже как своего представителя.

Впрочем, я не исключаю, что на деле Кудрин будет реализовывать совершенно другую экономическую политику, которая будет стимулировать развитие национальной экономики, в том числе, на основе программ количественного смягчения и крупных вложений государства в инфраструктурные проекты.

Так позволяет предполагать знаменитая путинская кадровая логика — президент зачастую назначает на те или иные позиции людей, которые, казалось бы, неорганичны на этих должностях…


— Назначение Кудрина — результат закулисных переговоров и компромиссов, — уверен председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Не зная условий этой сделки, трудно строить прогнозы будущей деятельности Алексея Кудрина.

Думаю, однако, что в ближайшее время никаких реальных рычагов управления в руках экс-министра финансов не будет. Скорее, ему просто дадут возможность «выпускать пар», чтобы либералы могли почувствовать, что имеют какие-то права. Плюс, такое решение позволит сгруппировать вокруг Кудрина легальных либералов (не «офшорных либералов» типа Гарри Каспарова или Михаила Касьянова) — в этом случае ими будет легче управлять.

Хотелось бы надеяться, что это будет именно так, и что планы либералов по реформированию российской экономики не будут реализованы. Как мы все прекрасно понимаем, за словами «перестройка» и «либеральные реформы» скрывается разрушение России.


Источник: "Свободная Пресса"

 Тематики 
  1. Россия   (1237)
  2. Глобальная экономика   (469)