В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Военные журналисты

Считая, что журналисты – это мирные люди, Совет Безопасности ООН единодушно принял резолюцию по их защите в зоне боевых действий. Однако две недели спустя министерство Обороны США стало публиковать материалы о возбуждении дел и арестах тех, кто нарушая долг журналиста, занимался шпионажем. По мнению Тьерри Мейсана эта инициатива может обернуться и против журналистов стран-членов НАТО.

Дебаты в Совете Безопасности на сессии 27 мая по защите журналистов в зоне боевых действий ни к чему не привели [1]. Дипломаты обвиняли некоторые государства в том, что они убивали или позволяли убивать журналистов, не учитывая при этом, что под прикрытием журналиста можно осуществлять различного рода деятельность, включая шпионаж, разбой или терроризм.

До сих пор считалось, что для защиты журналистов необходимо:
– иметь журналистское удостоверение, выданное компетентными органами своей страны или страны, в которой осуществляется журналистская деятельность;
– не принимать участия в боях;
– не нарушать правила военной цензуры.

Отметим странность последнего условия, предусмотренного в основном для защиты военной тайны, но реально используемого для скрытой пропаганды и маскировки военных преступлений.

Кроме того, было учтено, что военные, работающие в качестве журналистов военных СМИ или гражданские журналисты, прикомандированные к воинским частям (embedded), не должны пользоваться статусом журналиста. Они должны считаться военными.

Ссылаясь на прецедент убийства командующего Ахмада Шаха Масуда двумя журналистами, США заявили, что эта профессия может служить прикрытием для террористической деятельности. Недавно гражданин Великобритании Омар Хуссейн примкнул к Исламскому государству и опубликовал под псевдонимом Абу Авлаки серию статей, восхваляющих жизнь в Даеш. Однако случаи, когда журналисты принимают участие в боях, единичные. Истинная проблема в другом – в том, что СМИ стали глобальными, а войны ведутся методами четвёртого поколения.

Глобальные СМИ

Вплоть до 1989 г. СМИ оставались национальными. Пропаганда, следовательно, могла быть направлена только на свой лагерь. Конечно, можно было разбрасывать листовки с самолёта или использовать передачи на коротких волнах, но в этих случаях вас воспринимали как врага.

В 1989 г. американский канал CNN благодаря спутниковой связи из местного телевидения превратился в глобальное. Это изменение статуса (оно перестало быть американским телевидением) гарантировало ему нейтральность в конфликтах. Оно утвердило себя в качестве органа «непрерывной информации», когда в прямом эфире транслировалось свержение Чаушеску. Прямая трансляция гарантировала отсутствие манипуляций и возможность воспроизведения истины.

Однако на самом деле всё далеко не так.. Редакция CNN с 1998 г. была и остаётся до сих пор под контролем одного из подразделений психологических операций ВС США (United States Army’sPsychological Operations Unit). Оно предоставляет информацию не о событиях с мест, а лишь транслирует спектакли, постановщиками которых являются ЦРУ и Пентагон. В качестве примера можно привести вскрытие братской могилы в Тимишоаре. Картинки с трупами более 4500 молодых людей [2], у которых якобы была взята кровь для прикармливания карпатского диктатора, страдавшего лейкемией, или убитых во время демонстраций, облетели весь мир. Их лица были обезображены кислотой, чтобы их нельзя было опознать. Они служили доказательством ужасов, совершённых по отношению к своему народу Николаем Чаушеску –«румынским Дракулой» [3]. Увы! Позднее станет известно, что это были тела, извлечённые из могил на городском кладбище.

Беспрерывно распространяя по всему миру ложную информацию, мировые СМИ придают ей видимость правды. Силу этому оболваниванию придало также и то, что СМИ социалистического лагеря в Венгрии и Восточной Германии её подтвердили, а они были союзниками Румынии. Вот почему великие державы соревнуются между собой и стараются создать глобальные сети, непрерывно распространяющие информацию.

Однако смешно думать, что журналисты направляются в те или иные места, чтобы рассказать о том, что они видят на месте событий, и что прямой эфир не позволяет манипуляций. Напротив, журналисты должны быть не свидетелями событий, а аналитиками, способными видеть истинное, а не кажущееся. Именно для этого они и служат, так что концепция «непрерывной информации» (в смысле непрерывной трансляции событий) есть отрицание журналистики. Журналисты должны находиться на месте событий, чтобы сопоставлять, подтверждать, анализировать и интерпретировать эти события, иначе им там нечего делать.

Заморачивания мозгов, подобные тем, что использовались в Тимишоаре, НАТО не прекращала проводить во время войны в Югославии, Афганистане, а также в Ираке, Ливии и Сирии [4].

Использование военных журналистов

Тем не менее, в 1992 году был сделан ещё один шаг. Вы заметили, что начиная с этой даты США и НАТО постоянно находились в состоянии войны то в одной, то в другой точке мира. Обязанностью журналистов стало сокрытие этих событий. Более сотни журналистов устремились в Боснию, затем в Багдад, Кабул или в Триполи , чтобы дать слово противникам Запада. Однако не просто некоторые из них, а почти все они стали постоянными сотрудниками спецслужб НАТО. И если они описывают результаты обстрелов силами альянса мирного населения, то единственно для того, чтобы предоставить разведданные и повысить точность стрельб. Такие журналисты должны квалифицироваться как шпионы.

Об этом я не раз говорил во время войны в Ливии, вызвав у многих возмущение. Однако это было признано генерал-лейтенантом Шарлем Бушаром, после того, как эта операция закончилась. В студии Radio-Canada он заявил, что штаб НАТО в Неаполе анализировал ситуацию на основе «сведений, которые исходили из многих источников, включая СМИ, которые находились на месте событий и предоставляли нам обширную информацию о планах противника и дислокации сухопутных войск».

Чтобы придать правдоподобие мифу о «демократической революции», НАТО в 2012 г. на территории Сирии в одной деревне разыграла настоящий спектакль. Кабинет турецкого Премьер-министра организовал приезд туда журналистов, которые об этом просили. И они могли заснять в этой деревне манифестации и убедиться в том, что во всей Сирии было то же самое. Однако Арабская Сирийская армия также направила туда журналистов, не сирийских, разумеется, а тех, что были при «повстанцах», чтобы они собрали сведения о том, какие силы поддерживает Альянс.

В этой связи, публикация на этой неделе министерством Обороны США Пособия по правам на войне приветствуется. В нём рассказывается о ходе военных действий и утверждается, что некоторые журналисты на самом деле являются боевиками [5].

Однако министерство Обороны рискует тем, что большинство западных военных журналистов могут считаться «непривилегированными воинами» – категория, созданная самим министерством и лишающая журналистов привилегий женевской конвенции. Такая участь может постигнуть сотрудников агентств Al-Jazeera, Al-Arabiya, BBC, CNN, Corriere della Sera, Fox News, France2, France24, Le Monde, Libération, New York Times, Sky News, Washington Poste итд… Я упоминаю только тех, кого хорошо знаю.

Ложные видеоновости

Еще один шаг был сделан в 2011 г. при использовании фиктивных видео, снятых в студии под открытым небом в Катаре, а затем встроенных в теленовости. Эффект был достигнут трансляцией вначале каналом Fox News, а затем и другими СМИ стран Запада и Залива ложных картинок, изображающих падение Триполи и вхождение «повстанцев» на Зелёную площадь за три дня до того, как этот факт стал реальным событием.

Об этом в студии France24 заявил президент Временного Национального Совета Мустафа Абдель Джалиль, а НАТО эту ложь жестоко осудила.

В то время, когда США вели с Россией в июне 2012 г. переговоры о возможном разделе «большого Ближнего Востока», НАТО намеревалась использовать технику ложных видеоновостей для того, чтобы сломить сирийское сопротивление и захватить власть в стране. По указке Вашингтона сирийские спутниковые каналы были отключены, и Вашингтон готовился изгнать их также и из NileSat.Ряд западных телеканалов (Al-Arabiya, Al-Jazeera, BBC, CNN, Fox, France 24, Future TV, MTV) намеревались использовать картинки, заснятые в студии в Катаре и показывающие падение Сирийской арабской республики, и синтезированные изображения бегства президента Аль-Ассада [6].

Передачи ложных сирийских каналов велись через спутник ArabSat из базы АНБ в Австралии. Эта операция была прекращена накануне конференции Женева-1 в результате международных протестов.

Законы пропаганды не изменяются

Технический прогресс не изменяет технику пропаганды. Её механизм основан на двух принципах:
– непрекращающихся повторениях одних и тех же картинок, благодаря чему грубая ложь становится бесспорной истиной;
– недостаточно заставить людей поверить в ложное, нужно, чтобы они убеждали в этом других. А для этого нужно тем или иным способом вынудить их поверить хотя бы один раз в то, что они считают ложью. Самолюбие не позволит им пойти на попятную и осудить махинацию.

Когда британские спецслужбы запустили в СМИ информайию о том, что Сирийская арабская республика сбрасывала с вертолётов бочки, начинённые взрывчаткой, на мирное население , вы в это не поверили. В Сирии, где президента Башара Аль Ассада упрекали в том, что он не использует армейские операции против джихадистов, потому что щадит мирных граждан, в это тоже не поверили. Это обвинение тем более абсурдно, что армия оснащена поставляемыми Россией бомбами, которые более эффективны, чем бочки со взрывчаткой. Однако повторяемая беспрестанно в течение года эта ложь стала бесспорной истинной как на Западе, так и в самой Сирии. И несмотря на то, что армия не использует вертолёты в Алеппо, потому что джихадисты могут их сбить с помощью ракет земля-воздух, пресса продолжает публиковать «свидетельства», подтверждающие сбрасывание бочек со взрывчаткой с вертолётов в Алеппо.

Система выстроена так, что журналисты отказываются признавать, что их обманули, и они становятся пропагандистами, которые вслед за другими будут повторять одно и то же, хотя всем известно, что это ложь. Даже профессионалы, считающие себя честными журналистами, хотя и используют модную риторику, в итоге всё равно работают на распространение лжи.

Использование СМИ в военных целях

Хотя ложные картинки о бегстве президента Аль-Ассада в конечном счёте не были использованы в Сирии, НАТО приняла новую технику борьбы, называемую войной 4-го поколения (4GW).

– Война первого поколения – это линия фронта и колонны. Так было в XVII веке. Войска подчинялись строгой иерархии и продвигались медленно. Однако такая организация не могла противостоять получившему распространение огнестрельному оружию.
– Война второго поколения – это линия фронта и стрельба с обеих сторон. Так было во время Первой мировой войны. Эта организация вылилась в траншейную войну.
– Война третьего поколения – это проникновение линий фронта врага через линию обороны. Она предполагает участие гражданского населения, как это было во время Второй мировой войны. Такая структура не отвечает совершенствующимся наступательным вооружениям и, в частности, атомным бомбам.
– Война 4-го поколения – это война, в которой сам агрессор не принимает участия. Она ведётся в дальних странах с помощью негосударственных формирований, как это было во время холодной войны при проведении искусственных и естественных восстаний.

В войне этого типа, которая сродни всеобщему беспорядку, Пентагон размещает СМИ как боевое подразделение в здании главного штаба. Нельзя забывать, что СМИ давно стали другими. Они перестали быть кооперативами и стали капиталистическими предприятиями, в которых любой сотрудник может быть уволен без объяснения причин. Так что дело не в какой-то сотне военных журналистов, работающих в качестве шпионов. Речь идёт о СМИ, которые в качестве таковых принимают участие в боевых операциях, предоставляя свой персонал в распоряжение армий.

При этом не имеет большого значения, участвуют сами журналисты в съёмках боевых действий или в отравлении сознания людей. Их работа, какой бы она ни была безупречной, вписывается в общий процесс, называемый войной. Хуже того, те из них, что более искренни, служат зонтиком для тех, кто шельмует, придавая им больше доверия.

В итоге, резолюция 2222 Совета Безопасности была принята единогласно только потому, что не было учтено, во что превратилась профессия журналиста.


Тьерри Мейсан
Источник: "Сеть Вольтер"
Перевод Эдуард Феоктистов

[1] « Résolution 2222 et débats (journalistes en zones de conflit) », Réseau Voltaire, 27 мая 2015 г.

[2] “Mass Graves Found in Rumania ; Relatives of Missing Dig Them Up”, Associated Press, 22 декабря 1989 г.

[3] «Les vautours de Timisoara», Серж Халими, La Vache folle, август 2000.

[4] « Эффект CNN », Тьерри Мейсан, Сеть Вольтер, 19 мая 2003 r.

[5] Law of War Manuel, US Defense Department, June 2015.


[6] « НАТО готовит переворот в Сирии », Тьерри Мейсан, Комсомо́льская пра́вда , Сеть Вольтер, 12 июня 2012.

 Тематики 
  1. Информационные войны   (97)
  2. Мир под эгидой США   (1331)