Агрессивно настроенные представители Запада (прежде всего США и часть стран-членов НАТО), используя Киев, как источник провокаций (в данном случае – террористических), явным образом вступают в очередную фазу изменения повестки дня украинского кризиса.
Задача США на текущем этапе – сорвать все возможные форматы мирных переговоров с тем, чтобы войти в этот переговорный процесс и уже изнутри заниматься эскалацией напряжения. Пока дискуссии шли в форматах «минских протоколов» или «нормандского формата», такого шанса им не предоставляли. Теперь же, в связи с «возросшей террористической угрозой» и неспособностью сторон найти политическое решение, Киев ставит вопрос о смене формата переговоров – именно об этом сообщил П.Порошенко после визита в Эр-Рияд. О том, что теракты в Мариуполе будут использованы именно в этих целях говорил вице-спикер народного совета ДНР Д.Пушилин: «Киеву это нужно было, чтобы минский формат поменять на женевский и привлечь туда Соединённые Штаты. Это то, что заявляет Порошенко».
О том, что эта провокация была, как минимум, косвенно согласована с Западом (отдельными его представителями), говорит тот факт, что в НАТО на эти события отреагировали необыкновенно оперативно. Генсек НАТО почти мгновенно заявил о готовности провести внеочередное заседание комиссии Украина-НАТО на уровне послов. И это для страны, которая даже не является членом НАТО.
Содержание переговоров осталась неизвестно. Официально было опубликовано лишь общее заявление, в котором виновными в мариупольской трагедии названы «поддерживаемые Россией сепаратисты», а сама Россия через строчку обвиняется во всех смертных грехах. При этом её призывают к диалогу по урегулированию.
Однако в прессу просочились отдельные элементы дискуссии. В частности, посол Украины в Бельгии и при НАТО И.Долгов заявил, что «мы продолжаем работать на двусторонней основе с разными странами, включая страны-члены НАТО, и при ухудшении ситуации на месте и увеличении количества российских тяжёлых вооружений мы запросили дополнительную военную помощь Украине». Ответ НАТО был традиционным – НАТО, как единая организация, не будет поставлять летальных вооружений на Украину.
Однако реакция НАТО – лишь часть новой волны эскалации украинской ситуации со стороны Запада. Ключевая роль тут, конечно, принадлежит США, которые, пользуясь спровоцированной ими же ситуацией, активно решают свои тактические и стратегические задачи.
Прежде всего, был резко усилен градус антироссийской риторики. Ещё даже не было точно известно что произошло, а Дж.Байден уже провёл телефонный разговор с П.Порошенко в котором «осудил нападения и насилие в восточной Украине, которые совершили поддерживаемые Россией сепаратисты» и пообещал «увеличение цены для России за её агрессивные действия против Украины». И это при том, что результаты первых расследований появились лишь 25 января.
Но Байдену не нужны никакие «расследования». Практически с идентичным заявлением выступил и Керри: «Я присоединяюсь к моим европейским коллегам в решительном осуждении сегодняшнего ужасного нападения поддерживаемых Россией сепаратистов с использованием реактивных систем «Град» и других новейших видов оружия на гражданские районы Мариуполя».
На фоне этой агрессивной словесной пикировки не так заметно стало другое сообщение – Пентагон уже в феврале собирается направить в страны Балтии, Польшу, Румынию и Болгарию группу своих экспертов. Их задача – проанализировать, возможно ли размещение в Восточной Европе американских танков и других вооружений. Об этом заявил командующий Сухопутными силами США генерал-лейтенант Бен Ходжес официальной газете американских вооруженных сил Stars and Stripes. То есть, США под шум украинской гражданской войны готовятся стремительно наращивать своё военное присутствие в Восточной Европе и даже не особо это скрывают. Если к этому добавить анонсированные планы по усилению НАТО в Восточной Европе, то становится понятно, что это и есть одна из реальных целей США в данном конфликте – изменить геополитический баланс в свою пользу, точечно повлияв на конкретный регион.
Таким образом, США не скрывая, готовятся к реальной войне на территории Восточной Европы, прикрывая это риторикой «заботы об Украине».
Ситуация действительно используется США по максимуму. Ведь ещё недавно шли обсуждения не об увеличении американских воинских контингентов в Европе, а об их выводе оттуда. Теперь же, на фоне «российской угрозы», которыми США ежедневно пугают европейцев, они на долгое время не только сохраняют этот плацдарм, но и существенно его расширяют.
В целом, следует отметить, что каждый новый виток обострения ситуации на Украине используется США для усиления милитаристского противостояния и наращивания своих военных потенциалов. При этом одновременно усиливается их контроль над европейскими столицами. Вряд ли случайно, что в ещё недавно двинувшейся на сближение с Россией Франции, «внезапно» произошли громкие теракты, а следом – новая их волна на Украине. И хотя непосредственный их источник разный, США умело сеют чувство незащищённости в Европе, пользуясь этим для реализации своих геополитических интересов.
Важно и то, что США явным образом ускоряют свою деятельность. Причины этого – успехи ополчения, ведь события выходят за пределы американского сценария вялотекущего конфликта с периодическими обострениями. Например, в случае уничтожения фактически уже окружённой под Дебальцево войсковой группировки.
При таких темпах и разговорах о «женевских форматах» не следует удивляться, если уже в ближайшие полгода станет вопрос о воинских базах США на Украине. Тем более, что уже на весну запланированы совместные учения США и украинских военных.
Вопрос о том, готовы ли в полном объеме украинские политические элиты (или, скорее, то, что от них осталось) принять подобную идею или попытаются сопротивляться ей, является риторическим. Судя по последним организованным Киевом терактам, они зашли уже очень далеко, чтобы пытаться проявить некую самостоятельность и сопротивляться планам США на Украине.
Константин Андрейченко
Источник: "РИСИ "