В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Европа выполняет волю США

Событие: 29 июля 2014 г. ЕС официально согласовал новый пакет санкций против России, который вступил в силу 1 августа. В заявлении председателя Евросовета Хермана ван Ромпея и председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу говорится о том, что ЕС ограничивает доступ российских государственных компаний на свои финансовые рынки, вводит эмбарго на торговлю оружием и запрет на экспорт технологий двойного назначения, а также ограничивает доступ России к высоким технологиям в нефтяной сфере. Одновременно о введении новых санкций объявил президент США Барак Обама: их действие было распространено на Россельхозбанк, ВТБ, Банк Москвы и Объединённую судостроительную корпорации.

Комментирует: эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Игорь Путинцев

Решение ЕС свидетельствует о том, что линия России на разыгрывание противоречий между США и ведущими западноевропейскими странами (Германией, Францией, Италией) не принесла желаемых результатов. Примирительные шаги России после крымских событий были восприняты проявление слабости. Наиболее значимыми из этих шагов были следующие:
– заключение Женевских соглашений (17 апреля);
– призыв отложить референдумы о независимости ДНР и ЛНР (7 мая);
– игнорирование результатов референдумов 11 мая;
– отвод войск от границы с Украиной (19 мая);
– фактическое признание результатов президентских выборов 25 мая;
– возвращение российского посла в Киев (5 июня);
– продолжение поставок газа на Украину в отсутствие оплаты (до 16 июня);
– участие в работе трёхсторонней контактной группы по Украине (23 июня, 27 июня, 31 июля);
– отзыв согласия Совета Федерации на ввод войск на территорию Украины (25 июня);
– приглашение наблюдателей ОБСЕ на российские пограничные пункты (30 июня);
– специальное обращение президента России о необходимости объективного расследования крушения малайзийского «Боинга» (21 июля).

России неоднократно угрожали введением секторальных санкций – в том случае, если она признает итоги референдумов, не признает итогов президентских выборов и пр. Россия каждый раз шла навстречу Западу и сталкивалась с новыми требованиями. Стремление к достижению компромиссных договорённостей оказывалось сильнее.

О том, какие у этих разрабатываемых договорённостей могли быть условия, говорится в публикации британского издания «Independent» от 31 июля. В статье со ссылкой на анонимные источники утверждается, что Россия и Германия вели длительные переговоры, обсуждая следующие условия:
– прекращение военной и финансовой поддержки Россией ополченцев на юго-востоке Украины;
– выплата Россией Украине 1 млрд долл. компенсации в счёт расторгнутого договора о Черноморском флоте;
– заключение нового газового соглашения России и Украины;
– отказ России от препятствования более интенсивным экономическим связям Украины и ЕС в рамках соглашения об ассоциации;
– отказ Украины от вступления в НАТО;
– расширение полномочий восточных регионов Украины.

Из условий этого проекта также следует, что против России не вводятся дополнительные санкции, а проблема Крыма уходит на второй план.

Вполне вероятно, что сообщение британского издания в той или иной степени отражает реальные процессы (несмотря на то, что в Берлине его опровергли). После крымских событий Владимир Путин и Ангела Меркель провели две встречи и около двадцати раз общались по телефону. Сложно предположить, что столь интенсивные контакты осуществлялись исключительно для того, чтобы обмениваться дипломатическими «штампами» или, напротив, чтобы вновь и вновь подтверждать безапелляционность своей позиции. Степень интенсивности российско-германских контактов наводит на мысль о том, что производились последовательные попытки разработать условия пакетных договорённостей по Украине.

Германия вполне могла пойти на такой компромисс. Его условия, в целом, отвечают немецким интересам. Германия всегда занимала сдержанную позицию по вступлению Украины в НАТО. Экономические связи между Россией и Германией очень значительны, и обе стороны объективно не заинтересованы в том, чтобы санкции нанесли им ущерб. В политическом отношении наличие конструктивных отношений с Россией на фоне осложнения российско-американских отношений значительно расширяет поле для манёвра германской дипломатии. Что касается фактического признания Крыма, то оно не получило бы юридического оформления и свелось бы к устным гарантиям того, что проблема Крыма не будет использоваться для наращивания политического давления на Россию.

Соотношение плюсов и минусов в этом проекте, с точки зрения российских интересов, не столь очевидно. Из проекта следует, от России требовалось признание вхождения Украины (без Крыма) в сферу влияния ЕС, но не в сферу влияния НАТО. Геополитический статус Украины в таком случае стал бы схож с положением Австрии и Финляндии во время «холодной войны» – нейтральных западных стран, имевших вполне конструктивные отношения с СССР, но не входивших в сферу его влияния. Для реализации этого проекта от России требовался отказ от поддержки проекта Новороссии в обмен на декоративную децентрализацию власти на Украине.

Начиная с рубежа марта – апреля, Россия, в целом, согласилась действовать в рамках этой логики. Но перерастание событий на востоке Украины в полномасштабную войну значительно осложнило её выбор. Со стороны Запада предъявлялись всё новые и новые требования, Россия их принимала, а военные действия продолжали расширяться – по данным ООН, количество убитых и раненых мирных жителей пошло на тысячи (по состоянию на 26 июня 1129 мирных жителей погибли и 3442 – были ранены). Несмотря на это, уступки России продолжались, отражая нежелание вступить в масштабную конфронтацию с Западом.

Оправданна ли эта позиция и какая у неё глубинная мотивация? – На эти вопросы сложно дать однозначный ответ. С одной стороны, Россия стремится избежать конфронтации с Западом в тех условиях, когда она изначально не была подготовлена к такому развитию событий, а её экономический и технологический потенциал в разы уступает совокупному потенциалу Запада. С другой стороны, череда уступок России может привести к той ситуации, когда оппоненты России воспользуются её уступками на начальном этапе противостоянии, но не ослабят давления.

В отличие от Германии, США не заинтересованы в компромиссном решении: в процессе росийско-германских переговоров США, по-видимому, желали лишь затягивания ситуации для усиления позиций Киева. Когда киевские власти значительно укрепили свои позиции, необходимость в этом отпала, и США удалось навязать ЕС курс на жёсткое противодействие России. С введением экономических санкций ЕС против России компромиссный проект Германии получил мощный удар. Но то, что Германия настояла на том, что санкции ЕС против России могут быть пересмотрены через три месяца, свидетельствует о её желании сохранить имеющиеся наработки. Вполне возможно, что стремление России к достижению компромиссных договорённостей настолько велико, что разработка совместного российско-германского проекта будет продолжена.

Но какие могут быть гарантии для России, что эта логика (давление Запада – переговоры – уступки России – усиление давления) не будет продолжаться и в последующем? Украина стремится завершить карательную операцию до начала сентября. Гипотетическая возможность такого развития событий может привести к ситуации, когда у России не сохранится главного козыря на переговорах – возможности так или иначе влиять на политические процессы на юго-востоке Украины. Более того, обещаниям Запада, тем более выраженным в устной форме (как это может быть в случае с Крымом), нет оснований доверять – достаточно вспомнить обещание не расширять НАТО после объединения Германии или судьбу соглашений 21 февраля 2014 г. по Украине.

то может предпринять Россия в этой ситуации? – Введение санкций ЕС против России может развязать России руки, сделать возможной более активную реакцию на гражданскую войну на Украине, гибель мирного населения. обстрелы российской истории. Но по-прежнему нет фактов, которые указывали бы на то, что этот сценарий стал более вероятным, чем ранее. Россия согласилась на возобновление работы трёхсторонней контактной группы, не выступила с резкими заявлениями по санкциям, не приняла ответных мер. Все эти факты говорят о том, что Москва пока не пересмотрела прежнего политического курса по Украине.


Игорь Путинцев
Источник: "Центр научной политической мысли и идеологии "


 Тематики 
  1. Мир под эгидой США   (1331)
  2. ЕС   (529)
  3. Украина   (614)