В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Вьетнам - Китай: проблема спорных островов "бросает тень" на процесс сближения двух стран

Вьетнам не признает легитимность проведенных Китаем 19 июля выборов в местные органы власти вновь созданного территориального округа с административным центром в городе Саньша на спорных островах в Восточном /Южно-Китайском/ море /ЮКМ/, как не признает и законность создания самого этого округа. Негативную реакцию Ханоя вызвали также намерения КНР сформировать там окружной военный гарнизон Саньша. Внешнеполитическое ведомство Социалистической Республики Вьетнам /СРВ/ выступило с резким осуждением этих действий китайской стороны, предупредив, что они могут лишь осложнить и без того непростую текущую обстановку в Восточном море.

"Решение Китая о создании так называемого "города Саньша" и реализация вышеупомянутых действий являются нарушением международных прав, серьезным посягательством на суверенитет Вьетнама над архипелагом Чыонгса /Спратли/ и островами Хоангса /Парасельскими/", – заявил МИД СРВ. По словам официального представителя внешнеполитического ведомства, эти действия идут вразрез с имеющимися двусторонними договоренностями, нарушают основные положения совместного заявления по разрешению проблем на море, подписанного Вьетнамом и Китаем в октябре 2011 года, а также идут вразрез с духом декларации о поведении сторон в Восточном море, подписанной в 2002 году между Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии /АСЕАН/ и Китаем. Все это способствует соложению обстановки в Восточном море. Данные шаги китайской стороны, ставящие под сомнение суверенитет Вьетнама над Спратли и Парасельскими островами, противоречат духу добрососедства в отношениях двух стран, указывают в МИД Вьетнама.

С критикой действий китайских властей выступили также представители администраций центрального вьетнамского города Дананга и провинции Кханьхоа, к юрисдикции которых относятся архипелаг Спратли и Парасельские острова. "Чыонгса и Хоангса – неотъемлемая часть территории Вьетнама. Город Дананг и провинция Кханьхоа выступают категорически против проведенных Китаем выборов и решения КНР о формировании военного гарнизона, и требуют от китайской стороны немедленно прекратить акции, ущемляющие отношения дружбы между народами двух стран. Эти действия нарушают как законодательство Вьетнама, так и нормы международного права, создают препятствия общим усилиям стран региона, направленным на поддержания мира и стабильности в Восточном море", – говорится в заявлении властей Дананга и Кханьхоа.

На протяжении многих лет архипелаг Спратли и Парасельские острова остаются "яблоком раздора" в Южно- Китайском море. В спор о принадлежности этих территорий, помимо Вьетнама и Китая, вовлечены также Бруней, Малайзия, Тайвань и Филиппины.
Вместе с тем, исторически конфликт вокруг островов в Южно-Китайском море всегда был и в определенной степени продолжает сохранять характер противоборства в основном между Китаем и Вьетнамом. Заявляя о своем неоспоримом суверенитете над островами и китайская, и вьетнамская стороны, приводят в подтверждение исторические документы и ссылки на летописи средних веков, обосновывающие юридически их притязания.

Южно-Китайское море омывает берега Китая, Вьетнама, Малайзии, Филиппин, Индонезии и по площади /3447 тыс кв. км/ почти в полтора раза превосходит Средиземное море и по своему стратегическому положению играет ключевую роль в качестве связующего звена между двумя крупнейшими океанами – Тихим и Индийским. Расположенные в нем острова, особенно архипелаг Спратли, насчитывающий 96 крупных и мелких островов, отмелей, рифов и скал, приобретают крайне важное значение, так как все они лежат на пути морских коммуникаций, связывающих северную часть Азиатско- Тихоокеанского региона с Юго-Восточной Азией, а через Индийский океан – с Африкой и Европой.

Этот район богат запасами нефти, природного газа, фосфора, других полезных ископаемых. По мнению китайских специалистов, запасы газа в акватории спорных островов составляют 25 млрд кубометров, а нефти – не менее 205 млрд баррелей. Ведущие международные эксперты, отмечают, что запасы нефти и природного газа на шельфе спорных островов по своим объемам сопоставимы с подтвержденными запасами одного из главных мировых производителей нефти – Кувейта.
Не следует также забывать, что в районе Спратли находится и обширная рыболовная зона, где постоянного находятся суда не только КНР, СРВ, но и других стран региона.

Если говорить об этом регионе с точки зрения российских интересов, то необходимо отметить, что Москва не вмешивается в территориальный спор между Пекином и Ханоем. Однако Россия, как тихоокеанская держава имеет в районе Южно-Китайского моря вполне конкретные интересы и цели. Прежде всего РФ непосредственно заинтересована в придании этому региону устойчивого международного статуса, в обеспечении здесь стабильной свободы судоходства и морских коммуникаций. К этому следует добавить, что исторически Советский Союз, а затем и Россия активно участвует в кооперации с Вьетнамом в разработке месторождений нефти и газа на континентальном шельфе южной части страны. Для этого стороны создали совместное предприятие "Вьетсовпетро", которое приносит ощутимые дивиденды и Москве, и Ханою.

В конце 1980-х годов в связи со спором вокруг Спратли и Парасельсвких островов в ЮКМ произошли несколько вооруженных инцидентов между Вьетнамом и Китаем. В 1990-х годах ситуация также оставалась напряженной, однако ряд внутренних проблем стран региона, обусловленных ухудшением экономической ситуации в ЮВА, приведшей к Азиатскому валютно-финансовому кризису 1998 года, отодвинул территориальные споры в ЮКМ на второй план. Это способствовало уменьшению конфронтации между участниками конфликта, позволило им "охладить пыл" и "на трезвую голову" подойти к вопросу урегулирования территориальных разногласий в Восточном море.

В 2002 году претендующие на острова страны, в том числе и Китай, на саммите АСЕАН в Пномпене договорились, что вопрос о будущем этих территорий должен решаться в соответствии с международным правом, и приняли декларацию о поведении сторон, призванную ликвидировать опасность столкновений в этом районе. В документе было заявлено о готовности отказаться от конфронтации и дипломатическими средствами решать проблему Спратли и Парасельских островов. Декларация предполагает недопущение осложнения обстановки вокруг спорных островов, а также отражает необходимость поддержания стабильности и выработки механизма последовательного урегулирования взаимных притязаний на эти территории, чтобы Спратли и Парасельские острова, а также окружающие их воды, стали "районом мира и сотрудничества".

За десять лет, прошедшие с момента принятия этой декларации состоялось уже немало встреч и консультаций разного уровня с участием стран, вовлеченных в конфликт в ЮКМ. С одной стороны, все эти встречи демонстрируют полное взаимное доверие между их участниками и стремление развивать партнерство, направленное на "укрепление мира, поддержание стабильности и продвижение развития как в регионе, так и во всем мире в целом". Однако, фактически, ситуация за это десятилетие лишь многократно осложнилась. В Ханое отмечают, что заявления о суверенных правах на Южно- Китайское море и Восточно-Китайское море, рассматриваемые как "естественное продолжение китайской территории", в последние годы участились; Пекин настаивает на проведении разграничительной линии, которая подходила бы вплотную к противоположным берегам, превратив тем самым Восточное море в национальный бассейн. Эти требования, по мнению вьетнамской стороны, вступают в противоречие с международным правом, а именно с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

Китайские официальные лица неоднократно заявляли о своей готовности совместно развивать ресурсы в Южно- Китайском море на двусторонней основе. Однако другие страны, претендующие на острова, выражают свое несогласие с этим, опасаясь, что такое сотрудничество будет означать молчаливое признание исторических притязаний Китая на этот регион. По их мнению, если аргументы КНР будут признаны, это расширит зону китайского суверенитета на расстояние более чем 500 миль от побережья материкового Китая.

В последний год в ЮКМ произошел заметный рост напряженности. Китаем высказал намерение самостоятельно приступить к освоению природных ресурсов в акватории Спратли и Парасельских островов. Так, в начале марта этого года национальная нефтегазовая корпорация Китая провела пробное бурение на 19 буровых скважинах на севере ЮКМ, в том числе на скважине 65/24, расположенной примерно в одной морской миле от Парасельских островов, что вызвало резко негативную реакцию Вьетнама. В июне Китай объявил международный тендер на разведку нефти и газа в ЮКМ. Это возмутило Ханой, который потребовал немедленно денонсировать приглашение иностранным нефтяным компаниям на проведение разведочных работ, поскольку район, где расположены выставленные Китаем на тендер участки, по словам официального представителя МИД Вьетнама, даже нельзя назвать спорным – это часть 200-мильной эксклюзивной экономической зоны СРВ.

Дальнейшему обострению спора СРВ и КНР в Восточном море способствовало принятие в июне этого года Национальным собранием /парламентом/ Вьетнама закона "О море". В ответ на это Китай заявил, что вьетнамский закон не имеет юридической силы и объявил о создании нового территориального округа Саньша. Вьетнамское внешнеполитическое ведомство выступило с заявлением, в котором "решительно отвергло абсурдную критику со стороны Китая" в связи с утверждением закона "О море" Нацсобранием СРВ. "Это обычная законодательная деятельность, направленная на усовершенствование правовых основ деятельности Вьетнама по использованию и защите своих территориальных вод, островов и развития морской экономики, создание благоприятных условий для активизации международного сотрудничества во имя мира и стабильности в регионе и во всем мире", – заявил официальный представитель МИД СРВ, добавив, что в Ханое вызывает сожаление тот факт, что Китай утвердил создание так называемого "города Саньша" на острове в территориальных водах Вьетнама".

Как отмечает вьетнамская печать, Вьетнам имеет все юридические и исторические основания для подтверждения своего неоспоримого суверенитета над островами Хоангса / Парасельскими/ и архипелагом Чыонгса /Спратли/. Принятие закона "О море" по сути является лишь обновлением некоторых положений, указанных в других нормативных актах, и это не оказывает никакого влияния на процесс поиска основных путей разрешения споров вокруг территориального вопроса в Восточном море. В Ханое подчеркивают, что Вьетнам придерживается курса на разрешение разногласий и споров вокруг Восточного моря мирным путем на основе международного права, в частности, Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года и Декларации о правилах поведения сторон в Восточном море. При этом, Вьетнам, как указывают местные СМИ, ни малейшим образом не поддерживает конфронтацию с Китаем; наоборот, СРВ всегда придавала важное значение развитию отношений с КНР, Вьетнам подтверждает свою готовность активизировать отношения стратегического партнерства и всестороннего сотрудничества с Китаем в интересах народов двух стран, во имя мира и стабильности в регионе и во всем мире. При том, что официальный Ханой выступает за урегулирование всех противоречий в ЮКМ исключительно мирным путем в рамках политического диалога, Вьетнам готов в случае необходимости защищать свою территориальную целостность и отстоять национальный суверенитет. В ближайшие 5-6 лет СРВ получит на вооружение шесть подводных лодок класса "Кило" для своих военно-морских сил и другие виды современных вооружений, что позволит более эффективно защищать национальные интересы страны. По данным вьетнамских СМИ, шесть подводных лодок проекта 636 "Варшавянка" /по классификации НАТО – "Кило"/ Вьетнам приобретает у России в соответствии с соглашением, заключенным министерством национальной обороны СРВ и российской компанией "Рособоронэкспорт". Дизель- электрические подлодки будут оснащены ракетным комплексом "Клаб-С". Их поставки Вьетнаму начнутся уже в 2014 году. Кроме этого, Россия в ближайшие годы поставит Вьетнаму партию истребителей. По словам министра национальной обороны СРВ Фунг Куанг Тханя, современные подводные лодки, ракеты, самолеты и другие виды военной техники Вьетнам приобретает исключительно в целях самообороны. "Мы не собираемся никому угрожать, не имеем намерения атаковать или вторгаться на чужие территории и в территориальные воды других государств, однако сделаем все, чтобы защитить свой национальный суверенитет и территориальную целостность страны", – сказал руководитель военного ведомства.

Для Ханоя Пекин исторически был и остается главным регионально-глобальным фактором. В нынешних сложных международных политических и финансово-экономических условиях Ханой придает стратегическое значение развитию отношений с КНР. В последние годы сотрудничество двух стран, причем не только торгово-экономическое, но и политическое, быстро набирает обороты. В основе этой позитивной тенденции – практически близкие политико- идеологические позиции компартий двух стран, схожие социально-экономические преобразования, которые проводятся руководством КНР и СРВ, требующие не только внутренней политической стабильности, но и "мирного внешнего окружения". Не следует забывать, что сторонам после распада СССР и крушения европейского социализма приходится несмотря на конфликтные моменты проявлять "коммунистическую солидарность".

Тем не менее, проблема спорных островов будет по- прежнему оставаться серьезным фактором, который в обозримом будущем будет "бросать тень" на процесс сближения двух стран. При этом маловероятно, что стороны решатся на нынешнем этапе развития отношений и в ближайшей перспективе развязать локальный вооруженный конфликт. Это объясняется тем, что в этом случае будут сведены на нет все многолетние усилия по нормализации двусторонних отношений. Стороны лишатся взаимной поддержки в качестве политико- идеологических соратников.

Кроме того, любая военная конфронтация в регионе не найдет одобрения со стороны региональных международных институтов и прежде всего АСЕАН, АРФ. В пользу такой позиции говорит и тот факт, что в июле 1992 года на сессии министров иностранных дел стран АСЕАН в Маниле была принята специальная Декларации по Спратли. В ней были изложены базовые принципы региональной политики, которым обязаны следовать вовлеченные в территориальный спор стороны, прежде всего – проявлять сдержанность в словах и действиях и участие в совместном развитии региона при отказе от посягательств на суверенитет других стран. При этом в качестве главного ориентира в реализации указанных целей назывались основные положения политического фундамента АСЕАН – Балийского Договора о дружбе и сотрудничестве в ЮВА.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. АТР   (152)
  2. Китай   (650)