Но в России по-прежнему пока нет силы, способной ее заменить
От редакции: Портал Terra America продолжает публиковать отклики зарубежных экспертов на последние политические события в России, которые известный американский геостратег Збигнев Бжезинский, также давший интервью нашему изданию, назвал частью процесса «глобального политического пробуждения».
Мы представляем вниманию наших читателей позицию человека, не чуждого России (он выходец из старинной российской дворянской семьи), известного британского и американского политолога Анатоля Ливена, возглавляющего программу изучения американской глобальной стратегии в Фонде «Новая Америка». Какими путями «глобальное политическое пробуждение» может пойти в России (если, конечно же, оно будет развиваться и далее, а не заглохнет по тем или иным причинам) и что это будет означать для российского правящего класса – свои предположения высказывает Анатоль Ливен.
***
Разногласия внутри российского политического класса, основной группировкой которого является элитная группа бывших выходцев из советских еще спецслужб, преимущественно КГБ, возможны лишь на уровне личных амбиций и экономических интересов. При этом весь этот класс заинтересован в одном – в сохранении системы как таковой, поскольку это выгодно каждому их них. Перед нами комбинация фракционных разногласий и единого общего интереса.
Недавние события в Москве, безусловно, стали неожиданностью именно для этой группы бывших офицеров госбезопасности. Господству их корпорации брошен вызов, для меня это очевидно. Однако в России по-прежнему нет политической силы, способной свергнуть (а тем более заменить) этих людей. Следует помнить, что в Египте и Тунисе решающую роль в свержении тамошних режимов сыграло вмешательство армии. Возникновение некого подобия военной хунты так же, в свою очередь, вызывает новую волну протестов. Разумеется, никто не видит в этой роли российских военных.
Актуальный политический вопрос: кому сейчас по силам опрокинуть господствующую касту? Насколько можно судить, сделать это в России сейчас попросту некому. И не по причине всенародной поддержки режима, которая улетучивалась последние два года как минимум. Просто ни одно из российских оппозиционных движений не обладает силой, скажем, тех же «Братьев-мусульман» в Египте.
Да, существует человек, достаточно популярный, чтобы собирать вокруг себя многотысячную толпу сторонников – Алексей Навальный. Но у Алексея Навального нет партии. Навальный – классический пример агитатора, не политика. Его предельно трудно представить в обозримом будущем на посту президента России. Стоит предположить, что Путин будет готов пожертвовать рядом высокопоставленных коррупционеров, чье показательное наказание (в сочетании с новым комплексом социальных благ) вновь гарантирует ему симпатии большинства избирателей на выборах президента России. Но прежнее обожание масс ему будет вернуть куда как сложнее.
Не следует ожидать коренных изменений. Идет лишь первая волна протестов, и ее нельзя расценивать как сигнал для скороспелой революции. Скорее – как пролог длительных и разнообразных протестов по другим поводам. Если они не прекратятся, если не иссякнет энтузиазм масс, то тогда, глядишь, к следующим выборам к 2016 году (имеются в виду следующие ординарные выборы в Государственную думу РФ – примечание редакции), массовая народная оппозиция и выдвинет реальную альтернативу нынешнему истеблишменту. Если будет развиваться египетский сценарий, вероятнее всего силовики попытаются заменить Путина кем-нибудь другим из своей среды. Но в данный момент до этого очень и очень далеко.
Анатоль Ливен
Источник: "Terra America "