В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Способно ли движение "Братья-мусульмане" заполнить вакуум власти в Египте?

Кто заполнит создавшийся в Египте вакуум власти? Ведущие западные политики и аналитики пытаются сейчас ответить на данный вопрос, стремясь предугадать будущее развитие в этой ключевой для Ближнего Востока и всего мусульманского мира страны. В качестве одного из главных кандидатов на ведущую политическую силу будущего Египта называют запрещенную исламистскую организацию "Братья- мусульмане".

В периодической прессе Евросоюза и США сейчас широко публикуются прогнозы прихода в Египте в той или иной форме к власти "Братьев-мусульман". Драматизм усиливается страхами политиков, в первую очередь израильских, которые просчитывают самые неприятные и кризисные для своих стран варианты дальнейшего хода событий в Египте.

Однако, как считает один из ведущих западных специалистов в области политического ислама, профессор исламских исследований Оксфордского университета Тарик Рамадан, организация "Братья-мусульмане" сейчас находится в сложном периоде смены поколений и борьбы различных течений, что не позволит ей стать монолитной и господствующей политической силой в ближайшие годы. Тем самым, неопределенность ситуации в самой стране усиливает неопределенность и в организации "Братья-мусульмане".

Между тем, по словам Рамадана, "Братья-мусульмане" имеют значительный политический потенциал, так как являются "первым в современной истории Египта хорошо организованным массовым движением с определенным политическим влиянием". История этой организации началась в 30-е года прошло века как антиколониального и ненасильственного движения. Считается, что ее родоначальниками были лица, противостоявшими, в том числе с оружием в руках, израильским поселенцам, прибывавшим в Палестину в период до Второй мировой войны. Основатель "Братьев-мусульман" Хасан аль-Банна выступал за отказ от насилия в Египте, однако считал возможным "законное" вооруженное сопротивление "сионистским организациям". При этом аль-Банна полагал, что британская парламентская система представляет собой политическую модель, близкую к исламским принципам. Конечную цель основатель "Братьев-мусульман" видел в создании в Египте "исламского государства", основанного на постепенных реформах и широкой социальной программе.

Рамадан отмечает, что аль-Банна был убит в 1949 году египетским правительством "по приказу британских оккупационных властей".
После революции 1952 года, во главе которой стоял Насер, "Братья-мусульмане" стали объектом широких репрессий. В результате внутри движения возник ряд отличных направлений, замечает Тарик Рамадан. "Некоторые члены, ставшие радикалами в результате длительных тюремных сроков, сделали вывод, что существующее государство должно быть свергнуто любой ценой, в том числе, и насильственным путем. В основном они покинули организацию. Другие продолжали исповедовать изначальный подход о необходимости постепенных реформ", – пишет аналитик в последнем номере британского еженедельника "Нью Стейтсмен".
"С годами многие члены организации были вынуждены покинуть Египет. Кое-кто оказался в Саудовской Аравии, где испытали влияние ваххабизма, другие бежали в Турцию и Индонезию и стали свидетелями развития мусульманского общества в условиях гражданского государства. Еще одна часть оказалась в странах Запада и ознакомилась с идеями либерального общества", – отмечает Рамадан.

"В наши дни "Братья-мусульмане" пытаются объединить эти различные тенденции. Однако данный процесс проходит сложно, так как одновременно началась смена поколений: те, кто принадлежит к плеяде основателей организации, уже потеряли значительную часть своего влияния и не отражают чаяний молодых членов движения. Последние значительно более открыты внешнему миру, и в своем большинстве считают Турцию примером для подражания", – считает Рамадан. "В результате за единым и иерархичным фасадом "Братьев-мусульман" находятся противоречивые тенденции, борющиеся друг с другом. И никто сейчас не способен сказать, какая именно тенденция победит", – замечает он.

Рамадан также подчеркивает, что "Братья-мусульмане" не возглавляют восстание, направленное против Мубарака: событиями руководят молодые люди, которые отвергают диктатуру. Более того, исламисты в целом не имеют в современном египетском обществе большинства. "Ясно, что "Братья-мусульмане" надеются участвовать в демократическом процессе обустройства Египта после ухода Мубарака, однако неизвестно, какая фракция внутри этой организации возьмет верх. В результате сейчас нельзя сказать, какой будет в ближайшие месяцы программа и цели "братьев", заключает Рамадан.

Он также делает общее замечание относительно предстоящего процесса передачи власти в Египте от Мубарака.
"Ни США, ни Европа, не говоря уже об Израиле, не готовы с легкостью предоставить народу Египта возможность реализовать его мечты о демократии и свободе. Стратегические и геополитические задачи таковы, что реформаторская деятельность будет с самого начала плотно контролироваться США во взаимодействии с египетской армией. Последняя уже взяла на себя роль посредника в нынешний переходный период", – замечает британский аналитик. "Приняв решение поддержать аль-Барадеи, который стал основной фигурой движения протеста против Мубарака, руководство "Братьев-мусульман" дало сигнал, что сейчас не время "подставляться", выдвигая политические требования, которые способны напугать Запад, а тем более египетский народ – указывает Рамадан. – Главным лозунгом движения сейчас является осторожность".

"Ясно, что при создании в Египте демократического государства исламисты станут частью политического процесса, – отмечает Рамадан. – Ни преследования, ни пытки не смогли уничтожить "Братьев-мусульман". Скорее, наоборот – они придали им силы. Между тем, Запад продолжает использовать лозунг исламистской угрозы для того, чтобы поддерживать диктаторские режимы и оправдывать свою пассивность. В результате сейчас США и Евросоюз теряют влияние в мусульманском обществе", – указывает профессор Оксфордского университета.

"Последствия ухода Мубарака для всего региона Ближнего Востока будут огромны и непредсказуемы, – отмечет он. – После революций в Тунисе и Египте президенты и короли чувствуют давление народных масс в переходный исторический момент. Беспорядки достигли Алжира, Йемена. Следует обратить внимание на Иорданию и Сирию, а также Саудовскую Аравию. Режимы в этих странах знают, что они рискуют повторить судьбу Мубарака", – заключает Рамадан.

Со своей стороны, известный британский политолог Джон Брэдли считает, что Египет в версии "Братьев-мусульман" является "пугающим зрелищем". В последнем номере еженедельника "Спектейтор" он публикует аналитическую статью. "По крайней мере одно достижение Хосни Мубарака за 30 лет его правления следует признать: он удачно использовал страхи Вашингтона по поводу "Братьев- мусульман", – отмечает автор. – В действительности эта организация пользуется влиянием на небольшую группу населения. Из 80 млн, населяющих Египет, "Братья- мусульмане" имеют в качестве сторонников не более 2 млн человек, около 500 тыс. являются членами этой организации". "Многие из тех, кто поддерживает исламистов, являются простыми людьми, которые не имеют особого желания жить в условиях исламского государства. Однако они готовы проголосовать даже за дьявола, чтобы освободиться от столь ненавидимого Последнего Фараона", – пишет Брэдли.

"Ничего этого не понимали в Вашингтоне, который делал все, чтобы поддержать режим Мубарака, как до этого он поддерживал шаха Ирана. Трагедия ситуации состоит в том, что попытки задушить египетскую революцию лишь ухудшат ситуацию и пустят ее по худшему из возможных вариантов как для египетского общества, которое исторически отличалось толерантностью, так и для влияния США в регионе", – считает аналитик. "Ярость египетской улицы в отношении Мубарака будет во все большей степени обращаться на США и Израиль. В результате все растущее число средних египтян будет прислушиваться к голосу "Братьев-мусульман". Создается впечатление, что Египет начинает больше напоминать не Восточную Европу эпохи краха коммунизма, а Иран в 1979 году", – указывает Брэдли.

"Из послереволюционного хаоса в Египте, как и 30 лет назад в Иране, наиболее окрепшими выдут исламистские силы, представляющие собой дисциплинированную и лучше других организованную оппозицию. Несмотря на отсутствие широкого влияния на массы, эти силы заполнят политический вакуум и навяжут свою программу большинству", – предупреждает британский аналитик. "В результате встает вопрос, каким хотят видеть Египет после ухода Мубарака "Братья- мусульмане". Одно из положений уже ясно: Египет будет более антизападный, более исламистский и антиизраильский. Главная внешнеполитическая цель исламистов наряду с денонсацией мирного соглашения с Израилем и открытием границы с сектором Газа, состоит в ослаблении зависимости Египта от военной и финансовой зависимости от США. А в длительной перспективе "Братья-мусульмане" предвидят создание исламского халифата", – пишет Брэдли.

Около четырех лет назад лидеры исламистов сформулировали принципы будущего политического устройства Египта. Опубликованный ими документ свидетельствует, что они выступают за особую исламскую демократию, которая отличается от западной. Говоря кратко, движение определяет возможность участия человека в политическом процессе, однако последний должен полностью находиться под нормами шариата. Все организации, ведущие политическую и социальную деятельность, должны придерживаться шариата. Работу правительства будет осуществлять совет, составленный из влиятельных религиозных лидеров. Парламент сохранится, однако лишь в качестве консультативного органа и будет представлять собой шуру – собрание региональных старейшин. При этом предполагается наличие Верховного руководителя, на которого возложена роль арбитра в последней инстанции. Фактически "Братья-мусульмане" предлагают создать отчасти теократическое государство, схожее по своей концепции с современным Ираном.

С момента своего создания в 1928 году это движение поставило целью провести исламизацию египетского общества и освободить его от западного "упаднического" влияния. Сейчас эта цель может быть ими поставлена в непосредственную политическую повестку дня.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Ближний Восток   (499)