Первый в истории Евросоюза саммит глав государств и правительств, полностью посвященный энергетическим вопросам, состоялся 4 февраля в Брюсселе. Он был проведен по инициативе первого президента ЕС Хермана Ван Ромпея. Никто не ожидал от этой встречи на высшем уровне сенсаций. На нем сообщество должно было лишь систематизировать прежние подходы к решению проблемы энергобезопасности и подтвердить, что, несмотря на кризис, ЕС не отступает от своих целей в сфере энергетики и защиты климата, а также от внесения отдельных корректировок в энергетическую концепцию сообщества.
Эти вопросы, прорабатывающиеся уже пять лет, были быстро рассмотрены и триумфально утверждены. Самое любопытное, что на итоговой пресс-конференции саммита как президент ЕС Херман Ван Ромпей, так и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу едва сказав несколько слов об энергетике, сосредоточились на более актуальных проблемах – ситуации в Египте и принципах финансовой стабильности Евросоюза.
Что касается энергетики, то по итогам встречи был утвержден подготовленный Еврокомиссией амбициозный план действий, направленный на уменьшение зависимости ЕС от импорта энергоресурсов, переход на альтернативную энергию и создание энергетической инфраструктуры нового поколения. По имеющимся оценкам, общий объем инвестиций на реализацию этой обширной программы действий составит около 1 трлн евро на период до 2020 года. Этот документ почти не содержит новых положений, а лишь систематизирует более ранние решения ЕС в сфере энергетики.
Одним из новых моментов стала маленькая оговорка в разделе о возобновляемых источниках энергии. Там впервые появилось отдельное упоминание о расширении инвестиций не только "в развитие альтернативных видов энергии", но и в "энергетику с низким уровнем углеродных выбросов". Небольшое дополнение, внесенное в программный документ по настоянию Франции и Чехии, может иметь очень большие последствия, фактически открывает дорогу государствам ЕС для продолжения развития своей атомной энергетики. От атомной энергетики европейские страны намеревались отказаться под мощным давлением экологического лобби в 90-е годы прошлого века, когда были свежи воспоминания о Чернобыльской катастрофе, а цены на углеводороды находились на историческом минимуме.
Еще одним новшеством стало включенное в документ по настоянию Польши положение о дальнейшем изучении возможностей использования новых источников традиционной энергии, в первую очередь, сланцевого газа. Варшава обладает значительными запасами этого газа и надеется приступить к разработке его месторождений в рамках общеевропейских программ и при получении финансирования со стороны ЕС.
"Ежегодно ЕС тратит до 2,5 проц. своего ВВП на импорт из зарубежных стран энергоносителей, при этом на нефть приходится 270 млрд евро, на природный газ 40 млрд евро, – заявил перед открытием саммита Жозе Мануэл Баррозу. – Данное положение должно быть изменено".
Саммит ЕС поручил Еврокомиссии проработать к июню 2011 года отчет о путях укрепления энергобезопасности ЕС. По итогам этой работы июньский саммит ЕС может дать дополнительные полномочия внешнеполитической службе во главе с Кэтрин Эштон и Еврокомиссии по отстаиванию "энергетических интересов ЕС в отношениях с третьими странами", такими как Россия, Турция, государства Центральной Азии и страны ОПЕК.
Что касается России, то саммит ЕС призвал "как можно скорее приложить усилия для строительства надежного, прозрачного и основанного на правилах" энергетического партнерства. Эти усилия предполагается предпринимать как "в рамках переговоров по новому соглашению о партнерстве, так и в свете продолжающейся работы над программами энергетического диалога и "Партнерства для модернизации".
В то же время, саммит ЕС вновь подтвердил свою долгосрочную цель по диверсификации источников энергии и путей их доставки, и в этом контексте поручил Еврокомиссии создать условия для активизации работы над "транспортными проектами по доставке энергоресурсов в Европу, таких как Южный коридор".
"Нам предстоит предпринять мощные усилия к тому, чтобы модернизировать и расширить энергетическую инфраструктуру Евросоюза", – заявил накануне саммита глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.
В результате к 2015 году в ЕС планируется завершить создание единой энергетической инфраструктуры. Для ее строительства необходимы инвестиции в объеме около 200 млрд евро.
"Тем самым ни одна страна Евросоюза не останется изолированной от общеевропейских газовых и электрических сетей", – говорится в заключительном документе саммита.
Согласно итоговому заявлению, для формирования единого рынка электроэнергии Евросоюз намерен "создать трансконтинентальные электросети нового поколения по вектору Север-Юг". Эти инфраструктурные проекты рассчитаны на значительное повышение доли альтернативных источников энергии в сообществе.
"Новые электросети позволят перебрасывать с севера энергию ветра /произведенную на строящихся в Северном море платформах ветряков/, а с юга, из Средиземноморского региона, солнечную энергию", – подчеркивается в документе.
Электросети, ориентированные на использование альтернативной энергии, должны отличаться высокой управляемостью в связи с меняющимися объемами поступающей в систему солнечной и ветряной энергии, выработка которой зависит от погодных и климатических условий.
На саммите достигнуто понимание, что в случае нехватки частного капитала для реализации важнейших энергетических проектов, они будут финансироваться за счет государственных средств.
Саммит также подтвердил полную приверженность ЕС целям своей энергетической "Стратегии 2020", шансы которой на реализацию пошатнулись после финансового кризиса. Суть этой стратегии заключается в сокращении к 2020 году выбросов углекислого газа на 20 проц. по сравнению с 1990 годом, в увеличении доли альтернативных источников энергии до 20 проц. от всего энергопотребления и повышении также на 20 проц. энергоэффективности.
Саммит подтвердил намерение ЕС уже в 2014 году создать единые европейские рынки газа и электричества, значительно увеличив уровень конкуренции в этой сфере и снизив доминирующую роль в ней крупнейших энергетических концернов.
В то же время, саммит, скорее всего, был бы довольно рутинным, если бы не кризис в Египте. Массовые беспорядки в этой стране, считавшейся одной из самых стабильных на Ближнем Востоке, застали Евросоюз врасплох и вновь продемонстрировали непредсказуемость этого региона, что ставит под вопрос уверенность ЕС в бесперебойности поставок энергоносителей из ближневосточных стран.
Тема Египта вызвала острую дискуссию. Сложившаяся ситуация загнала ЕС в идеологическую ловушку. Запад до сих пор не может четко определиться – поддерживать своего наиболее последовательного партнера в арабском мире на протяжении последних 30 лет Хосни Мубарака или защищать "мирных демонстрантов", требующих перемен в стране. Опасения Брюсселя и Вашингтона вызывает и тот факт, что перемены в Египте после Мубарака могут привести страну не столько к демократии, сколько к усилению там сил исламистского характера. Большинство брюссельских экспертов сходятся во мнении, что при любом сценарии развития событий в Египте новый режим в этой стране станет менее прозападным и устойчивым.
В итоговом заявлении саммита лидеры ЕС не стали прямо призывать Хосни Мубарака уйти в отставку. Они объявили, что ЕС готов оказать помощь в демократических преобразованиях в Египте и Тунисе. Участники саммита ЕС "выразили глубокую обеспокоенность деградацией ситуации в Египте".
Они в самой жесткой форме осудили "действия всех тех, кто применял насилие и подстрекал к его применению". Лидеры Евросоюза выступили "против любых попыток ограничения информации и категорически осудили нападения на журналистов и угрозы в их адрес". Совет ЕС призвал власти Египта ответить на требования народа "реформами, а не репрессиями".
"Все стороны должны продемонстрировать сдержанность и начать политический переходный период с целью формирования правительства на широкой основе", – говорится в заявлении. Евросоюз призвал египетские власти "уважать в полной мере права человека и приступить к организации свободных и честных выборов". Со своей стороны, ЕС пообещал "без ограничений поддержать переходные процессы, ведущие к демократической системе управления, плюрализму, социальному благополучию и экономическому процветанию".
Опережая события, Евросоюз также пообещал в отношениях с новыми демократическими режимами Египта и Туниса "выполнить все ранее взятые на себя обязательства, а также усилить партнерство с этими странами, в частности, в рамках европейской программы Средиземноморского союза". Тунису ЕС отдельно пообещал активизировать переговоры по обеспечению статуса наибольшего благоприятствования в торговле.
Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон саммит ЕС поручил в ближайшее время посетить Египет и Тунис для содействия процессу преобразований. Эштон также поручено разработать инструменты предоставления этим странам дополнительной гуманитарной и технической помощи.
"Только сами египтяне могут определить способы перехода к демократии, которые они считают необходимыми", – заявил по итогам встречи президент Франции Николя Саркози. Он отказался отвечать на опрос о возможном уходе Хосни Мубарака с поста президента. "Ясно, что не я должен говорить о том, кто именно должен взять на себя ответственность за этот шаг, когда и как", – отметил французский лидер.
В то же время, в Брюсселе сохраняется серьезная нервозность в отношении возможности прихода к власти в Египте исламистов. В этой связи Саркози заявил: "Такой вариант возможен, но неприемлем".
Ситуация вокруг Египта вызвала в европейских кругах противоречивые оценки эффективности действий и роли главы европейской дипломатии Кэтрин Эштон. В частности, и.о. премьера Бельгии Ив Летерм высказал мнение, что "крупные страны ЕС оттесняют Эштон от темы Египта". "ЕС должен говорить одним голосом, и этот голос – мадам Эштон", – сказал он. В свою очередь, Николя Саркози возразил, что "концепция Европы не в том, чтобы все 27 стран молчали, потому что у нас есть мадам Эштон".
Третьим смысловым блоком саммита стало обсуждение путей укрепления сообщества на основании уроков финансового кризиса 2008 года и кризиса евро 2010 года. В целом, участники встречи признали, что Евросоюз оказался в ситуации, когда для укрепления конкурентоспособности зоны евро необходима более высокая степень интеграции стран- членов.
"Саммит выдал мне мандат на быстрое продвижение к новой системе управления экономикой Евросоюза", – заявил на заключительной пресс-конференции президент ЕС Херман Ван Ромпей. В свою очередь, глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заметил, что "нам нужна более высокая совместимость экономик и финансовых систем стран зоны евро".
В итоговом документе саммита отмечается, что Евросоюз "продолжит реализацию программ по стабилизации Греции и Ирландии". Одновременно страны ЕС "продолжат рассмотрение плана по реформе Европейского механизма по финансовой стабильности". Он, в частности, предусматривает увеличение его активов.
На рассмотрение нынешней встречи Германия и Франция вынесли совместный "Пакт по повышению конкурентоспособности". Призванный сблизить экономики государств еврозоны, он фактически закладывает основу для создания единого экономического и финансового правительства зоны единой европейской валюты.
Пакт, разработанный Берлином и Парижем совместно, предполагает гармонизацию уровней корпоративных налогов; ликвидирует механизм индексации зарплаты – ее автоматического увеличения с ростом инфляции; координирует пенсионные системы государств еврозоны, включая введение единого пенсионного возраста – 67 лет; ужесточает наказания за невыполнение установленных общеевропейских бюджетных показателей для стран-членов зоны евро. Фактически речь идет о создании основ единой экономической политики ЕС, а также элементов единого правительства Евросоюза, отмечают в Брюсселе. На нынешнем саммите обсуждалась лишь концепция пакта. Его детали поступят на очередную мартовскую встречу глав государств и правительств ЕС.
В обмен на принятие данного документа Германия и Франция готовы увеличить размеры Европейского механизма по финансовой стабильности, созданного для оказания экстренной помощи странам зоны евро, потерявшим способность самостоятельно финансировать госбюджет за счет привлечения кредитов с мирового рынка частного заемного капитала. Он был создан в мае прошлого года для предотвращения банкротства Греции и сейчас имеет активы в 440 млрд евро. Как считают специалисты, данная сумма должна увеличиться до 1 триллиона евро с тем, чтобы мировой финансовый рынок прекратил в будущем атаки на единую европейскую валюту. Между тем, не все страны с энтузиазмом относятся к германо- французскому плану. По некоторым данным, из 27 стран-членов ЕС 20 негативно оценили данный проект. Так, исполняющий обязанности премьер-министра Бельгии Ив Летерм заявил, что выступает "категорически против" данного документа. Он сообщил, что, прежде всего, не поддерживает идею ликвидации индексации зарплат.
Предлагаемый Берлином и Парижем документ затрагивает интересы практически всех стран зоны евро. Он, в частности, предусматривает гармонизацию корпоративного налогообложения. Согласно разработанному подходу, данный налог будет единым и будет исчисляться в централизованном порядке для всех стран-членов еврозоны. В результате Ирландия рискует потерять свой особый статус государства с самым низким корпоративным налогом в ЕС. При этом распределение полученных налогов будет также осуществляться из единого центра и зависеть от размеров деятельности каждой отдельной компании в каждой стране Евросоюза.
Более позитивно, нежели национальные государства ЕС, отреагировали на план лидеры ключевых структур Евросоюза. Так, глава Европарламента Ежи Бузек заявил, что "конкурентоспособность – это ключевой элемент эффективности европейской экономики, и страны сообщества должны найти общие возможности для ее повышения".
За пакт предстоит еще очень серьезная борьба. "Мы представим полный документ и хотим, чтобы наши партнеры по ЕС приняли его", – заявил на итоговой пресс-конференции президент Франции Николя Саркози. Берлин и Париж имеют очень сильную позицию, так как без принятия пакта Германия не согласится на создание постоянного механизма финансовой стабилизации зоны евро. Данный проект в очередной раз обсуждался на встрече в верхах. Лидеры стран – членов еврозоны достигли принципиального согласия усилить активы европейских фондов по финансовой стабильности и расширить имеющиеся у них инструменты. Об этом сообщил на заключительной пресс-конференции по итогам саммита Евросоюза президент сообщества Херман Ван Ромпей. "Есть договоренность о том, что заключительное решение по фондам будет принято в марте на предстоящей встрече ЕС на высшем уровне", – отметил он.
В результате странам ЕС, которым угрожает кризис государственной задолженности, видимо, будут вынуждены пойти на уступки по германо-французскому пакту, с тем, чтобы получить общеевропейские финансовые гарантии и не допустить банкротства национальных бюджетов. В целом, ход нынешнего саммита продемонстрировал, что определявший в течение десятилетий направление и темп интеграционных процессов в ЕС тандем Берлин–Париж вновь эффективно действует. При этом именно Германия и Франция определяют будущую финансовую конфигурацию зоны евро и механизм ее работы.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.