В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

АЭС "Бушер" - символ российско-иранского сотрудничества или долгострой?

"Сколько себя помню, постоянно в Иране – и в СМИ, и на кухнях – обсуждаются две темы – определение правового статуса Каспийского моря и сооружение Бушерской АЭС. И обсуждению этому, как и различного рода домыслам и кривотолкам по поводу козней и заговоров США и Запада нет конца", – сказал как-то в беседе с корр. ИТАР-ТАСС коллега из иранского информационного агентства. Если первую тему закрывать пока рано, хотя дипломаты и заверяют, что большая часть вопросов по статусу Каспия уже согласована, то сооружаемая российскими специалистами АЭС "Бушер" близка к долгожданному пуску, которого иранцы ожидают уже более трех с половиной десятилетий.

Строительство АЭС в Бушере началось в 1975 году филиалом немецкой компании "Сименс" – фирмой "Крафтверк Юнион". Однако работы были прекращены, а контракт расторгнут после произошедшей в Иране в феврале 1979 года исламской революции. 8 января 1995 года был подписан российско-иранский контракт по достройке первого энергоблока АЭС в Бушере, а в 1998 году – дополнение к контракту на завершение российской стороной строительства объекта "под ключ".

Согласно мировым нормам, сооружение энергоблока ведется 8, максимум – 10 лет. Но в случае с Бушером строительство явно затянулось. Если в конце 90-х иранские СМИ восторженно называли сооружаемую АЭС "символом российско-иранского сотрудничества", то в последние годы все чаще на страницах иранской прессы стало появляться неприятное слово "долгострой". Российские официальные лица и дипломаты объясняют, что политических причин в задержках строительства нет.
Сложности возникли в связи с настоятельным требованием иранской стороны использовать немецкое оборудование и интегрировать немецкий проект в российский. Кроме того, существовали определенные финансовые проблемы, связанные с желанием Ирана отказаться во взаиморасчетах от доллара США и перейти на евро. Как отмечают работающие в Иране российские специалисты- ядерщики, в связи с определенными опасениями стран зоны Персидского залива особое внимание при сооружении объекта уделялось вопросам безопасности, что заставляло действовать по принципу "семь раз отмерь – один раз отрежь", а это также сказалось на сроках.

Объективные причины задержек пуска станции, безусловно, существовали. Но периодически до сведения широкой общественности доводился очередной "согласованный сторонами график". Эти графики раз за разом не выполнялись, а дата пуска АЭС отодвигалась и отодвигалась. Это стало причиной роста нервозности в иранском обществе. Надо сказать, что иранцы весьма политизированы и проявляют особую чувствительность к имеющим для страны особое значение вопросам. "Когда же вы наконец с Бушером закончите?" – спросил две недели назад у корр.ИТАР-ТАСС по пути из аэропорта имама Хомейни в Тегеран таксист, узнав, что пассажир – русский. В его голосе явно звучали нотки раздраженности. Но на этот раз на этот вопрос было что ответить. В августе, когда началась подготовка физического пуска АЭС "Бушер", стало ясно, что ввод в эксплуатацию станции – вопрос нескольких месяцев.

В конце 1998 года в Тегеране с визитом побывал министр по атомной энергии РФ Евгений Адамов. Тогда он озвучил дату пуска Бушерской АЭС – март 2003 года. Различные сроки сдачи объекта звучали и ранее, но услышав дату из уст министра, иранцы успокоились, уверовав, что так оно и будет. Но их ожидания не оправдались: сроки раз за разом сдвигались, что служило антироссийскому лобби в иранском меджлисе /парламенте/ в качестве аргумента в пользу отказа от сотрудничества с Россией. Некоторые особо оголтелые иранские депутаты требуют этого давно и настойчиво, вспоминая древнюю историю, в частности, обиды по итогам русско-персидских войн. Во многом благодаря усилиям и провокационным заявлениям этих депутатов в прошлом году во время уличных манифестаций в Тегеране впервые прозвучал лозунг "Смерть России", присоединившийся к традиционным для Ирана лозунгам "Смерть Америке" и "Смерть Израилю". Разумеется, главной причиной тому стала деятельность и активная антироссийская пропаганда прозападно настроенной иранской оппозиции, но очевидно и то, что задержки с вводом АЭС "Бушер" также в определенной степени способствовали росту антироссийских настроений в иранском обществе.

Российско-иранское сотрудничество переживает сегодня не лучшие времена. Отказ от поставок Тегерану зенитно-ракетных комплексов С-300 в связи с принятыми в июне СБ ООН дополнительными санкциями в отношении Исламской Республики, приостановка выполнения контракта о поставках самолетов Ту- 204, уже практически забытое соглашение по спутнику "Зохре" /"Венера"/, подписанное в январе 2005 года, – все это неблаготворно влияет на двусторонние отношения. Как сообщил корр. ИТАР-ТАСС источник в торговом представительстве РФ в Тегеране, найти сегодня в России подрядчика на выполнение какого-либо заказа Ирана крайне сложно. На соответствующий запрос почти всегда звучит один и тот же ответ: "Мы не хотим проблем с нашими западными партнерами". Антииранская деятельность США приносит свои плоды, хотя иранские официальные лица, в частности, президент Махмуд Ахмадинежад, продолжают утверждать, что резолюция СБ ООН о санкциях – бесполезный клочок бумаги.

Возможно, пуск АЭС "Бушер", намеченный на весну будущего года, придаст новый импульс российско-иранскому сотрудничеству. Однако без серьезных подвижек в ядерном вопросе, в котором Иран продолжает проявлять несгибаемое упорство, это представляется маловероятным. Во всяком случае, о сооружении Россией в Иране новых атомных энергоблоков на сегодняшний день речь не идет. "Новых проектов мы пока не рассматриваем и не обсуждаем. Все будет зависеть от решений иранского правительства, которые, надеюсь, будут приняты в ближайшее время, возможно, в начале следующего года", – так весьма осторожно и уклончиво ответил на вопрос о перспективах российско-иранского взаимодействия в области атомной энергетики руководитель Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи на церемонии начала подготовки физического пуска АЭС "Бушер" 21 августа этого года. Между тем, еще совсем недавно иранские официальные лица заявляли, что Россия, завершив сооружение АЭС "Бушер", будет иметь серьезные преимущества при выборе Ираном подрядчика на строительство других объектов атомной энергетики. Стоит напомнить, что, согласно принятой иранским правительством долгосрочной программе развития национальной энергетики, до 2020 года планируется сооружение 20 энергоблоков, аналогичных бушерскому. Однако в складывающейся вокруг Ирана внешней ситуации эта цель представляется труднодостижимой.

Между тем, ввод в строй АЭС "Бушер", который еще в августе планировался на март /к иранскому Новому году/, но позже в очередной раз был перенесен на апрель, станет для иранцев грандиозным праздником. Для Исламской Республики этот объект имеет особое значение, поскольку станет первым в регионе и подтвердит исключительно мирную направленность национальной ядерной программы. Кроме того, для Тегерана это и вопрос международного престижа, свидетельство несгибаемого стремления страны к передовым технологиям. Как сообщил на днях губернатор провинции Бушер, запланированы массовые торжества и праздничные мероприятия, на проведение которых из бюджета страны выделяются немалые средства. И все же праздник – праздником, но неприятный осадок от того, что сооружение станции затянулось на лишние несколько лет, конечно, останется.

На днях западные информагенства распространили информацию о том, что власти Китая под давлением США отдали "неформальное распоряжение" китайским энергетическим компаниям приостановить или затормозить реализацию проектов в области энергетики в Иране. Остается надеяться, что с находящейся на финальной стадии сооружения АЭС "Бушер" ничего подобного не произойдет. В этом убеждают и недавно прозвучавшие заявления гендиректора МАГАТЭ Юкия Амано и представителей американской администрации о том, что Бушерская станция "никаких сомнений и опасений" у них "не вызывает".


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Иран   (284)
  2. Энергополитика   (222)