В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Россия и США расширяют сотрудничество в борьбе с наркотрафиком

Россия и США приняли решение активизировать оперативное взаимодействие по пресечению деятельности афганских наркодельцов. Об этом объявили 21 октября посетивший США с визитом директор Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков /ФСКН/ Виктор Иванов и его американский коллега – глава Управления Белого дома по национальной политике в области контроля над наркотиками Гил Керликовски.

Под их руководством прошло уже 3-е заседание двусторонней рабочей группы по противодействию незаконному обороту наркотиков, которая входит в состав российско- американской президентской комиссии, учрежденной в июле прошлого года. Директор ФСКН также встретился с сотрудниками аппарата спецпредставителя президента США по Афганистану и Пакистану Ричарда Холбрука.

По итогам обсуждений Иванов и Керликовски подписали в Центре иностранной прессы госдепартамента США Совместное заявление о противодействии незаконному обороту наркотиков. В нем отмечается, что принято решение "активизировать взаимодействие ФСКН и Управления США по борьбе с распространением наркотиков /УБРН/ по реализации мер, направленных на ликвидацию нарколабораторий на территории Афганистана и пресечение деятельности афганских организаторов контрабандных наркоканалов".

В заявлении указывается, что стороны обсудили "предложения по расширению сотрудничества правоохранительных ведомств стран Центральноазиатского региона, через территорию которых проходит "северный" маршрут наркотрафика, как путем укрепления существующих правоохранительных организаций, таких как Центральноазиатский региональный информационный координационный центр, так и посредством двустороннего сотрудничества между ФСКН и УБРН, в целях противодействия наркопотоку".

На заседании был также одобрен план действий одной из рабочих подгрупп "в отношении борьбы с незаконными финансовыми потоками, связанными с перевозкой афганских наркотиков".

Как подчеркнул Иванов, "мы договорились об усилении оперативного сотрудничества". "По понятным причинам, я не могу говорить о всех деталях, – продолжил он. – Мы начали обмен информацией о нарколабораториях, функционирующих в Афганистане, о наркотрафикерах, о поставщиках и выявили круг лиц, по которым мы будем совместно работать. Нашим партнером здесь выступает УБРН, которое профессионально этим занимается. У нас созданы соответствующие двусторонние группы. Как раз сейчас в Кабуле находятся мои представители, которые совместно с американской стороной и афганцами прорабатывают вопросы, связанные с уничтожением нарколабораторий в Афганистане".

По словам Иванова, в рамках рабочей группы создана подгруппа, которая занимается вопросами противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных от наркоторговли. "Мы договорились обмениваться опытом, связанным с конфискацией имущества и доходов лиц, которые получали наркотрафик, – отметил глава ФСКН. – Это очень важный момент, потому что конечная цель наркобизнеса – получение прибыли. Поэтому исследовать финансовые трафики, движение денег по банковским счетам, которые курсируют там с целью отмывания, – важная задача".

Иванов подчеркнул, что незаконный оборот наркотиков сегодня в мире достигает 500 млрд долларов. "Это составляет примерно 8 проц. общей мировой торговли, соизмеримо с рынком торговли нефтью и газом и почти в 3 раза превышает объем рынка торговли автомашинами. Наркокартели, крупные наркодельцы по сути дела являются крупнейшими финансовыми игроками...".
Отвечая на вопрос корр. ИТАР-ТАСС, и Иванов, и Керликовски признали, что между Москвой и Вашингтоном сохраняются разногласия по проблеме уничтожения посевов опиумного мака в Афганистане.
Позиция России заключается в том, что необходимо активизировать усилия, направленные на уничтожение наркосодержащих плантаций, в том числе путем распыления ядохимикатов с воздуха. Вашингтон опасается, что это может вынудить выращивающих мак дехкан присоединиться к боевикам.

Керликовски повторил эту позицию. "Мы считаем, что следует сосредоточиться на уничтожении нарколабораторий, – отметил он. – Что же касается уничтожения опиумных посевов посредством распыления химикатов, то это решение должно принять правительство Афганистана. Мы не можем в одностороннем порядке – США или силы ИСАФ – принять такое решение".

Как указал, в свою очередь, Иванов, "мы, конечно же, обсуждали эту проблему". "Уничтожение наркосодержащих растений является своего рода политическим императивом, закрепленным решениями Генеральной Ассамблеи ООН, – продолжил он. – Необходимо отметить, что количество гектаров, на которых выращивается опиумный мак, за последние 2 года не изменилось – 123 тыс. га. Урожай опиума вместе с тем упал почти в два раза – с 7 тыс. тонн до 3,6 тыс. тонн. Но при этом доходность опиума возросла в 2 раза. Если в позапрошлом году цена опиума в 3 раза превышала цену пшеницы, то по итогам минувшего года – в 6 раз. Это говорит о том, что привлекательность для культивации мака по-прежнему значительная".

"Кроме того, необходимо констатировать, что труд крестьян экономически не мотивирован, – добавил Иванов. – Они занимаются по сути рабским трудом на землях, которые им не принадлежат. Земли принадлежат лендлордам. Именно поэтому мы вышли с инициативой и в НАТО, и к американским партнерам о том, что надо составить список землевладельцев, на чьих землях произрастает мак. Мы говорим о необходимости конфискации доходов и имущества наркобаронов".

По словам главы ФСКН, "есть определенные разногласия, связанные с тем, что ряд стран считает, что вести уничтожение наркосодержащих плантаций должно само правительство Афганистана". "Но решить эту проблему правительству Афганистана вряд ли самостоятельно удастся, – высказал убеждение Иванов. – В Афганистане ежегодно производится смертоносной продукции на 65 млрд долларов. Бюджет же правительства этой страны составляет 12 млрд долларов. Задам риторический вопрос: может ли справиться правительство, имеющее столь малый доход, с таким монстром, как наркомафия? Тем более, что 90 проц. бюджета Афганистана – это спонсорские деньги мирового сообщества".

"Нам нужно больше работать, чтобы быстрее выработать согласованную позицию", – подчеркнул Иванов.
Чуть позже на встрече с группой российских журналистов Иванов рассказал, что "мы еще в июле передали американцам данные о 5 нарколабораториях, которые дислоцированы в провинции Нангархар" на востоке Афганистана. "И предварительная разведка, которую провели американские спецслужбы, а также подразделения НАТО, подтвердила, что эти лаборатории действительно находятся там, – указал он. – Мы передали даже Джи-пи-эс адреса /американская система спутникового позиционирования – прим. корр. ИТАР-ТАСС/ этих лабораторий. И ждем конкретных действий, связанных с их уничтожением".

По словам Иванова, сотрудники Управления США по борьбе с распространением наркотиков, которые должны проводить в Афганистане операции по уничтожению нарколабораторий, утверждают, что не располагают вертолетами для вылета в Нангархар. "Для предоставления им вертолетов требуется разрешение командования НАТО /в Афганистане/, – отметил глава ВСКН.– С июля им не могут выделить эти винтокрылые машины, ссылаясь на то, что не хватает горючего. Мы готовы предоставить горючее. Но в принципе между нами и американцами требуется более согласованная и оперативная работа".

"Мы делимся с американцами информацией, передали им полтора года назад данные о 150 нарколабораториях в Афганистане, – сообщил Иванов. – Каждая лаборатория имеет собственное клеймо. Они клеймят свою продукцию – своего рода знак качества. Мы передали американцам и образцы этих "брендов".

"Год назад г-н Холбрук на встрече глав МИД стран "большой восьмерки" в Триесте /Италия/ сказал, что США будут проводить новую стратегию по борьбе с афганским наркопроизводством, понимая под этим то, что уничтожать наркосодержащие плантации не эффективно и очень затратно, – напомнил Иванов. – Поэтому свои усилия сосредоточат не на уничтожении плантаций, а на борьбе с наркотрафиком и, прежде всего, с лабораториями. Что касается первого приоритета – отказа от уничтожения плантаций, то результат достигнут: в текущем году уничтожено минимальное количество плантаций – около 2 тыс. га. Что касается второго приоритета, то, к сожалению, достигнут обратный результат: в 2010 году на российском направлении действовали уже 425 лабораторий".

На брифинге в Центре иностранной прессы Иванов также высказал мнение, отвечая на вопрос корр. ИТАР-ТАСС , что американский опыт социальной реабилитации людей, страдающих наркозависимостью, "не только приемлем, но и уже практикуется и у нас в Российской Федерации".

По его признанию, в России ответ на наркоугрозу "до недавнего времени строился в основном на полицейских методах, связанных с борьбой с незаконным оборотом наркотиков, привлечением к уголовной ответственности". "Проанализировав эту работу, мы поняли, что только полицейскими методами эту проблему не решить", – сказал Иванов. Жизненно важно заниматься снижением спроса на наркотики, профилактикой и лечением наркозависимости, возвращением больных к активной социальной и экономической жизни, пояснил он.

В США давно пользуется общим признанием движение "Анонимных наркоманов", помогающее больным людям избавляться от смертельно опасного недуга с помощью программы "12 шагов", позаимствованной у "Анонимных алкоголиков". Основана эта программа на групповой психотерапии и взаимопомощи самих больных. Важные ее достоинства заключаются в том, что она общедоступна и бесплатна. Методику программы использует и подавляющее большинство специализированных реабилитационных центров.

В ходе визита глава ФСКН встречался с руководителями крупнейшей в США сети антинаркотических реабилитационных центров "Финикс хаус" /"Дом Феникса"/, а также организации "Шилдс фор фэмилис" /"Семейный щит"/. Обе они некоммерческие. Первая была основана в 1967 году в Нью- Йорке группой из шести героиновых наркоманов, а теперь охватывает более 150 программ в 10 штатах страны, где ежедневно получают помощь около 7 тыс. человек. Вторая была создана в 1987 году при родильном отделении больницы в Лос- Анджелесе, где многие дети еще до рождения испытывали воздействие наркотиков.

Иванов рассказал, что в России пока имеется лишь 3 государственных реабилитационных центра и около 80 отделений для наркозависимых. Но параллельно действует порядка 600 негосударственных центров – как платных, так и некоммерческих. "К сожалению, нет пока единой методики, но общие принципы, конечно, исповедуются", – констатировал он.
По признанию директора ФСКН, на него произвела впечатление и личная встреча с известным американским актером – Джеффом Конауэем. Тот рассказал, что страдает зависимостью от лекарственных препаратов. В этом контексте Иванов вновь подчеркнул, что и он, и его американские коллеги решительно выступают против легализации марихуаны в штате Калифорния – пусть хотя бы и только в медицинских целях.

Большой интерес для России, по словам директора ФСКН, представляет и практика работы наркосудов США. Виктор Иванов отметил, что в нашей стране уже сейчас в той или иной связи с наркотиками ежегодно привлекаются к уголовной ответственности до 120 тыс. человек, в судах с этим связано "от четверти до половины" всех рассматриваемых дел. До четверти подсудимых – сами наркозависимые, которых надо не судить, а лечить. И наркосуды позволяют делать такой выбор, пояснил руководитель профильного ведомства.

По его словам, общее число наркозависимых в России приближается к 9 млн человек. Согласно статистике, каждый такой больной вовлекает в "армию наркоманов" еще от 20 до 30 человек.

Виктор Иванов убежден, что принудительное лечение от наркозависимости непродуктивно. "Во-первых, чтобы кого-то принудительно лечить, нужно еще найти этого человека, – отметил он. – Далеко не всегда родственники, которые знают, что их близкий увлекается таким делом, бегут сообщить об этом в соответствующие органы здравоохранения или полицию. Поэтому вопрос мониторинга наркозависимых лиц приобретает непреходящее значение". "Во-вторых, когда мы поднимаем знамя принудительного лечения, – продолжил глава ФСКН, – то, конечно же, это просто пугает наркозависимых людей. Они боятся обращаться в медицинские учреждения. Мы должны повысить толерантность наркозависимых применительно к лечебному заведению. Пожалуйста, пусть лечатся анонимно, пусть лечатся в государственных учреждениях или частных, но главное – чтобы пошел процесс".


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. США   (971)
  2. Россия   (1237)