В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

По итогам визитов министра обороны России в США и Индию

Визит министра обороны РФ в США

США намерены предложить России возобновить регулярные двусторонние консультации по вопросам обороны на рабочем уровне. Высокопоставленная сотрудница военного ведомства США рассказала об этом на днях корр. ИТАР-ТАСС в беседе по итогам сентябрьского визита в Вашингтон министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Для более свободного обсуждения политических тем она просила не называть свое имя в печати.

В ходе визита Сердюков и его американский коллега Роберт Гейтс подписали совместное заявление о создании новой рабочей группы по оборонным отношениям в составе Президентской комиссии по сотрудничеству. Стороны обновили также меморандум о взаимодействии по линии министерств обороны, поскольку прежний сохранялся аж с 1993 года, с российской стороны его подписывал еще Павел Грачев. Теперь новые договоренности надо наполнять реальным содержанием, для чего уже в ближайшее время представители Пентагона поедут в Москву.

Первоочередная задача – подготовить для новой министерской группы рабочий план. Предполагается, что он будет существовать параллельно с уже действующим планом рабочей группы, возглавляемой высшими профессиональными военачальниками двух стран – начальником Генштаба ВС РФ генералом Николаем Макаровым и председателем Комитета начальников штабов ВС США адмиралом Майклом Малленом. В Пентагоне исходят из того, что этот профессиональный канал успешно работает, ценят его и не хотят создавать для него никаких помех.

Впредь, по мнению американцев, планы двух рабочих групп в идеале должны быть взаимодополняющими. Другое дело, что во время визита российские специалисты говорили, что планы эти могут быть и сведены воедино, поскольку в РФ они все равно формируются Генштабом и утверждаются министром. Звучало предположение, что в будущем сводном документе могут просто появиться разные уровни – по линии министерств обороны, по линии начальников штабов, по линии видов вооруженных сил.

В составе министерской рабочей группы по всей видимости будут сформированы несколько подгрупп. Каких именно, предстоит договориться, но общее представление об этом дают, по словам сотрудницы Пентагона, основные направления будущей деятельности группы, которые уже известны. Среди них она выделила "вопросы военной модернизации, транспарентности, укрепления доверия, региональной и глобальной безопасности".

На просьбу уточнить, в каких именно сферах Вашингтон ждет от Москвы "прозрачности", последовал ответ, что транспарентность должна быть обоюдной. В частности, это касается оборонных стратегий и военного планирования, программ ПРО и их возможной роли в стратегиях национальной безопасности, обычных вооружений в Европе.
По данным из российских источников, близких к делегации Сердюкова, американцы, в частности, выражали желание иметь больше информации о военных учениях – например, на Дальнем Востоке. Как утверждали специалисты, в принципе обмен такой информацией не вызывает возражений у российской стороны, которую тоже интересуют передвижения чужих войск, особенно у собственных границ, – как, например, учения с участием американского спецназа в Прибалтике.

Но при этом Москва, естественно, настаивает на паритете, а также напоминает, что у темы учений бывают щекотливые нюансы, например, касающиеся участия третьих стран. В целом же, "мы их даже больше приглашаем, чем они нас", сказал один российский эксперт, имея в виду приглашение наблюдателей на учения.

Как известно, Сердюкову был оказан в Вашингтоне подчеркнуто теплый прием, Гейтс провел с российским гостем практически целый день. Визит получился успешным не только по достигнутым результатам, но и потому, что министры, по оценкам обеих сторон, хорошо поладили друг с другом. Основой взаимопонимания, по словам одного российского наблюдателя, стало то, что у них сейчас схожие задачи – "оба реформируют две великие армии".
Впредь личные встречи глав оборонных ведомств России и США должны стать как минимум ежегодными. Соответственно, на будущий год настанет очередь Гейтса собираться в Москву. Но о конкретных сроках речи пока нет, поскольку официальное приглашение в Пентагон еще не поступало. Россияне ранее говорили, что в предварительном порядке в этом контексте рассматривается февраль.

Что касается канала "два плюс два" с участием глав внешнеполитических и оборонных ведомств России и США, в Пентагоне против него в принципе не возражают, но, вместе с тем, считают, что он по сути перекрывается другими форматами. Обосновывая такой подход, собеседница напомнила, что работа той же Президентской комиссии координируется госсекретарем США и главой МИД России, в составе комиссии имеется уже 18 рабочих групп, с американской стороны в ней участвуют 40 правительственных учреждений и ведомств.

Зато в министерстве обороны США скучают о таком рабочем механизме, как двусторонние консультации по вопросам обороны на уровне высокопоставленных специалистов. Как рассказала собеседница, для аппарата Пентагона это наиболее привычная и удобная форма общения с зарубежными партнерами, совместной выработки рабочих планов, контроля за их выполнением, подготовки отчетов и рекомендаций для начальства.

С Россией такие консультации в последний раз проводились в 2006 году, и теперь американцы в ходе предстоящего визита в Москву предложат безотлагательно их возобновить. Кстати, на рабочем уровне отношения с нашей страной в военном ведомстве США курирует заместитель помощника министра по делам России, Украины и Евразии Селест Уолландер.
На вопрос о том, не собираются ли военные США и России устроить какие-нибудь "показательные" совместные учения, чтобы привлечь внимание к своему новому партнерству, сотрудница Пентагона с улыбкой заметила, что там не ставят задачу "попадать в газетные заголовки". По сути, на ее взгляд, наиболее полезно было бы взаимодействие двух стран в области модернизации вооруженных сил, а также создания систем противоракетной обороны. Впрочем, и про учения она сказал, что они были и будут, напомнив для примера о недавней совместной контртеррористической учебной операции ВВС России, США и Канады "Зоркий орел-2010".

В целом, главную пользу прошедшего визита и достигнутых на нем договоренностей обе стороны видят в том, что сотрудничество России и США по линии оборонных ведомств переходит в практическую плоскость и становится в хорошем смысле рутинным повседневным делом. Привычка и умение работать вместе, доверие друг к другу, "чувство локтя" – это, наверное, то, чего до сих пор больше всего не хватает российским и американским военным.

С такой оценкой трудно не согласиться. Но нельзя не видеть и того, что не на словах, а на деле люди в погонах нередко продолжают руководствоваться старым правилом: "Дружба дружбой, а табачок врозь". Правда, для сферы национальной безопасности это, наверное, достаточно естественно.

Вот конкретный пример: за несколько дней до приезда Сердюкова в Вашингтон американский ракетный фрегат "Тейлор" находился с визитом в Мурманске. Все прошло чинно- благородно, но на обратном пути, по словам американцев, их корабль слишком назойливо "провожали" российские военные летчики, подлетавшие к "Тейлору" на очень близкое расстояние. История попала в американские флотские издания, начштаба ВМС США адмирал Гэри Рафхед даже поднял эту тему на личной встрече с главкомом ВМФ РФ Владимиром Высоцким, находившемся в Вашингтоне в составе российской делегации.

Между тем, позже источники в этой же делегации пояснили, что американский фрегат зашел в зоны учебных полей российского флота и надолго в них задержался. Зоны эти всем известны и четко обозначены, делать там чужому фрегату было совершенно нечего. Вот его и "попросили удалиться". И представитель Рафхеда подтвердил журналистам, что его шеф остался удовлетворен полученными объяснениями.

Сохраняются в российско-американском диалоге с участием военных и хронические "больные темы" наподобие ДОВСЕ, ПРО и войны в Южной Осетии. Перспективы достижения согласия выглядят, по меньшей мере, сомнительными. Но отрадно уже то, что стороны стараются слушать и слышать друг друга, даже когда услышанное их не очень устраивает.
Например, по ДОВСЕ американцы продолжают требовать от россиян выполнения стамбульских обязательств, а те в ответ говорят США и другим западным партнерам: да вы для начала хотя бы ратифицируйте адаптированный договор. Для нас это чувствительно, это же наши фланги. А те же прибалты, например, в ДОВСЕ вообще до сих пор не вошли.
По ПРО сотрудница Пентагона много говорила о стремлении США и России нащупать пути к сотрудничеству, но в конечном счете, по сути, признала, что для Вашингтона это не главное. Москва, как известно, не желает, чтобы ее ставили перед фактом: чтобы США и НАТО сначала все сами для себя решили, а потом лишь пригласили ее, если захочет, присоединиться к их программе.

По этому поводу собеседница сказала: "Мы бы хотели действовать так, чтобы Россия себя чувствовала комфортно с точки зрения своей национальной безопасности. Но в конечном счете наш президент принимает решения на основе интересов национальной безопасности США. И наш нынешний фазированный подход к ПРО в Европе был принят по согласованию с союзниками, исходя из того, что потребность в нем действительно существует".
На вопрос о том, имеются ли у двух стран военно- политические темы, которые они пока не готовы даже обсуждать, сотрудница Пентагона ответила отрицательно. Если уж мы можем обсуждать Грузию, то, значит, можем и все остальное, сказала она, добавив: "Мы со своей стороны ничего со стола не снимаем". Как она подтвердила, Гейтс поднимал грузинскую тему на переговорах с российским коллегой.

А вот об отправке российских солдат в Афганистан – под каким бы то ни было соусом – речь, по словам американки, не шла. На просьбу прокомментировать публикацию в российских СМИ о том, будто Вашингтон настойчиво просит прислать в Афганистан хотя бы российских инструкторов, имеющих боевой опыт работы в этой стране, она ответила, что США с пониманием относятся к нежеланию России "по историческим причинам" делать какие-либо шаги в этом направлении.
Собеседница высказала предположение, что могла иметься в виду российская программа помощи Афганистану в подготовке специалистов по борьбе с контрабандой наркотиков. США эту программу приветствуют, выступают за ее продление и расширение.

Поскольку планы рабочего взаимодействия России и США по линии оборонных ведомств сейчас уточняются, сотрудница Пентагона вдаваться в них не пожелала. По имеющейся у корр. ИТАР-ТАСС информации, в этих планах на нынешний год – двусторонние консультации и штабные переговоры в Москве, визиты в США начальника Общевойсковой академии и главкома Сухопутных войск ВС РФ.


Визит министра обороны РФ в Индию

Министр обороны РФ Анатолий Сердюков 6-7 октября посетил с официальным визитом Индию. Основным пунктом программы было заседание российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Стороны подвели итоги совместной деятельности в ВТС за прошедший год и обозначили первоочередные задачи по его дальнейшему развитию.

Российско-индийская межправкомиссия по военно- техническому сотрудничеству, образованная в 2000 году, имеет важное значение в связи с осуществлением масштабного взаимодействия Москвы и Нью-Дели в этой сфере. Индия – крупнейший заказчик российского оружия: не менее половины вооружений и военной техники, которыми оснащена ее армия – советского или российского производства. Так, Индия заключила контракты на лицензионное производство 140 истребителей Су-30МКИ и около одной тысячи танков Т-90С. В будущем индийские ВМС получат тяжелый авианесущий крейсер "Викрамадитья" /бывший "Адмирал Горшков"/, ремонт и модернизацию которого выполняет Россия. В следующем году Индия готовится также получить в лизинг из России атомную субмарину "Нерпа". Для ВМС Индии на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде строятся три фрегата проекта 11356. В планах – поставка из России дополнительной партии палубных истребителей МиГ-29К и 80 вертолетов Ми-17, а также модернизация 64 истребителей МиГ- 29.

Более того, в сфере ВТС Москва и Нью-Дели перешли от отношений "продавец-покупатель" к разработке и совместному производству высокотехнологичной военной продукции. Ярким примером таких отношений является российско-индийское предприятие "БраМос Аэроспейс Лимитед", выпускающее сверхзвуковые крылатые ракеты "БраМос", получившей название в честь двух рек – индийской Брахмапутры и российской Москвы-реки. Этот универсальный боеприпас уже поступает на вооружение индийских ВС, а в будущем планируется их экспорт в дружественные России и Индии страны. В настоящее время на предприятии идут работы по созданию гиперзвуковой версии ракеты.

Россия и Индия активно сотрудничают по таким перспективным проектам как разработка многофункционального истребителя 5-го поколения и многоцелевого транспортного самолета /МТА/, которые выводят связи двух стран в сфере ВТС на уровень стратегического партнерства. "Мы заинтересованы в сотрудничестве с индийской стороной в вопросах разработки и производства перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации", – заявил Анатолий Сердюков по завершении встречи. В свою очередь, глава военного ведомства Индии Араккапарамбил Куриан Энтони отметил, что "в рамках проекта Индия рассчитывает получить от 250 до 300 этих современных самолетов".

Над истребителем 5-го поколения работают российская компания "Сухой" и индийская госкорпорация "Хиндустан аэронотикс лимитед". Соглашение о сотрудничестве было подписано 18 октября 2007 года в Москве. Боевая машина должна совершить первый полет примерно в 2015 году. Партнеры планируют использовать совершенно новую платформу, дающую ряд дополнительных возможностей, в том числе, применение технологии "стелс" – пониженной радиолокационной видимости. Самолет будет сочетать в себе супер- маневренность и сверхзвуковую скорость, большую дальность действия и высокую способность противостоять существующим и перспективным средствам противовоздушной обороны. Предполагается также оснастить его новейшими системами связи, многофункциональным оборудованием разведки и сбора информации с оптическими, инфракрасными, лазерными и радарными датчиками. Индия и Россия в ближайшее время подпишут контракт на его эскизное проектирование.

В рамках проекта МТА Индия и Россия в начале сентября этого года подписали соглашение о создании совместного предприятия по его проектированию и разработке. Нью-Дели планирует приобрести 45 таких самолетов. "Реализуя эти проекты, мы еще раз докажем, как наши государства могут взаимодействовать в вопросах военно-технического сотрудничества", – сказал Анатолий Сердюков, отметив, что при работе по истребителю 5-го поколения и МТА две страны намерены использовать положительный опыт предприятия "БраМос Аэроспейс Лимитед".

Между тем, на заседании межправкомиссии стороны обсудили и вопросы, связанные с задержками по поставкам в Индию некоторых видов российских вооружений. Возникновение таких проблем не исключено, учитывая широкий диапазон военно-технического сотрудничества двух стран, но Нью-Дели не раз высказывал свое беспокойство по этому поводу. Как стало известно по итогам заседания, к настоящему моменту стороны решили практически все подобные проблемы. "Остается несколько нерешенных вопросов, но мой российский коллега заверил меня, что лично проконтролирует их исполнение", – заявил Энтони.

За последнее десятилетие Индия стала крупнейшим в мире импортером вооружений. Причем, не только из России, но и из других стран, таких как Израиль, Великобритания, Украина, Франция, США, Швеция. В настоящее время Нью-Дели проводит ряд важных тендеров, которые каждый из ее партнеров стремится выиграть. Речь идет, к примеру, о конкурсе на поставку Индии 126 средних многоцелевых истребителей. Стоимость контракта оценивается в 10 млрд долларов. В тендере участвуют российская Объединенная авиастроительная корпорация с боевым самолетом МиГ-35, американские компании "Боинг" и "Локхид Мартин", представившие истребители "Супер Хорнет" и "Ф-16 Фалкон", а также западноевропейские "Дассо", СААБ и "Еврофайтер". Результаты этого тендера, как ожидается, определят дальнейший вектор взаимоотношений Индии с партнерами по ВТС.

Тем не менее, несмотря на множество конкурентов, России в будущем удастся сохранить за собой приоритетные позиции на индийском рынке вооружений. За российскими производителями оружия и военной техники, по прогнозам экспертов, останется как минимум половина его объема. Причем, рост международной конкуренции подтолкнет Россию к расширению связей с Индией в области оборонных технологий.

Подводя итоги визита Анатолия Сердюкова в Индию, наблюдатели единодушно отмечают, что он придал новый импульс российско-индийскому военно-техническому сотрудничеству. По их мнению, стороны определились с основными приоритетами принятой в прошлом году Программы военно-технического сотрудничества на 2011 – 2020 годы. "Россия была, есть и будет надежным партнером Индии в ВТС", – подчеркнул индийский министр обороны по завершении заседания двусторонней межправительственной комиссии. Следующая встреча в этом формате пройдет через год в Москве.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. США   (971)
  2. Россия   (1237)
  3. Индия   (285)