В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Общетюркский саммит в Турции

В Стамбуле 16 сентября прошел Десятый саммит глав тюркоязычных государств. В нем приняли участие президенты Казахстана, Турции, Азербайджана, Киргизии и Туркмении.

Эти общетюркские форумы проводятся с 1992 года. Первый состоялся в Анкаре с участием лидеров Турции, Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Киргизии и Узбекистана. Целью встречи было расширение сотрудничества между государствами, объединенными общими культурно-языковыми традициями. По итогам анкарского форума был подписан ряд соглашений между министерствами культуры и создана Международная организация тюркской культуры "ТЮРКСОЙ" со штаб-квартирой в турецкой столице. На следующих двух форумах не удалось собрать желаемого уровня участников, поскольку многие лидеры вынуждены были принять участие в саммитах СНГ, проходивших в то же время. До шестого тюркского саммита продолжалась работа по развитию культурных связей, сближению между странами на этой основе. Большое внимание было уделено также экономической составляющей сотрудничества, в частности, в области добычи и транспортировки нефти и газа. Впоследствии из-за ряда разногласий и невозможности прийти к компромиссу по некоторым темам Узбекистан и Туркменистан стали "охладевать" к саммиту и не проявляли большого желания принимать в нем участие. Это сказалось на уровне представительства этих стран на форуме, и если туркменская сторона хотя бы присылала своего посла, то Узбекистан с 2006 года вообще отказался от участия в мероприятиях.

Узбекистана не было и на нынешнем саммите, однако Туркменистан был представлен на высшем уровне. О приезде в Стамбул президента Гурбангулы Бердымухамедова местные СМИ сообщали "молниями". В то же время, туркменский лидер не стал подписывать итоговую декларацию, сославшись на следование принципу нейтралитета, что, в целом, говорит о сохраняющемся довольно прохладном отношении Ашхабада к данному форуму общетюркского единства. Турции, испытывающей большое желание создать крупный международный институт для "своих стран", такое положение дел, конечно, может принести большое разочарование, учитывая вес Туркменистана как мощного регионального экспортера углеводородов.

Президент Турции Абдуллах Гюль в этой связи заявил, что ждет от Ташкента и Ашхабада полноценного участия в работе саммита. "Я передаю самые искренние пожелания и приветы нашим братьям азербайджанцам, казахам, киргизам, туркменам и узбекам. Мы теперь одна нация, но образованная шестью государствами. Мы этим гордимся и принимаем за честь", – сказал он. Президент добавил, что страны должны "везде выступать вместе и сообща бороться за будущее".

Десятый саммит поставил точку в так называемой институционализации форума. На предыдущей встрече в городе Нахичевань было подписано соглашение о создании Совета сотрудничества тюркских стран /ССТС/, который призван сделать форум полноценной международной организацией. По словам президента Турции, ССТС станет объединяющей структурой для Совета глав государств, глав МИД стран- участниц, совета старейшин, а также укрепит структуру других институтов форума: ТЮРКСОЙ, Тюркской парламентской ассамблеи в Баку, Тюркской академии в Астане.

"Наши страны являются соседями в единой географии и имеют большой потенциал, но также сталкиваются с рисками и проблемами. Мы не позволим этим препятствиям мешать реализации наших возможностей. Совет сотрудничества в скором времени докажет, что является полноправной региональной структурой и частью региональных механизмов взаимодействия", – отметил Гюль. Он пояснил, что создание ССТС не ставит целью образование новой бюрократической структуры, а является важным элементом активизации предпринимательского и культурного потенциала тюркских народов.

В Итоговой декларации указывается – и это не может не радовать Анкару – что генеральный секретариат Совета будет находиться в Стамбуле. Собственно, это и являлось основным вопросом повестки дня форума. Создание секретариата стало финальным этапом формирования ССТС, после чего организация сможет начать полноценную работу. На должность генерального секретаря на первые три года назначен Халиль Акынджи – посол турецкого МИД, бывший руководитель дипмиссии республики в Москве. Гюль сообщил, что ждет от Акынджи быстрого завершения всех необходимых формальностей и скорейшего вступления в должность. Акынджи имеет большой опыт дипломатической работы. В московском диппредставительстве он прошел путь от атташе до посла, работал также в составе дипмиссий при ООН и НАТО. Он – специалист по странам Восточной Европы, Средней Азии и Кавказа. Владеет русским, английским и французским языками. Владение русским, кстати, очень немаловажная деталь для генсека ССТС, ведь в качестве наблюдателей на форуме присутствуют и представители тюркоязычных регионов России.

Интересная деталь связана с рабочим языком нынешнего саммита – им стал турецкий. Так было решено в связи с тем, что язык должен объединять все шесть стран-участниц и быть понятным каждому, хотя бы в общих чертах. На деле оказалось, что рабочий язык знали, грубо говоря, только турецкие представители. Раньше, пишет газета "Хюрриет", официальные документы и соглашения саммита распространялись посредством использования русского или английского языков.

Организаторы нынешнего форума приняли решение распространять документы саммита на турецком, азербайджанском, казахском и киргизском языках. Но выступления должны были транслироваться на турецком языке, что стало непреодолимой преградой как для лидеров, так и для прессы.

Телеканал Си-Эн-Ээн-Тюрк сообщил, что, к примеру, глава Киргизии Роза Отунбаева была вынуждена зачитывать речь на русском, что, в свою очередь, заставило организаторов в авральном порядке искать переводчиков- синхронистов. Опрос иностранных журналистов в пресс-центре выявил, что они оказались в безвыходном положении, слушая трансляцию выступлений на незнакомом им языке. Отмечается, что практически все делегации передвигались по площадке форума с переводчиками, дабы не попасть в ситуацию полного непонимания.

Между тем, Турция не отказывается от своего намерения сделать официальным языком форума турецкий, более того, так называемый стамбульский турецкий, как более богатый язык. Здесь считают, что это будет хоть и сложным делом, но вполне реализуемым. Турецкий президент напомнил, что главы МИД, к примеру, на протяжении всего саммита смогли обходиться только турецким языком. "Это будет реализовываться постепенно. Мы все придаем большое значение нашим культурам, фольклору, истории. ТЮРКСОЙ, кстати, работает в этом направлении", – сказал Гюль. Эта организация занимается, по сообщениям СМИ, выработкой "общего алфавита", который бы объединил тюркские народы, дав им возможность общаться на едином языке.

Важное место в повестке дня форума заняли гуманитарные инициативы. Участники изначально обращали внимание на укрепление культурных связей между государствами. Одна из ключевых ролей в этой сфере отведена ТЮРКСОЙ. По словам председателя этой организации Дюсена Касеинова, исключительно важно не ослаблять эти контакты. Под эгидой ТЮРКСОЙ в Турции проходят мастер-классы и выставки известных и начинающих художников, встречи артистов, осуществляются постановки классических опер с участием тюркоговорящих трупп. Активно сотрудничают вузы, и эта работа зачастую не ограничивается только программами обмена.

В итоговой декларации саммита говорится, что стороны будут активно способствовать расширению контактов в научной и образовательной сферах, включая сотрудничество между научно-исследовательскими учреждениями, и оказывать поддержку совместным научным проектам. Особое внимание уделено развитию тюркологии. В декларации указывается, что страны продолжат осуществлять инициативу "Тюркской академии" – международной организации по продвижению тюркской культуры. В частности, предполагается создать Музей тюркской истории и Тюркскую библиотеку.

В целом, по мнению участников форума, культурная база продолжает оставаться основой долгосрочного сотрудничества, которое выливается в тесное экономическое взаимодействие. В рамках саммита прошло большое количество встреч на министерском уровне, посвященных развитию торгово-экономических связей. "Переговоры министров энергетики были сосредоточены вокруг темы совместной разработки энергоресурсов Каспийского моря", – сказал Гюль. Каспий, надо отметить, для бедной ископаемыми ресурсами Турции является исключительной возможностью реализовать многие крупные проекты. "Мы реализовали проекты нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровода Баку-Тбилиси- Эрзурум и занимаемся проектом газовой ветки через Каспийское море", – напомнил глава минэнерго Турции Танер Йилдыз. Однако, по его словам, последний проект так и не был реализован по ряду причин. Каспийский газ для Турции – это большое подспорье и аргумент в пользу целесообразности строительства газопровода "Набукко". Протяженность этого трубопровода должна составить 3,3 тыс. км, из которых большая часть пройдет по территории Турции в направлении Австрии. В течение года по этому газопроводу из Прикаспийского региона в Европу можно будет перекачивать до 31 млрд куб м природного газа. В то же время, пока у участников консорциума нет однозначных гарантий на все эти 31 млрд кубометров. 10 млрд согласился предоставлять Азербайджан, еще какую-то часть предполагается закачивать из Ирака. Турция понимает, что Азербайджан потенциально мог бы сам загрузить "Набукко", но это невозможно без учета интересов России. Таким образом, Анкара в большой степени рассчитывает на туркменский газ. На саммите Бердымухамедов заявил, что не сомневается в реализации проектов по экспорту газа в любом из направлений, в том числе, в Европу через "Набукко". По его словам, "богатство туркменских недр наглядно продемонстрировали результаты независимого аудита запасов месторождений Южный Елотен-Осман и Яшлар, проведенного в 2008 году авторитетнейшим экспертом – компанией "Гаффни Клайн". "Как показали последующие исследования, ресурсы этого грандиозного месторождения /Южный Елотен-Осман/ достигают уже 18 трлн кубометров газа", – подчеркнул туркменский лидер.

"Энергетический потенциал Туркмении в настоящее время оценивается в 45,44 млрд тонн нефтяного эквивалента, – констатировал президент. – Запасы газа составляют 24,6 трлн кубометров". "К 2030 году мы намерены выйти на рубеж добычи в 230 млрд кубометров "голубого топлива" в год, а экспорт природного газа планируется довести до 180 млрд кубометров в год", – отметил он.

Участие Туркменистана в проекте дало бы Турции возможность не искать другие источники газа. Однако проблема заключается в том, что, хотя переговоры с Ашхабадом по вопросу "Набукко" идут с 2007 года, до сих пор он так и не обозначил своей официальной позиции в качестве сырьевого участника проекта, и это, в частности, сдерживает реализацию намеченных планов. Об этом свидетельствует и заявление управляющего директора компании-оператора "Набукко Гэс Пайплайн Интернэшнл" /Nabucco Gas Pipeline International GmbH Managing/ Рейнхарда Митчека.

Выступая на брифинге в Брюсселе, он отметил, что трасса вступит в строй в конце 2014 – начале 2015 года. Таким образом, график строительства и запуска газопровода затягивается уже на год по сравнению с планами, утвержденными в начале нынешнего года. Согласно им, строительство "Набукко" должно было начаться в 2011 году, а первые поставки газа в ЕС по магистрали ожидались в начале 2014 года.

Несмотря на очевидные проблемы, турецкий министр энергетики выразил уверенность, что соглашение о поддержке проекта перспективными экспортерами "голубого топлива" будет достигнуто. "Мы также хотим покупать природный газ у Туркменистана", – добавил Йилдыз, возвращаясь к вопросу о стратегической важности этой страны для Турции. Министр энергетики Азербайджана Натик Алиев в связи с этим заявил, что его страна "придает большое значение проекту транспортировки туркменского газа в Европу через Каспийское море". Транскаспийский трубопровод, в принципе, нужен не только Турции, но и Азербайджану, поэтому если технико- экономические параметры этого проекта удовлетворяют стороны, то они, скорее всего, постараются убедить Туркменистан ускорить работу. Бердымухамедов сказал на саммите, что "создана комиссия, которая будет изучать этот вопрос".

Президент Туркменистана не обошел вниманием и проект газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия /ТАПИ/. "Мы хотим, чтобы этот проект реализовался. Думаю, афганский народ выступает за мир, несмотря на сложное положение в этой стране. В этот газопровод будут вложены большие средства, и, думаю, все организации и ведомства окажут нам содействие", – сказал Бердымухамедов.

Переговорный процесс по проекту ТАПИ длится уже более 15 лет. Протяженность магистрали должна составить 1680 км, начиная от точки поставки газа в Туркмении /месторождения Довлетабад/ до населенного пункта Фазилка в Индии на границе с Пакистаном. Стоимость строительства оценивалась в 3,3 млрд долларов, мощность – в 33 млрд кубометров газа в год.

В итоговой декларации лидеры отметили важность "развития отношений в торговой сфере, экономике на принципах равноправия и взаимной выгоды, расширения кооперации во всех областях, включая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, системы связи, альтернативные виды энергии и туризм". При этом особое внимание участники форума договорились уделять созданию благоприятных условий для бизнеса. Для этого решено создать Деловой совет тюркоязычных стран. В целях развития предпринимательской деятельности на территории стран- участниц будет проработан вопрос об учреждении "Банка развития тюркоязычных государств" и совместной страховой компании. Работа этих структур, по замыслу лидеров, не будет включать в себя нефтегазовый сектор, а будет направлена на развитие несырьевого бизнеса и, в целом, частного сектора.

Значительное внимание на саммите было уделено Киргизии, которая сейчас старается заручиться поддержкой иностранных государств, в том числе и тюркских. Роза Отунбаева подробно рассказала о положении в ее стране и о планах руководства. Остальные участники форума высказались за полномасштабную помощь Бишкеку. Более того, в итоговой декларации отмечается, что участники саммита "намерены со всей серьезностью рассмотреть кандидатуру Азербайджана и Киргизии в качестве непостоянных членов СБ ООН на срок 2012-2013 гг.". Кроме того, Киргизия сможет опираться на поддержку тюркоязычных государств на намеченном на 2012 год голосовании по вхождению в Экономический и социальный совет ООН на период с 2013 по 2015 год. Наряду с этим президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил тюркоязычным государствам оказывать Киргизии конкретную и эффективную помощь, учитывая, что главной причиной сложной ситуации в этой республике стали социально-экономические проблемы. "Главной причиной сложной ситуации, сложившейся в соседней Киргизии, стало то, что не решались социально-экономические проблемы, – отметил он. – Казахстан оказывает Киргизии всестороннюю поддержку и на двусторонней основе, и в рамках председательства в ОБСЕ, направляет гуманитарную помощь".

Вместе с тем, считает Назарбаев, особое внимание нужно уделить не финансовой стороне помощи Киргизии, а ее "конкретности и практической
эффективности". По его мнению, тюркоязычные государства, объединившись, могли бы построить в Ошской и Джалал-Абадской областях объекты, имеющие социальное значение, например, школы и больницы. Назарбаев подчеркнул, что помощь, оказываемая Киргизии, способствует сохранению мира и безопасности во всей Центральной Азии.

Своеобразным свидетельством уверенности участников в том, что в Киргизии удастся урегулировать большинство проблем, является решение лидеров о проведении второго саммита Совета сотрудничества тюркских стран 2012 года именно в этой стране. Первый саммит этой новой организации решено провести в Казахстане.

В целом, по ряду оценок, нынешний форум показал, что тюркские государства, действительно, хотят объединения и полноценной демонстрации своего потенциала на международной арене. В том числе, и за счет таких сугубо гуманитарных акций, как празднование 3 октября Дня сотрудничества тюркоговорящих стран, что также закреплено в итоговой декларации. Можно сказать, что Турция играет главную роль в этом объединении государств. Идеи пантюркизма всегда были актуальны в республике, которая считает себя ответственной за сохранение тюркской культуры. Конечно, изначально пантюркистские настроения упирались в создание "Великого Турана", единого тюркского меджлиса, который бы охватывал территорию от Балкан до Тихого океана и от Урала до Ближнего Востока. Создавался бы в определенной степени агрессивный военно-политический и экономический блок.

Нынешнее турецкое руководство, конечно, даже не упоминает о пантюркизме в этом смысле, а говорит об общетюркском братстве, которое, по мнению президента Абдуллаха Гюля, обязано беречь свои традиции, язык и культуру, сообща решать имеющиеся вопросы, помогать в экономическом развитии странам-членам. По сути, это тоже блок, но культурно-экономический. Военной составляющей в нем, судя по принятым решениям и документам, нет, а диверсификация экономик тюркских стран просто исключает замыкание этой конструкции на себя. Это также и не обособленный от других мировых институтов форум. Его участники активно пропагандируют и подчеркивают важность сотрудничества с ООН, ОБСЕ, другими европейскими и мировыми организациями. Конечно, есть обозреватели, которые склонны считать объединительную инициативу Турции угрожающей. Но это мнение, как представляется, была бы более обоснованным, если бы тюркские государства жили обособленно, не имея серьезных стратегических интересов и связей с нетюркскими странами. А в нынешней геополитической ситуации стоит хотя бы взглянуть на отношения с северным соседом этих стран – Россией. С ней у Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, Киргизии, Узбекистана и Турции за десятилетия образовалось очень много прочных связующих нитей, которые лидеры вряд ли захотят ослабить.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Турция   (147)