В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Канада пересматривает отношения с Китаем

"Визит, которого ждали слишком долго", – так канадские комментаторы оценивают первый официальный визит премьер- министра Канады Стивена Харпера в КНР, состоявшийся в первые дни декабря. При этом они делают акцент на слове "слишком". С 2006 года, когда правительство консерваторов пришло к власти, от отношений "партнерства", казалось бы, налаженных при предыдущих правительствах – как либералов, так и консерваторов – не осталось и следа. Его сменила весьма идеологизированная риторика, в первую очередь по таким чувствительным для Китая темам как права человека и Тибет. Серьезными раздражителями в двусторонних отношениях стали неоднократные визиты в Канаду далай-ламы и его встреча с премьер-министром в официальной обстановке, принятое три года назад решение канадского парламента о присуждении далай-ламе почетного канадского гражданства, позиция значительного числа консерваторов в отношении Тайваня, регулярно переиздаваемый доклад канадских правозащитников Дэвида Матаса и Дэвида Килгора в поддержку утверждений членов секты "Фалуньгун" о том, что у китайских заключенных забирают органы для пересадок, тупик на переговорах по выработке соглашения о туризме и периодически появлявшиеся в печати утверждения о промышленном шпионаже китайцев в Канаде. По мнению бывшего посла Канады в США Дерека Бэрнли, работающего ныне в Канадском институте обороны и внешней политики, консервативное правительство проводило "непоследовательную" политику в отношении КНР, поскольку за ориентиры были взяты два весьма различных направления – торговля и проблема прав человека. "Ни по одному из этих направлений результативного диалога до сих пор не получалось, – отметил он. – Совершенно очевидно, что у двусторонних отношений есть потенциал для развития, однако существуют ограничения на масштабы такого партнерства и на то влияние, которое Канада способна оказывать на Китай. Любое решение об установлении более взвешенных отношений должно базироваться на желании обеих сторон и направляться высшим руководством каждой из стран".

Несколько более прагматичный подход в отношении КНР начал формироваться в конце прошлого года, с приходом на пост министра иностранных дел Лоуренса Кэннона. Уже в мае, в ходе первого визита в КНР, он выразил в интервью телекомпании Си-Ти-Ви уверенность в том, что "китайцы хотят расширения коммерческих и дипломатических связей с Канадой". Оценивая итоги этого визита, канадские комментаторы высказывали предположения относительно того, что китайская сторона ожидала от Канады значимых шагов в области экономики, в частности заверений на тот счет, что китайским компаниям с государственным участием будут предоставлены равные с другими возможности при приобретении активов в нефтяной и горнодобывающей промышленности Канады. Кроме того, китайская сторона явно ожидала каких-то сигналов относительно того, что риторика по вопросу о правах человека в КНР будет "управляемой", считает эксперт по проблемам Азии в Университете Британской Колумбии Пол Эванс. "Китайцы ожидают, что отношения будут развиваться поэтапно, – отмечает он. – Речь идет о серии мер по укреплению доверия".

Как указывала газета "Глоб энд мейл" со ссылкой на осведомленные источники, стимулом для пересмотра политики в отношении с КНР стал для аппарата сотрудников премьер- министра Канады саммит "двадцатки". В условиях, когда Канада в 2010 году примет и "восьмерку" и "двадцатку", налаживание диалога с КНР рассматривается как "необходимая предпосылка для полномасштабных отношений". "Учитывая то, что Стивен Харпер берет на себя роль председателя "восьмерки", а также учитывая роль Китая и тот факт, что мы все еще находимся на этапе выхода из мирового финансового кризиса, для председательствующего в "восьмерке" важно иметь личные контакты с руководством КНР", – отметил бывший заместитель министра иностранных дел Питер Харден, возглавляющий сейчас Канадо-китайский деловой совет. Хотя Стивен Харпер уже встречался на различных международных форумах с руководителем КНР, напомнил он, "в двусторонних отношениях ничто не может заменить значение визита", особенно учитывая тот факт, что КНР стала вторым по значению торговым партнером Канады, уступая лишь США. "Для расширения деловых связей необходимо установление теплых политических отношений, – добавил он. – Невозможно иметь прохладные политические отношения и стремительно развивающиеся связи в области экономики".

О том, что прежняя конфронтационная риторика ушла – по крайней мере на время – свидетельствовало октябрьское заявление премьер-министра Канады по случаю 60-летия образования КНР и 39-й годовщины установления дипломатических отношений между двумя странами. Несмотря на то, что в момент оглашения заявления в Канаде в продолжительным визитом находился далай-лама, премьер- министр выдержал свое заявление в подчеркнуто оптимистических тонах. По его словам, обе страны стали "на путь долгосрочного взаимовыгодного партнерства" и "готовы к поиску новых подходов". "Канада намерена строить ориентированные в будущее, принципиальные и значимые дружественные связи с Китаем в предстоящие десятилетия", – подчеркнул он.

Пресс-секретарь премьер-министра Димитри Соудас в канун визита в беседе с журналистами обратил внимание на "широкие возможности для развития двусторонних отношений в сфере экологии и энергетики", а также на взаимный интерес к вопросам обеспечения безопасности в Афганистане и на Корейском полуострове. На вопрос о том, намерен ли премьер- министр в ходе визита поднять вопрос о соблюдении прав человека в КНР, Соудас весьма дипломатично сослался на то, что отношения между двумя странами "развиваются по многим направлениям и позитивные дискуссии не мешают поднимать те вопросы, которые вызывают у нас озабоченность". В ответ на целый град вопросов о том, намерен ли премьер-министр в ходе визита поднимать конкретные вопросы о нарушениях прав человека в КНР, Димитри Соудас несколько раз повторил фразу о том, что отношения между двумя странами находятся на таком уровне, когда "есть возможность для проведения откровенных и уважительных обсуждений всех вопросов".

Показательно, что перед самым прибытием в Пекин Стивен Харпер в беседе с журналистами, явно обращаясь к аудитории в Канаде, дал понять, что намерен занять твердую позицию по вопросу о соблюдении прав человека. "Говоря это, я имею в виду то, что у нас установились хорошие и откровенные отношения с китайским правительством, – отметил он. – Я регулярно встречался с председателем Ху Цзиньтао на международных форумах и я ожидаю, что нынешняя поездка будет полезной. Думаю, что китайская сторона также рассчитывает на успех визита". Отметив, что президент США Барак Обама только что завершил визит в КНР, а ранее там побывали лидеры других промышленно развитых стран, премьер- министр Канады выразил мнение, что это свидетельствует о стремлении к расширению контактов в связи с ростом влияния КНР на мировой арене. "В Китае быстро развивается экономика, – добавил он. – Поэтому мы должны внимательно следить за развитием событий и быть еще более изобретательными в том, чтобы обеспечить канадское присутствие и защиту канадских интересов". Не прошло и нескольких часов после этого заявления, как премьер- министру пришлось выслушать со стороны китайских гостей едва завуалированное, но от того не менее жесткое напоминание о том, что именно его политика привела к охлаждению двусторонних отношений. "Пять лет – слишком долгий срок в китайско-канадских отношениях, – заявил Стивену Харперу премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. – И именно поэтому в печати появляются комментарии относительно того, что вам следовало нанести этот визит гораздо раньше". Как отметил известный политический обозреватель Джон Иббитсон, сопровождавший премьер-министра в поездке, "Китай продемонстрировал, что помнит прошлое". "Да, у нас есть нечто такое, в чем они нуждаются – энергетика, минеральное сырье и, возможно, сектор финансовых услуг, – добавил он. – Судя по высказываниям китайских официальных лиц, они готовы простить прошлое, но не предать его забвению. Стивен Харпер может претендовать на то, к чему он стремится, однако при этом ему пришлось заплатить за эту цену и этой ценой стало публичное унижение. Премьер-министр стоически перенес это, ведь главным сейчас являются канадо-китайские отношения. И небольшое неудобство, которое испытал премьер-министр – самая малая цена за тот ущерб, который он ранее нанес двусторонним отношениям".

Однако несмотря на публичный "выговор" в начале визита, в целом визит оказался достаточно успешным и сам Харпер расценил его как "важный и своевременный". "У наших стран имеются широкие общие интересы и между нашими странами имеются давние исторические связи, – отметил он в заявлении по итогам встреч с председателем КНР Ху Цзиньтао и премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао. – Это – важная новая эра в наших двусторонних отношениях. Состоявшиеся обсуждения были откровенными, ориентированными в будущее и прошли в духе взаимного уважения". По его словам, в ходе бесед основное внимание было уделено ситуации в мировой экономике, вопросам торговли и инвестиций, энергетике и экологии, вопросам здравоохранения и "государственного управления" /этот эвфемизм был использован вместо более привычного для Харпера термина "права человека"/. Говоря о "конкретных шагах в развитии двусторонних отношений", премьер-министр сослался на согласие КНР предоставить Канаде статус страны, одобренной для туристических поездок, что может привести к увеличению туризма на 50 проц. Это весьма своевременно, учитывая приближающуюся Олимпиаду. Были подписаны также соглашения о культурных обменах, о сотрудничестве в вопросах, касающихся климатических изменений, о мерах по энергосбережению и "зеленым" технологиям.

В совместном китайско-канадском заявлении по итогам визита было отмечено, что стороны провели "углубленный, откровенный и продуктивный обмен мнениями по поводу состояния китайско-канадских отношений, а также по важным международным и региональным проблемам, придя к консенсусу по многим вопросам".

Стороны дали позитивную оценку двусторонним отношениями, отметив, что оба государства "имеют широкие общие интересы и широкие перспективы для сотрудничества". "Для развития долгосрочных и стабильных связей на основе взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды, отвечающих интересам обеих стран, обе стороны согласились действовать совместно для дальнейшего развития китайско-канадского сотрудничества во всех двусторонних областях и в вопросах международной политики в условиях, когда двусторонние отношения вступают в новую эру, – указывается в документе. – Обе стороны согласились с необходимостью частных взаимных визитов, включая и визиты на высоком уровне для развития отношений". Канада и КНР договорились укрепить роль Рабочей группы по стратегическим вопросам – двустороннего механизма, созданного в 2005 году для обеспечения регулярных контактов на высоком уровне. Вопросы, связанные с новым форматом работы этой группы, будут обсуждаться в начале будущего года на встрече на уровне заместителей министров. Особое внимание будет уделено торговле, инвестициям, энергетике, экологии, здравоохранению и "вопросам государственного управления". Стороны заявили о "решимости сохранять позитивный импульс в двусторонних связях" и подтвердили "фундаментальные принципы взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности, ключевых интересов и основных тем, вызывающих озабоченность". Ни одна из сторон, подчеркивается в документе, "не поддерживает какие-либо попытки силой подорвать вышеупомянутые принципы". Китайская сторона подчеркнула, что вопрос о Тайване затрагивает китайский суверенитет и территориальную целостность, а канадская сторона подтвердила свою последовательную и давно сформулированную политику "одного Китая", проводимую с момента установления дипломатических отношений и подчеркнула свою поддержку мирному развитию отношений через Тайваньский пролив, в том числе через усилия обеих сторон по расширению диалога и взаимосвязей в экономической, политической и других областях.

"Обе стороны признают, что народы двух стран имеют право на выбор собственного пути и что все страны должны признавать выбор друг друга в том, что касается модели развития, – говорится в совместном заявлении. – Обе стороны признают, что различные исторические и национальные условия могут создавать вполне определенные точки зрения на такие вопросы, как права человека. Обе стороны согласились расширить диалог и обмены по правам человека на основе равенства и взаимного уважения для содействия и защиты прав человека в соответствии с международными инструментами в области прав человека".

В совместном заявлении также отмечается стремление Канады и Китая проводить "открытую политику в сфере торговли и инвестиций, выступать против протекционизма во всех его проявлениях, снимать препятствия для инвестиций и поощрять сотрудничество между предпринимателями двух стран". "Канада приветствует инвестиции из Китая, Китай приветствует инвестиции из Канады, – указывается в документе. – Обе стороны намерены ускорить ход переговоров по выработке двустороннего соглашения о содействии инвестициям и их защите".

Заявлено о стремлении развивать контакты между людьми, сотрудничество в сфере образования. Новое консульство КНР будет открыто в Монреале. Стороны заявили о намерении развивать сотрудничество в рамках Консультативной группы по вопросам деятельности правоохранительных органов и органов юстиции и подтвердили намерение укреплять сотрудничество в борьбе с международной преступностью в соответствии с законодательствами обеих стран.

Состоялся "углубленный обмен мнениями по вопросам, касающимся нынешнего глобального экономического кризиса и финансовой ситуации". Канада и КНР "разделяют мнение о том, что в глобальной экономике появились позитивные признаки стабилизации и восстановления, однако этот процесс все еще хрупок". Оттава и Пекин договорились расширить диалог по вопросам координации в макроэкономической сфере и финансовой политике, постоянно укреплять роль "двадцатки" и содействовать реформе финансовых институтов, выступать против протекционизма, добиваться вместе с другими партнерами успешного завершения дохийского раунда переговоров в рамках ВТО.

Канада приветствовала вклад КНР в обеспечение регионального мира и стабильности за счет участия в шестистороннем процессе и выразила надежду на то, что этот механизм, призванный обеспечить денуклеаризацию Корейского полуострова, "будет вновь вскоре запущен". Стороны выразили надежду на установление мира и стабильности в Афганистане.

Было подчеркнуто, что и Китай, и Канада "имеют важные общие интересы в содействии миру и безопасности, а также устойчивому развитию" как на региональном уровне, так и в глобальном масштабе. Лидеры двух стран исходят из того, что сотрудничество в рамках ООН, АТЭС и других международных организаций и форумов должно укрепляться для достижения этих целей, в том числе в сфере ядерной безопасности, ядерного нераспространения и разоружения, продовольственной безопасности и других вопросах.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС. При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.

 Тематики 
  1. Китай   (650)