В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

М.Ахмадинежад в Латинской Америке

Латинская Америка занимает все большее место в международных связях Ирана. На завершившейся неделе там побывал президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад. Посетив три страны континента – Бразилию, Венесуэлу и Боливию, он продемонстрировал неуклонность своей позиции на развитие стратегического партнерства с рядом стран далекого от Ирана региона. Экспансией в Латинскую Америку Иран пытается компенсировать свою недостаточную востребованность в диалоге со странами Ближнего Востока и Центральной Азии. Особенно последовательно такая политика стала проводиться последние четыре года, после прихода к власти президента М.Ахмадинежада. Именно там он ведет поиск ключевых внешнеполитических союзников. Самым перспективным для себя ИРИ считает взаимодействие с Венесуэлой. Ее президент Уго Чавес многократно встречался с М.Ахмадинежадом, а в свой приезд в Иран в 2007 г. даже праздновал там свой день рождения. По всей видимости, президенты двух стран намерены установить мировой рекорд по частоте встреч. Венесуэла уже приобрела для Ирана особое значение по принципу конфронтации с общим врагом – США. Две страны динамично развивают политическое и экономическое взаимодействие. Уже сейчас объемы ирано-венесуэльского сотрудничества поражают воображение. Во время встречи двух президентов в 2006 г. были подписаны соглашения на сумму примерно 40 миллиардов долларов.

Кроме нефтяной сферы, иранцы успешно продвигают разнообразное сотрудничество, в частности, в строительстве и налаживании производства там недорогих семейных автомобилей марки "Саманд". Кстати, во время своего предыдущего визита в Каракас, Ахмадинежад подарил последнюю модель "Саманд" дочери Уго Чавеса. Иранское министерство промышленности и природных ресурсов реализует сейчас комплексное соглашение о сотрудничестве с Венесуэлой. Бурное сотрудничество началось в таких сферах, как наука, технология, экономика, финансы, сельское хозяйство. В 2006 г.оба президента приняли участие в церемонии бурения первой совместной нефтяной скважины, дав тем самым старт сотрудничеству в сфере нефте и газодобычи на базе "братского революционного духа и общности целей".

Важным шагом ирано-венесуэльского партнерства явилось учреждение в январе 2007 г. совместного инвестиционного фонда в размере 2 миллиардов долларов для финансирования экономически важных проектов в дружественных им развивающихся странах. Во время последнего визита в Тегеран Уго Чавеса, состоявшегося в начале апреля 2009 г., президенты обсуждали необходимость интенсификации сотрудничества и в военной сфере. Важна и другая сфера двустороннего партнерства – начало деятельности венесуэльско-иранского банка развития с первоначальным капиталом в миллиард долларов, внесенный поровну обеими странами. В дальнейшем капитал банка планируется довести до 1,6 миллиардов долларов. Кроме всего прочего, с помощью этого банка Ирану будет легче осуществлять поддержку действующих в Латинской Америке террористических и экстремистских организаций, в первую очередь – «Хезбаллы», реализующей там многочисленные проекты в различных сферах. Ирану это поможет в решении стратегической задачи формирования там подрывной базы с антиамериканской и антиизраильской направленностью, центра террора в этом регионе, где ливанская «Хизбалла» получит щирокие возможности для своей деятельности.. Тесные связи Ирана с Венесуэлой позволили «Хизбаллле» масштабно интенсифицировать там свою деятельность, открыть учебно-тренировочные лагеря, где проходят тренировки боевиков. Эта же организация открыла в регионе несколько пропагандистских интернетсайтов, рассчитанных на проживающих там арабов и мусульман. В частности, с их помощью «Хизбалла» проводит работу по мобилизации средств на финансирование своей подрывной деятельности. Определенный импульс для своей активности там получит и ХАМАС, пытающийся в последнее время найти поддержку среди достаточно многочисленных исламских и арабских общин Латинской Америки.

Все расширяющаяся экспансия Ирана на латиноамериканский континент, между тем, вызывает беспокойство Израиля, ибо именно здесь его позиции всегда были достаточно сильны и стабильны. В этом же месяце в Латинской Америке побывал президент Израиля Шимон Перес. Его несомненно беспокоит то, что экспансия Ирана на латиноамериканском направлении сопровождается ухудшением отношений Израиля с теми из стран региона, что поддерживают хорошие отношения с Ираном. Так, во время и после израильской операции "Литой свинец" в декабре 2008 -январе 2009 гг. из Венесуэлы и другой латиноамериканской страны, реализующей плотные связи с Ираном – Боливии – были изгнаны послы Израиля. Венесуэла разорвала дипломатические отношения с Израилем в знак протеста против начала им военной операции в секторе Газа, мотивируя этот шаг следующим образом: "Боливарианская республика Венесуэла, в рамках своего видения мира на планете, в знак солидарности и уважения человеческих прав и свобод решила окончательно разорвать дипломатические отношения с Израилем. Подобное решение принято в связи с жестоким преследованием палестинского народа, проводимого израильскими властями". Для Израиля крайне огорчительно, что рост антиизраилизма как следствие сближения с Ираном наблюдается в последнее время еще в одной латиноамериканской стране, находящейся в орбите иранского влияния – Эквадоре. Обе страны лишь осенью 2008 г. подписали протокол об обмене дипломатическими представительствами, после чего начались исключительные по своей интенсивности контакты.

Вернувшись 18 ноября из официальной поездки в Бразилию и Аргентину, Перес заявил, что Уго Чавес и Махмуд Ахмадинежад – уходящие фигуры, обреченные на политическую смерть. "Их не любят даже народы собственных стран. Не случайно, оба этих деятеля так сблизились". Кстати, 24 ноября, в день приезда Ахмадинежада в Венесуэлу МИД этой страны опубликовал специальное заявление, в котором осудил это и другие нелицеприятные высказывания израильского президента Шимона Переса, которые "просто непереносимы". Речь идет об определении Пересом характера взаимоотношений между Ахмадинежадом и Чавесом, которые он образно выразил поговоркой, вежливый эквивалент которой звучит как "Вор вора видит издалека".

Однако, как бы то ни было, диалог двух стран набирает обороты. Для привлечения союзника, потенциально способного разделять иранские взгляды на мировой порядок, Иран использует те же методы, как и в других регионах: создает экономические преференции, предоставляет многомиллионные кредиты на безвозмездной основе, реализует заведомо выгодные этим странам проекты даже в том случае, если для самого Ирана они неэффективны. На это раз такое случилось на примере покупки бензина. Соглашение в этой сфере явилось одной из ключевых тем визита Ахмадинежада в Каракас. Известно, что нехватка бензина в Иране ощущается достаточно остро. Однако покупка его в Венесуэле вызвала в Тегеране критическую реакцию. Сайт "Аянденьюс" опубликовал в этой связи аналитический комментарий, в котором написал, что покупка бензина в Венесуэле экономически нецелесообразна. "В условиях, когда в Иране примерно 20 миллионов граждан живут ниже черты бедности, пишет сайт, трудно понять логику покупки бензина по баснословно высоким ценам, которые диктует Чавес. Как может быть иначе, если Венесуэла сама покупает бензин в Европе?. Не проще ли сделать так, как поступают многие страны, обеспечивая себя этим топливом с нефтеочистительных заводов в странах зоны Персидского залива? Правительство Ахмадинежада покупает у Венесуэлы бензин по цене примерно 850 туманов за литр, тогда как рядом с Ираном его можно покупать всего за 350 туманов." Такую политическую "коммерцию" раскритиковали и депутаты иранского парламента, назвав это предательством национальных интересов. Кстати, упомянутый нами сайт "Аянденьюс" обратился напрямую к президенту Чавесу, требуя отменить этот контракт: "Президент Ахмадинежад не способен нас выслушать, вот почему мы пишем Вам. В священный для мусульман месяц Рамазан Вы были в Иране и даже посетили гробницу имама Резы в Мешхеде. Можно считать, что Вы совершили шиитский хадж. Вот мы и просим Вас: поступите как благоверный мусульманин: откажитесь от идеи неправедной коммерции и избавьте бедный иранский народ от дальнейшего обнищания. Не трогайте нас, обратитесь по другому адресу".

Несмотря на такую реакцию, визит в Венесуэлу проходил в достаточно благостной атмосфере. Беседы двух друзей-президентов вращались вокруг разных тем, в том числе – излюбленной: об Израиле, сионистских кознях, еврейском заговоре и др. Ахмадинежад не в первый раз задавал Чавесу свой излюбленный риторический вопрос: в чем так провинились палестинцы в годы Второй мировой войны, что должны нести ответственность за то, что тогда погибло много евреев? Звучала и другая стратегическая тема – об объединяющем двух друзей антиамериканизме. "Народы двух наших стран являются сегодня друзьями и братьями, – процитировало слова Ахмадинежада информационное агентство ИСНА – Мы создали совместный бастион антиимпериализма, который сокрушит мировую деспотию во главе с США". Как писало 18 ноября иранское информагентство ИРНА, вместо США в Латинской Америке начинается эра Ирана. То же ИСНА 23 ноября заявила, что "…иранская дипломатия в тихой заводи политической кухни Латинской Америки обретает все большую активность."

В итоге визита Ахмаджинежада в Венесуэлу, по данным посла этой страны в Тегеране, подписано 80 договоров о двустороннем сотрудничестве, что существенно скажется на взаимодействии двух стран. В соответствии с одним из документов запланировано установление прямого авиационного сообщения между двумя странами. Перелет будет занимать 17 часов. Кроме этого, подписаны документы сотрудничества в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, жилищном строительстве, создании сети дорог, экологии, сфере высоких технологий, научных исследованиях, туризме, фармацевтике. В Венесуэле начинается производство автомобилей иранских моделей, и на будущий год намечено выпустить более 16 тысяч машин современных модификаций.

Провожая высокого гостя, Уго Чавес сказал, что приезд иранского коллеги радует и способствует хорошему настроению. Но в этот приезд были и сюрпризы. Так, пришлось прервать прямую трансляцию церемонии встречи, так на ней по ошибке началось исполнение гимна шахского Ирана вместо нынешнего революционного. Сюрпризы ждали Ахмадинежада и в Бразилии, откуда начался его визит в Латинскую Америку. В Рио-де-Жанейро сотни демонстрантов выступили против визита президента Ирана. Они собрались на одном из городских пляжей, чтобы выразить протест против отношения Ахмадинежада к Израилю, Холокосту и к сексуальным меньшинствам. Некоторые демонстранты несли плакаты с призывами остановить иранскую ядерную программу.

Демонстранты в другом районе Рио-де-Жанейро транспортировали металлическую клетку, в которую Ахмадинежад "поместил свой народ". Они расценили визит лидера ИРИ в эту страну как национальный позор. Иранская пресса назвала эти демонстрации сионистскими кознями. Что касается зримых результатов визита, то в в отношение Бразилии решено реализовать задачу увеличения товарооборота с 1 до 15 миллиардов долларов. В целом, визит иранского президента в страны Латинской Америки можно расценить как новый эффективный шаг по продвижению своих интересов на этом континенте.


В.И.Месамед
Источник: "Институт Ближнего Востока"


 Тематики 
  1. Иран   (284)
  2. Латинская Америка   (189)