В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

20 лет несбывшейся мечты России ("Наньфэн чуан", Китай)

1989 год в Восточной Европе ознаменовался политическим переворотом, после которого прекратил свое существование Советский Союз, а Россия встала на путь демократизации. Для Китая эти события стали серьезным предостережением: Китай не должен повторить судьбу соседа и стать вторым Советским Союзом.

Прошло 20 лет, и СССР навсегда ушел в прошлое, но Россия жива. Душа ее, покинув распавшееся на части тело Советского Союза, вновь возродилась во времена «сильного правления» Путина. На какой путь вступила постсоветская Россия? Сейчас, через 20 лет этот вопрос интересует многих.

Путь от Советского Союза к России, что это: прогресс или шаг назад? Уход от темных времен к светлому будущему или возвращение в первобытность? Судьба советского государства, попав в руки Горбачева, совершила коренной поворот. Вскоре после его прихода к власти были реабилитированы имена Троцкого, Кирова, Бухарина, целого ряда людей, объявленных в брежневский период «врагами народа», а также умерщвленных в сталинский период «старых революционеров». Российский народ стал пересматривать прошлое и смотреть в будущее, подвергая сомнению значение Октябрьской революции, и размышляя над вопросом, к чему привели Россию 70 революционных лет.

В прошлом месяце в английском журнале «История сегодня» (History Today) современной России была посвящена отдельная статья. Её автор Кэтрин Мэрридэйл (Catherine Merridale) в 1986 году училась в Москве и имела возможность своими глазами наблюдать за переменой настроений в российском обществе во времена крушения Советского Союза. Писательница, вдохновленная российским народом, всей душой верила в то, что СССР после распада пойдет по пути развития западной парламентской демократии и придет к духовному избавлению.

Однако через 20 лет, Мэрридэйл, будучи уже женщиной среднего возраста, снова приехала в Россию. Страна, которую она увидела, стала Россией с сильной властью под руководством Путина. Вот как она описывает свои впечатления:

«Прошло 20 лет, и изменения, произошедшие в России, огромны. Не только в политике, но и в материальном отношении. Российские города перестраиваются на новый лад, становятся более современными. Капитализм изменил облик России: повсюду вновь открывшиеся магазины, которые наводнены людьми, раскупающими швейцарские часы, бриллианты и одежду модных европейских марок. Куда же делся московский средний слой? Они просто растворился в потребительском раже.

20 лет назад российская интеллигенция мечтала совсем о другом: отыскать истину в своей истории, переосмыслить прошлое и раскаяться, перестроить социальную систему и гуманитарные знания, но все это теперь исчезло. Самые популярные программы в университетах – это деловое администрирование, экономика, маркетинг. Факультеты истории и литературы пришли в упадок, никому больше не интересно изучать подробности событий недавнего прошлого. Российские чиновники держат под строгим контролем любые исследования в области новейшей истории. Всемерно подчеркиваются и раздуваются только самые триумфальные и достославные её страницы, потому что только так можно воспитать в следующем поколении чувство гордости за свою страну. Такая пропаганда уже принесла свои плоды, россияне стали ностальгировать по «счастливому времени» преступного сталинского режима».

Мэрридэйл называет время правления Горбачева и Ельцина «эпохой переосмысления». В странах только что созданного СНГ парламенты приняли закон об архивах, который отныне давал возможность молодым исследователям познакомиться с секретными материалами сталинских времен и найти там свидетельства событий советской истории, которые соответствовали бы действительности. Люди, чудом прошедшие «архипелаг ГУЛАГ», и оставшиеся в живых, успели за это короткое время оставить ценнейшие устные рассказы, а православные храмы по всей стране стали местом, где подвергавшиеся преследованиям и оставшиеся в живых во времена сталинских гонений могли почтить память погибших за идею и получить духовную реабилитацию.

Однако путинская Россия перенесла акцент в отношении к сталинскому периоду на воспевание подвигов Великой отечественной войны, и Сталин был вновь возведен в статус «народного героя». Великие «чистки» и голод 30-х годов старательно замалчиваются, и повторное формирование образа Сталина характеризуется высокой степенью избирательности исторического материала. Основная цель, которая при этом преследуется, – использовать наследие прошлого в интересах настоящего. Фундамент стратегии Путина по установлению своего авторитарного правления зиждется на новом пересмотре исторической роли Сталина. В сегодняшней России исследователь сталинского времени может легко стать объектом осуждения молодых националистов и быть объявленным предателем.

В такой атмосфере был тайно убит журналист, показывавший несправедливости общества, но реакция на это общественности равнодушна, интеллигенция молчит. Мэрридэйл так объясняет это: «Хотя Ельцин в своей политике отказался от длившегося 70 лет правления коммунистической партии, но не смог должным образом с ней расквитаться и не привлек к ответственности сталинских последователей. Другая причина в слабости русских – они не осмелились посмотреть в лицо темной стороне своей души. Когда в ЮАР чернокожие получили свободу, и Нельсон Мандела положил конец господству белой расы в стране, была создана «Комиссия по восстановлению правды и примирению», деятельность которой позволила раскрыть и обнародовать все преступления апартеида. В России же почти в каждой семье есть истории прошлого, о которых предпочитают не рассказывать; всегда есть не слишком славные члены семьи, которые участвовали в преступлениях Сталина. В 1992-1993 годах у Ельцина была уникальная возможность присмирить тех, кто противился правде, однако российское руководство и народ упустили эту возможность. Сегодня сталинский дух возрождается, и это не случайно».

Сегодня многие россияне все же видят в Сталине его положительные стороны. Английской исследовательнице это очень не нравится, и можно понять почему.

20 лет назад социалистический лагерь в смятении наблюдал за падением Советского союза, и многие боялись, что наступили последние дни России. Однако сейчас эти страхи уже лишние. В современной России сильны традиции императорского прошлого, большое значение имеют и гены сталинского режима. Россия возрождается, и «демократия» не заставит ее слепо любить западные ценности. Советский Союз распался, время это подтвердило, но за Россию уже не стоит беспокоиться.

Тао Цзе
Источник: "ИноСМИ "
"Оригинал публикации"


 Тематики 
  1. Россия   (1237)