В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Ядерные силы Пакистана

Ядерные силы Пакистана в мирное время (в отсутствии вооруженного противостояния или открытого военного конфликта с Индией — главным региональным антагонистом Пакистана) являются частично оперативно развернутыми и лишь в военное время, согласно неофициальной ядерной доктрине Пакистана, подлежат полному оперативному развертыванию. Оперативное развертывание ядерных сил страны — дело весьма дорогостоящее, и в настоящее время неизвестно точно, насколько Пакистан обладает необходимыми финансовыми ресурсами для такого развертывания в случае конфликтных ситуаций, прежде всего с Индией. Тем не менее для экспертов по ядерному оружию и региону Южная Азия значительный интерес представляют последние доступные оценки ядерных сил страны, в том числе авиационные и ракетные средства доставки.

Авиация

По оценкам «Буллетин оф Атомик Сайентистс» (номер за сентябрь – октябрь с.г.), ВВС Пакистана, наиболее вероятно, в качестве авиационного средства доставки ядерного оружия используют истребители-бомбардировщики американского производства F-16 (еще в 1987 г., во время кризиса в отношениях между Индией и Пакистаном, названного кризисом «Брэсстэкс», были сообщения о том, что эти самолеты с подвешенными ядерными авиабомбами были готовы к боевым вылетам. Но эта информация не была подтверждена ни пакистанскими военными, ни международными наблюдателями. – Авт.). Также могут использоваться самолеты «Мираж-V» французского производства. В 1983-1987 гг. США поставили пакистанским ВВС 28 самолетов F-16A (одноместных) и 12 тренировочных самолетов F-16B (двухместных). По крайней мере, восемь из этих самолетов уже списаны с боевого дежурства.

Пакистан сделал заказ в США на 11 самолетов F-16A/B для замены списанных в декабре 1988 г. Но что касается поставки этих самолетов — и планов Исламабада по закупке дополнительно еще 60 самолетов F-16, — то она была отложена почти на 16 лет в силу того, что Вашингтон ввел в действие т.н. «поправку Пресслера» к Закону США об оказании помощи иностранным государствам в отношении Пакистана. Эта поправка запрещает оказание военной помощи США странам, подозреваемым в разработке ядерного оружия. Пакистанские ядерные испытания в мае 1998 г. усилили нежелание Вашингтона поставить эти самолеты, но успешные попытки США сделать Исламабад союзником в борьбе против Талибана в Афганистане ускорили шаги бывшего президента США Дж. Буша по отмене действия «поправки Пресслера» 22 сентября 2001 г. с тем, чтобы эти самолеты могли быть поставлены Пакистану. 25 марта 2005 г. администрация Дж. Буша объявила о том, что она возобновит продажу военных самолетов Пакистану, и Исламабад сразу запросил 36 дополнительных самолетов F-16C/D (улучшенной модификации), а также усовершенствованные комплекты для модификации 60 самолетов F-16A/B для того, чтобы повысить срок службы имеющихся у Пакистана самолетов этого типа.

Пакистанские ВВС размещают свои самолеты F-16 (в эскадрильях 9 и 11) на авиабазе в Саргодхе, расположенной в 160 км к северо-западу от Лахора. Радиус действия этих самолетов с дозаправкой в воздухе составляет 1600 км, что позволяет покрывать расстояние до основных жизненно важных центров Индии. Этот радиус может быть увеличен, если используются сбрасываемые топливные баки. Самолет может нести до 5450 кг полезной нагрузки (авиабомбы, подвешиваемые на центральном пилоне под фюзеляжем, и ракеты на шести пилонах под крыльями). Для сравнения, натовские самолеты F-16, используемые для доставки ядерного оружия, могут нести до двух ядерных авиабомб B61, но пакистанские самолеты F-16 скорее всего несут одну ядерную авиабомбу на центральном пилоне, поскольку ядерные боезаряды, находящиеся на вооружении Пакистана, основаны на высокообогащенном уране и тяжелее, чем ядерная авиабомба B61, которая весит 343 кг.

Зона хранения оружия в Саргодхе имеет ангары, но там нет дополнительных мер обеспечения безопасности, означающих, что на базе хранится ядерное оружие. Собранные ядерные бомбы и/или бомбовые компоненты, предназначенные для самолетов F-16, могут храниться на крупном комплексе хранения вооружений Саргодха в 10 км к югу от авиабазы Саргодха, причем на этом комплексе пакистанские самолеты F-16 могут оснащаться авиабомбами.

Самолеты «Мираж-V», которые также могут нести ядерное оружие, находятся как часть 8-й (Хайдерской) эскадрильи 32-го боевого крыла на авиабазе Масрур, расположенной примерно в 8 км от Карачи. Они также могут находиться как часть 25-й эскадрильи («Орлы») 33-го боевого крыла на авиабазе в Камре, расположенной в 65 км к западу от Исламабада, против которой недавно был совершен террористический акт террористом-смертником (второй теракт против этой базы с декабря 2007 г. – Авт.). Также ВВС Пакистана могут в будущем разместить на самолетах «Мираж-V» крылатые ракеты «Ра’ад» (Хатф-8) с ядерными боеголовками.

Однако точное количество авиационных носителей ядерного оружия неизвестно даже индийцам, которые, кстати, завышают данные по Пакистану в своих публикациях. На наш взгляд, у Пакистана, вероятно, имеется авиационный парк примерно из 70-90 самолетов (как F-16, так и «Мираж»), но не все они способны без дополнительной модификации нести на борту ядерное оружие. В свое время американцы (в 1980-х годах прошлого века, при президентстве покойного генерала Зия-уль-Хака и советском военном присутствии в Афганистане. – Авт.) поставляли Исламабаду самолеты F-16 без держателей (пилонов) для ядерных бомб и ракет, но с тех пор Пакистан вполне мог бы модифицировать эти самолеты и использовать их в качестве носителей ядерного оружия. Однако, как представляется, пакистанские военные могут и наверняка осуществляют наращивание парка боевых самолетов — носителей ядерного оружия, учитывая продолжающуюся гонку вооружений в Южной Азии (между Пакистаном и Индией), как конвенциональных, так и ядерных.

Баллистические ракеты

Согласно опубликованным как индийскими и западными, так и пакистанскими данным, у Пакистана имеется три типа боевых баллистических ракет, которые находятся в состоянии готовности и способны нести ядерную боеголовку. Этими ракетами являются баллистические РМД «Гхазнави» («Хатф-3») и «Шахин-1» («Хатф-4»), а также РСД «Гхаури» («Хатф-5»). Четвертый тип ракеты «Шахин-2» («Хатф-6») вскоре может поступить на боевое дежурство. Твердотопливная, одноступенчатая ракета «Гхазнави» поступила на вооружение пакистанской армии в 2004 г. Она может нести полезную нагрузку 500 кг на расстояние примерно 400 км (что делает ее идеальной для размещения вдоль пакистано-индийской границы в ответ на размещение индийских РМД «Притхви», которые, кстати, близки по своим характеристикам пакистанским РМД. – Авт.). Однако точных данных о том, сколько РМД «Гхазнави» Пакистан уже разместил или еще держит на хранении на складах, нет. Как полагают западные эксперты, такие как Родни У. Джонс и другие, прототипом данной ракеты является китайская ракета М-11, приблизительно 30 единиц которой были поставлены КНР Пакистану в начале 90-х годов. Эти данные широко освещались в западных и индийских источниках. РМД «Гхазнави» запускается с передвижной пусковой установки. У Пакистана, по данным «Буллетин оф Атомик Сайентистс», насчитывается менее 50 таких установок. Некоторые РМД «Гхазнави» могут быть размещены к югу от Саргодхи, на крупном складе хранения вооружений, имеющем 12 ракетных ангаров.

Пакистан провел испытательные запуски РМД «Гхазнави» 13 февраля 2008 г. из содержащегося в тайне места запуска в качестве части ежегодных маневров армии. Похоже, что производство этих ракет завершено, причем последняя партия этих РМД поступила в армию Пакистана в апреле 2007 г. РМД «Шахин-1» — копия китайской ракеты М-9, которая изначально была поставлена Пакистану КНР. Твердотопливная, одноступенчатая ракета находится на боевом вооружении пакистанской армии с 2003 г. и может поражать цели на расстоянии свыше 450 км, хотя некоторые эксперты полагают, что ее дальность составляет до 700 км и что она может доставлять к цели полезную нагрузку до 1000 кг. РМД «Шахин-1», так же как и РМД «Гхазнави», запускается с мобильной пусковой установки, и так же, как в случае с РМД «Гхазнави», Пакистан имеет менее чем 50 таких установок. Последний раз пакистанская армия провела испытания РМД «Шахин-1» 25 января 2008 г.

Исламабад утверждает, что его баллистическая двухступенчатая РСД «Шахин-2», продемонстрированная на военном параде в честь Дня Пакистана 23 марта 2008 г., но все еще находящаяся в стадии разработки, имеет дальность 2050 км и может нести полезную нагрузку 1000 кг (эти характеристики позволяют Пакистану практически покрывать всю территорию Индии, включая как ее северную часть со столицей Нью-Дели, так и юг страны. – Авт.). Эта РСД транспортируется на мобильной пусковой установке; спутниковые снимки Национального оборонного комплекса около Фатехджанга указывают на 15 пусковых установок на различных стадиях компоновки с их ракетным подъемником. Пакистанская армия провела два испытательных запуска в режиме боевой готовности этой РСД 19 и 21 апреля 2008 г. Они показали, что РСД «Шахин-2» близка к постановке на боевое дежурство.

РСД «Гхаури» («Хатф-5») с дальностью 1200 км является единственной пакистанской ракетой на жидком топливе, способной нести ядерную боеголовку. Впервые развернутая в 2003 г., эта одноступенчатая ракета может доставлять к цели полезную нагрузку в 700-1000 кг. Как ожидается, РСД «Гхаури» может быть заменена на РСД «Шахин-2», то есть на ракету нового поколения.


Крылатые ракеты

Пакистан также разрабатывает два типа крылатых ракет (КР), которые, как полагает разведка ВВС США, могут нести ядерное оружие. КР «Бабур» («Хатф-7») с наземным запуском прошла уже пять испытаний, последнее из них было проведено 11 декабря 2007 г. Разведка США оценивает эту КР как имеющую дальность около 320 км, в то время как по сообщения СМИ (особенно индийских) дальность этой ракеты от 500 до 700 км. Пакистанские источники описывают КР «Бабур» как «низколетящую, соответствующую в полете профилю местности. С высокой маневренностью, точностью попадания и характеристиками, позволяющими ей избегать обнаружения радарами» (что может быть и пакистанской пропагандой, предназначенной для потребления как внутри страны для свидетельствования о технологических успехах Пакистана, так и для Индии, дающей ей знать, что Пакистан не отстает в ракетных разработках от своего наиболее вероятного противника. – Авт.).

КР «Бабур», видимо, является подобием новой китайской крылатой ракеты воздушного базирования DH-10 и российской КР AS-15. КР «Бабур» имеет значительно более тонкой по диаметру корпус, чем пакистанские баллистические ракеты, что может говорить о том, что пакистанские инженеры достигли прогресса в миниатюризации ядерного боеприпаса, вероятно на основе новой и меньшей по размерам плутониевой боеголовки. Версия КР «Бабур» базирования на подводных лодках, которая, по слухам, находится в разработке, еще пока не создана. КР воздушного базирования «Ра’ад» («Хатф-8») или «Ураган» (на урду), которая имеет такую же дальность действия, что и «Бабур», впервые была испытана 25 августа 2007 г. Представитель вооруженных сил Пакистана описал КР «Ра’ад» как ракету, способную лететь на малой высоте, описывающую профиль местности, обладающую высокой маневренностью и снабженную «особыми качествами технологии «стелс»» для придания ей «большой стратегической способности противостояния ракетам противника на земле и на море».

Таким образом, что касается ядерных сил Пакистана, то точные количественные данные о них или недоступны, или разнятся в оценках. Это можно объяснить стремлением Исламабада сохранить в тайне количество ракетных и авиационных носителей ядерного оружия прежде всего из-за опасений, что это подтолкнет Индию к новому витку гонки ракетно-ядерных вооружений на субконтиненте, в которой Пакистан может серьезно отстать от Индии как технологически более развитой страны. Ясно одно: даже те количественные и качественные показатели ядерных сил Исламабада, которые обнародованы и доступны, вполне вписываются в его неофициальную ядерную доктрину «минимального убедительного ядерного сдерживания», предназначенную прежде всего для Индии. Что же касается индийских оценок ядерных сил Пакистана, использованных автором в данной статье наряду с американскими оценками, то они часто сильно преувеличены, и полностью верить им нельзя.

В.И. Сотников
Источник: "Институт Ближнего Востока "


 Тематики 
  1. Пакистан   (57)