В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

"Аль-Каида" начинает новый поход против Сомали

Станет ли Сомали новой базой "Аль-Каиды" после Афганистана? Этот вопрос не дает покоя многим аналитикам после заверений лидеров исламской экстремистской организации "Аш-Шабаб" в Сомали о верности Усаме бен Ладену и о том, что они признают себя сомалийским филиалом международной террористической сети. Кроме того, находятся те, кто вспоминает начало 1990-х годов, когда "Аль-Каида" впервые попыталась обосноваться в Сомали.

"Влияние "Аль-Каиды" в Сомали растет, страна может вот- вот стать "новым Афганистаном", – предупреждает еврокомиссар по гуманитарным вопросам Карел де Гюхт. Премьер-министр переходного правительства Сомали на днях сказал: "Мы не можем с уверенностью определить масштабы присутствия террористов в нашей стране. Однако, совершенно точно известно, что "Аль-Каида" здесь прочно обосновалась – ее боевики тренируются в нашей стране и разрабатывают свои операции. Сомали служит для них идеальным местом для перегруппировки".

"Влияние "Аль-Каиды" несомненно растет в Сомали наряду с увеличением риска "интернационализации" конфликта", – выражает обеспокоенность в своем последнем докладе Австралийский институт стратегической политики. Институт выделяет "тенденцию превращения сомалийской территории в поле битвы для джихада". Сотни иностранных наемников, среди которых немало сомалийцев из диаспоры, воюют на стороне "Аш- Шабаб" и используют методы, уже апробированные в Ираке, – взрывы, устраиваемые самоубийцами, и взрывы начиненных динамитом автомашин. Бен Ладен, который направил три послания в Сомали с начала этого года, ясно дал понять, что намерен превратить эту страну в новый фронт джихада против Запада.

Следует напомнить, что "Аль-Каида" не смогла укорениться в Сомали в 1993-1994 годах и объединить там местных исламистов, которые сражаются против развернутых там африканских миротворцев. "Воцарившаяся в Сомали анархия вовсе не на руку "Аль-Каиде", как думают многие", – говорится в докладе Центра борьбы с терроризмом при американской военной академии Уэст-Пойнт. Территория Сомали давно используется "Аль-Каидой" в качестве "транзитного пункта и временного убежища", но "удаленность и суровость климата мешают созданию там тыловой базы террористов". В 1991-1996 годах, действуя из своего убежища в соседнем Судане, "Аль-Каида" встретилась в районе Африканского Рога с "серьезными финансовыми и снабженческими проблемами", считает Жан-Пьер Филью – профессор политологии во Франции, автор опубликованной издательством "Фэйяр" книги "Девять жизней "Аль-Каиды."

Усилия проповедников джихада в Сомали "также не привели к долгосрочному успеху, учитывая явно ксенофобский характер национализма вооруженных сомалийских группировок", отмечает Филью. По его мнению, это, кроме того, "проливает свет на неспособность "Аль-Каиды" закрепиться в неарабской среде". "Традиционная вражда кланов и местных властей" значительно усложнила задачу "Аль-Каиде", подчеркивается в докладе антитеррористического центра Уэст-Пойнта. Кроме того, людей, живущих в "традиционном скотоводческом обществе", сложно поднять на какое-то дело.

"Нынешние обстоятельства в Сомали скорее способны сдержать и ограничить подъем радикального ислама", – отмечается в докладе. Сомалийский ислам традиционно умерен, в нем сильно влияние суфизма, в то время как ваххабизм, распространенный на соседнем Аравийском полуострове и принятый на вооружение "Аш-Шабаб", считается чуждым местной культуре. Однако появление новых факторов – увеличение сомалийской зарубежной диаспоры, быстрая урбанизация и наследие 18 лет гражданской войны – привело к эрозии этих ограничений на развитие радикализма, что делает сомалийское общество более доступным для взрывоопасной риторики "Аль- Каиды".

В 1992 году Усама бен Ладен обосновался в Судане, где готовил кампанию новой реорганизации "Аль-Каиды" против "врагов ислама" и против военного присутствия США на территории мусульманских стран. Не имея возможности наносить удары по американским интересам на Аравийском полуострове, последователи "Аль-Каиды" обращают свое внимание на такие страны, как Сомали, где войска многих западных стран вмешивались во внутренние события под мандатом ООН, начиная с декабря 1992 года.

Первой в Сомали от "Аль-Каиды" была заброшена группа из примерно 20 испытанных бойцов – специалистов в области спецопераций, инженерного обеспечения, религии и пропаганды – во главе с египтянином Мухаммедом Атефом, который до гибели в Афганистане в 2001 году возглавлял военную организацию "Аль-Каиды". Операция "MSK" стартовала 4 февраля 1993 года, когда передовая группа тайно прибыла в Найроби.

В ту группу входил коморец Фазуль Абдулла Мухаммед, которого ныне считают главой филиала "Аль-Каиды" в Восточной Африке. По сведениям антитеррористического центра при академии Уэст-Пойнт, целью группы было "найти в арабском мире такое место, где можно было бы проводить военные операции и которым позднее можно было бы заменить Афганистан".

"Аль-Каида" стремилась превратить Сомали в такой район, откуда можно было бы проводить операции во всем регионе, включая и Саудовскую Аравию, а также вербовать новых добровольцев для джихада. Исламистские боевики основали три лагеря боевой подготовки при поддержке основного сомалийского исламистского движения тех лет, "Аль-Иттихад аль-Исламия" – в Луке /центр страны/, Босасо /север/ и в Огадене /населенная этническими сомалийцами восточная область Эфиопии на границе с Сомали/. Они пытались внедрять салафистскую идеологию, но без особого успеха.

Сомалийские боевики, в основном, высоко отзывались о качестве подготовки специалистов "Аль-Каиды", но не торопились подключаться к джихадистскому движению. "Аль- Каида" столкнулась также с клановыми хитросплетениями в местных политических раскладах. В Сомали очень трудно заручиться поддержкой местных властей, и эмиссарам террористов нередко приходилось указывать глав местных кланов в качестве следующих мишеней джихада после иностранных войск.

Растянутые и ненадежные линии снабжения, нехватка средств связи – все это усложняло решение задач террористов. Нехватка средств, поступавших из Хартума, ускорила окончание операции спустя 18 месяцев после ее начала. В 1996 году бен Ладен уехал из Хартума в Афганистан. Единственной маленькой "победой" "Аль-Каиды" стало участие группы боевиков в боях в Могадишо в октябре 1993 года, когда были убиты 18 американских морских пехотинцев.

Аналитики Уэст-Пойнта считают, что "Аль-Каиде" с большим трудом удавалось действовать в Сомали, где ей не посчастливилось осуществить ни одной из заявленных целей. Бен Ладен "встретился там скорее с враждебностью, чем с поддержкой", полагают аналитики антитеррористического центра. Гораздо больший успех сопутствовал ему в соседней Кении. Шеф террористов в Восточной Африке Фазуль Абдулла Мухаммед более десяти лет успешно скрывается от преследования американцев в Сомали, где активно сотрудничает с "Аш-Шабаб".

Фазуль родился в нищей семье 25 августа 1972 года. В детстве ничем не выделялся: играл в футбол, любил показывать свои достижения в кун-фу и имитировать "лунную походку" Майкла Джексона. Как и все коморские дети, с четырех лет изучал коран. Радикальным исламом стал интересоваться с 16 лет и превратился в ученика Соидики М'Бапандза – салафистского шейха, который отличался от большинства умеренных мусульманских священников Комор.

В 1990 году он отправился на учебу в Пакистан, где быстро забросил курс медицины. В школе джихада "Бейд аль- Ансар" в Пешаваре прошел интенсивную программу военной и идеологической подготовки. Эта школа была основана Усамой бен Ладеном и священником Абдуллой Аззамом, она скоро стала кузницей кадров для "Аль-Каиды".

В 1991 году Фазуль в письме родным сообщил, что "вступил" в "Аль-Каиду". В 1993 году он участвовал в первом "задании" в Сомали, куда отправился с небольшой группой джихадистов для подготовки исламистов к борьбе против "голубых касок" ООН. На непродолжительное время он вернулся на Коморы в 1994 году, затем обосновался в Кении. Тогда он жил попеременно в Хартуме, Найроби и Могадишо, посвящая свое время, в основном, подготовке к терактам против американских посольств в Найроби и Дар-эс-Саламе в июле 1998 года, когда погибли в общей сложности 218 человек.

Он был главным действующим лицом заговора и лично управлял пикапом, за которым следовал набитый взрывчаткой грузовик, врезавшийся в посольство США в Найроби. Тогда Фазуль занимал средний пост в иерархии "Аль-Каиды". В 1999-2001 годах "Аль-Каида" вложила миллионы долларов в торговлю "кровавыми алмазами" в Либерии. Фазуль стал одним из двух руководителей операции и почти постоянно был гостем президента Либерии Чарльза Тейлора. В 2002 году коморец получил в управление все операции "Аль-Каиды" на востоке Африки. Действуя с райского тропического архипелага Ламу у северных берегов Кении, он планировал теракты против израильтян в Момбасе 28 ноября 2002 года, когда погибли 15 человек.

Сейчас Фазуль играет заметную роль в "Аш-Шабаб", где он организует тренировку и подготовку боевиков к акциям смертников", говорит норвежский исследователь Стиг Ярле Хансен. 8 января 2007 года он выжил в бомбардировке американцами населенного пункта Рас-Камбони на юге Сомали, когда погибли несколько десятков человек. Спустя пару дней кенийская армия едва не схватила его у границы в лесу Киюнга. 2 августа 2008 года он чудом не был схвачен во время полицейского рейда в Малинди на севере Кении.

Будучи "экспертом в области информатики", Фазуль любит носить бейсбольную шапочку и свободную одежду. Американцы назначили награду в 5 миллионов долларов за его голову. Однако, полагают в Уэст-Пойнте, его будет "сложно" нейтрализовать, ведь у него с дюжину псевдонимов, он говорит на пяти языках и "располагает обширными связями в криминальных кругах региона". Став асом перевоплощения, и приобретя прекрасную физическую подготовку, он превратился в одного из самых опасных из ныне живущих международных террористов, свидетельствуют аналитики из Уэст-Пойнт.



Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.



* * *



Оценка ситуации в бывшем Сомали (по материалам диппредставительств стран Восточной Африки)


Согласно оценкам дипломатов стран Восточной Африки, ситуация на территории бывшей Сомали в последнее время оставалась напряженной. Она характеризуется как «патовая ситуация» и продолжением неконтролируемого насилия. Основной причиной этого называется вооруженное противостояние между двумя основными исламистскими сомалийскими группировками «Аль-Шабаб» и «Хизб Аль-Ислам» за установление контроля над портом Кисмайо. Общим итогом этого противостояния стало военная победа «Аль-Шабаб» и, как следствие, ослабление ее конкурентов. При этом необходимо учитывать, что обе эти группировки тесно связаны с «Аль-Каидой» и претендуют на ключевые роли по представительству этой организации в Восточной Африке. Борьба за контроль над портом Кисмайо рассматривается именно в этом контексте. Теперь «Аль-Шабаб» становиться центральной силой среди сомалийских исламистов и основным контрагентом «Аль-Каиды» в этом регионе. Контроль над Кисмайо позволит этой группировке более активно заниматься логистикой в интересах международной сети «Аль-Каида», что выразится, прежде всего, в приеме и отправке боевиков морским путем. Сама «Аль-Шабаб» имеет интернациональный состав, в ней очень много выходцев из арабских стран, Пакистана и Афганистана. Аналитики полагают, что это свидетельствует о том, что руководство «Аль-Каиды» в Афганистане и Пакистане уделяет серьезное внимание укреплению этой группировки, планируя создание на контролируемой ею территории второй «зоны племен». Этот процесс уже идет при активной поддержке властей Эритреи. В лагерях на территории этой страны расположены лагеря, где идет основная подготовка боевиков, прежде всего прибывающих из-за рубежа. Предполагается, что эта помощь Асмары обусловлены несколькими причинами.

1.Плата «Аль-Каиды» за предоставляемые базы.

2.Эритрея поддерживает «Аль-Шабаб» чтобы препятствовать распространению влияния Эфиопии в Восточной Африке.

3.Эритрея планирует руками исламистов осуществить вторжение на территорию Джибути, с которой она имеет давние территориальные споры. В частности, об этом открыто заявили официальные лица Джибути, которые имели на прошлой неделе неофициальные консультации в «Форин Офисе». В ходе консультаций также обсуждался вопрос об оказании давления на Асмару, в том числе и путем вынесения этого вопроса на обсуждения Совета Безопасности ООН. Та же тема была затронута на консультациях руководства Джибути с председателем ЛАГ Амр Мусой. Итогом консультаций стало солидарное убеждение в том, что Эритрея в настоящее время превратилась в «очаг распространения хаоса» на всем Африканском Роге, что требует принятия жестких мер в виде наложения дополнительных санкций на Асмару.

Контроль над Кисмайо таким образом означает получение альтернативных путей для морских коммуникаций, в случае наложения на Асмару санкций по линии ООН или ужесточение контроля ее портов силами НАТО.

При этом американцы и британцы приняли жесткое решение не поддерживать инициативу ряда лиц в Транснациональном федеральном правительстве (ТФП) Сомали о целесообразности начать переговоры с «Хизб Аль-Ислам», воспользовавшись их напряженными отношениями с «Аль-Шабаб». Лидеры «Хизб Аль-Ислам» Шейх Дахир и Шейх Турки рассматриваются западным разведсообществом однозначно как лица, тесно связанные с «Аль-Каидой» в Пакистане. Указанная инициатива, по оценке аналитиков, был подброшена ТФП из Эр-Рияда, который имеет неофициальные отношения с этой группировкой. Тем не менее, вести с ней переговоры с целью раскола исламистов признано стратегически неправильным. «Хизб Аль-Ислам», по данным западных экспертов, несет ответственность за атаки на силы Афросоюза в Сомали, в результате которых погибло более 2500 человек.

Западное разведсообщество также прогнозирует распространение террористических атак «Аль-Шабаб» за пределы территории бывшего Сомали: в Бурунди, Кении и Уганде. Скорее всего, целями атак станут объекты инфраструктуры вооруженных сил этих стран, включая и офисы высшего командования и командования миротворцами Афросоюза, а также школы, в которых проходят подготовку курсанты вооруженных сил ТФП. Цели тератак «Хизб Аль-Ислам» будут внутренними и сконцентрированы преимущественно в Могадишо, прежде прежде всего, против африканских миротворцев и деятелей ТФП.

По тем же оценкам, исламисты из обеих группировок не пользуются серьезной поддержкой «на земле» и прогрессируют за счет иностранных вливаний и иностранных боевиков, а также из-за слабости военных структур ТФП.

На основе консультаций с руководством ТФП на прошлой неделе британское руководство (которое играет роль неформального координатора ЕС по Сомали) приняло решение во главу своей дальнейшей тактики поставить усиление материальной поддержки ТФП и повышения эффективности действий миротворцев из Афросоюза. Признан успешным опыт подготовки военнослужащих и полицейских ТФП на базах в Кении и Уганде. Одновременно принято решение усилить гуманитарную составляющую в виде направления дополнительных грузов медикаментов и продовольствия. Одновременно было принято к сведению, точка зрения ТФП о том, что распространению пиратства в прибрежных водах Сомали способствует неконтролируемый лов рыбы сейнерами западноевропейских стран, что фактически уничтожило не конкурентноспособный сомалийский рыболовный флот. Принято решение разработать программу по восстановлению этой отрасли в Сомали и одновременно регламентировать лов рыбы иностранными судами. Общий итог от переговоров с представителями ТФП оценивается как обнадеживающий. При этом учитывается, что в случае промедления оказания срочной помощи очень вероятно усиление радикальных исламистов, но организация такой помощи требует дополнительной проработки и времени. Само положение ТФП оценивается как «укрепившееся» по сравнению с ситуацией летом с.г.

Положение в еще одной части бывшего Сомали Сомалиленде оценивается экспертами как удовлетворительное с учетом того, что удалось преодолеть раскол в правящей верхушке этого анклава в связи с возникшими разногласиями по поводу предстоящих выборов. С помощью эфиопских и британских посредников удалось добиться примирительного соглашения по поводу формирования избирательных комиссий. Сомалиленд рассматривается в этой связи аналитиками как успешный пример выхода из кризиса для остальных сомалийских анклавов. Кроме того, в Сомалиленде отмечена деятельность ряда геологических экспедиций, которые проводят оценку запасов урана в интересах американских компаний, что говорит об улучшающемся инвестиционном климате.


Е.Е.Кирсанов
Источник: "Институт Ближнего Востока "


 Тематики 
  1. Африка   (76)
  2. Радикальный исламизм   (241)