В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Позиция и ожидания Индии на саммите "двадцатки" в Питсбурге

Саммит "большой двадцатки" в Питтсбурге должен быть нацелен на результативную дискуссию по всем ключевым вопросам, внесенным в повестку дня. Такой подход намерена активно отстаивать на форуме индийская делегация, которую возглавит премьер-министр Манмохан Сингх. Как полагает один из ведущих экспертов по этой тематике, вице-президент политологического исследовательского фонда "Обзервер" Самир Саран, такая нацеленность на результат подкрепляется у Индии осознанием того, что участие во встречах G-20 по существу впервые обеспечило ей, как и ряду других государств с крупными развивающимися экономиками, "реальную возможность быть услышанными на самом высоком уровне и заметно влиять на процесс принятия решений".

Другие международные форматы, закрепившиеся в последний период, включая саммиты "восьмерки", проводимые с приглашением для расширенных заседаний лидеров пяти "пороговых государств", не давали индийскому руководству ощущения того, что крупнейшее государство Южной Азии действительно выступает в роли "игрока", с которым считаются настолько, насколько он того заслуживает. "Живой интерес, проявляемый Индией к работе на саммите в Питтсбурге, в основном объясняется как раз тем, что она убедилась в возможности осмысленно использовать платформу "двадцатки", уверенно рассчитывая на то, что ее голос будет не только услышан, но и имеет конкретный вес при решении вопросов управления глобальными финансово- экономическими процессами, – отметил Саран в беседе с корр ИТАР-ТАСС. – Нью-Дели исходит из того, что, используя трибуну G-20 он действительно может участвовать в обсуждении важнейших мировых проблем – от изменений климата и многосторонних торговых отношений до внедрения глобальных механизмов экономического регулирования и реформирования международных финансовых институтов". Отсюда, полагает эксперт, и заинтересованность индийской стороны в том, чтобы повестка дня форума в Питтсбурге была как можно шире и ничем не ограничивалась.

В Нью-Дели хорошо осознают, что ожидания, которые Индия связывает с саммитом "двадцатки", не воплотятся в жизнь сами по себе, а требуют проявления инициативы. С этой точки зрения любопытны размышления, которыми поделился в опубликованном 14 сентября обширном интервью бывший управляющий Резервного банка Индии /РБИ/ Яга Велугопал Редди. Его по праву считают в этой стране одним из спасителей национальной финансовой системы от тяжелейших последствий глобального кризиса. По его мнению, важно помнить о том, что в деятельности G-20 есть позитивные и отрицательные моменты. К "плюсам" Редди относит прежде всего то, что "двадцатка" воплощает "политическое стремление справиться с глобальным финансовым кризисом и добиться стабильности". Она смогла объединить вместе многие важные государства. В третьих, G-20 "проделала отличную работу с смысле координации мер, направленных на борьбу с кризисом и восстановление нормального функционирования финансовых рынков".

Однако, наряду с этой позитивной стороной, есть и свои "минусы", убежден Редди. К главным из них он относит тот факт, что "в целом повестка дня G-20 диктуется Соединенными Штатами и Великобританией, отчего даже Европа испытывает определенный дискомфорт". Решая стоящие задачи, "двадцатка" стремится предпринять усилия, чтобы одолеть кризис, что в свою очередь требует осуществления фундаментальных реформ для придания системе большей стабильности. "Однако, если действительно произойдут фундаментальные перемены, это неизбежно вызовет проблемы, поскольку потребуется изменить существующие ныне балансы, – указывает Редди. – Необходимо помнить, что значительная часть всей финансовой активности сконцентрирована в США и Великобритании, а их национальные интересы заключаются в том, чтобы сохранить свое доминирующее положение в финансовых структурах". С учетом этих факторов бывший управляющий РБИ предупреждает, что, если повестка деятельности G-20 будет и дальше диктоваться горсткой государств, являющихся лишь частью этой группы, они в конечном счете "могут склонить всю намечаемую модель в свою пользу". По его мнению, в дискуссию в рамках "двадцатки" должны быть внедрены мнения учреждений, которые "являются более объективными, более аналогичными и придерживаются среднесрочных взглядов".

Вряд ли стоит предполагать, что, основываясь на понимание такого положения дел, Индия готова будет в Питтсбурге излишне упорствовать в противодействии влиянию Запада. Однако вполне можно утверждать, что приведенные оценки внутренних механизмов, определяющих характер работы саммитов G-20, ею учитываются и определяют наступательность в отстаивании как собственных целей, так и интересов развивающихся государств.

Как полагает Самир Саран, Нью-Дели многое устраивает в том, куда и как движется сейчас "большая двадцатка". Предварявшая Питтсбург лондонская конференция министров финансов показала, что за период после апрельского саммита были достигнуты определенные положительные результаты. В частности, демонстрируя свою готовность поддержать принятое решение об увеличении капитализации Международного валютного фонда на 750 млрд долларов, Индия уже частично выполнила взятые обязательства и внесла в общую "копилку" свою лепту. Нью-Дели нацелен и на действенную поддержку принятого в Лондоне плана дополнительного выделения на 250 млрд долларов специальных прав заимствования /SDR/, принимая во внимание, прежде всего, тот факт, что это должно помочь экономически слабым развивающимся странам и наиболее отсталым государствам с низким уровнем доходов.

Принципиальное значение, по мнению Сарана, представляет вторая составляющая предстоящей дискуссии – оценка того, что не удалось сделать после Лондона. Нью-Дели постоянно подчеркивает необходимость ускорения реформирования и реструктуризации международных финансово-экономических институтов, демократизации процесса принятия ими решений, расширения круга тех, кто в этом непосредственно участвует. "Индию не устраивает то, что всей деятельностью Всемирного банка и МВФ, ресурсы которых пополняются многими странами, продолжают управлять богатые индустриальные государства, которые, как показал кризис, и несут главную ответственность за его возникновение", – напоминает эксперт. По его мнению, сохранение такой монополизации противоречит поставленным задачам, и обсуждение комплекса этих вопросов следует переносить на высший политический уровень.

Итоги лондонского министерского подготовительного совещания показывают, что Индия готова включиться в дискуссии на питтсбургском саммите по предложенным мерам контроля за получаемыми в мировом банковском секторе бонусами, о предоставлении финансовыми институтами исчерпывающей информации наблюдающим органам о размерах зарплат сотрудников. Министр финансов Пранаб Мукерджи акцентировал внимание еще и на планах G-20 по пресечению возможностей укрытия от налогообложения. В этом контексте, сообщил он, минфин Индии ведет переговоры с коллегами в 78 государствах, нацеленные на пересмотр существующих соглашений по избежанию двойного налогообложения, чтобы сделать более прозрачными правила, регулирующие эту сферу. Уместно напомнить, что индийское правительство не раз уже обещало оппозиции разобраться в ситуации с сокрытием средств от налогов состоятельной категорией граждан страны и наличием у них "черных счетов" в зарубежных банках. Как утверждается в докладе за 2006 год, опубликованном Банковской ассоциацией Швейцарии /SBA/, индийцы относятся к числу владельцев самых крупных накоплений "черных денег", хранящихся в швейцарских банках.

И все же, очевидно, что не эти аспекты составляют сердцевину позиции, которую Индия намерена акцентировать на форуме "большой двадцатки" в Питтсбурге. Для нее главным будет добиться ощутимого продвижения вперед в демонтаже сохраняющейся международной системы управления финансами. Нью-Дели рассчитывает, что такие многонациональные институты, как Всемирный банк и МВФ, должны стать более представительными. Это может быть достигнуто, в первую очередь, за счет включения в управляющие органы полномочных представителей ряда наиболее влиятельных развивающихся государств с крупными экономиками. И речь не идет о том, чтобы решать эту проблему только за счет соответствующего увеличения веса "голоса" той или иной страны, включая Индию или Китай, при повышении квоты вложенных ею в МВФ капиталов. Нью-Дели настаивает на том, чтобы была энергичней реформирована сама схема формирования управляющих органов, включая подбор на высшие должности, что должно позволить преодолеть монополизацию МВФ и Всемирного банка Соединенными Штатами или Европейским Союзом. В противном случае, как полагают индийские эксперты, только за счет повышения квот и права голоса радикально изменить нынешнее положение вряд ли будет возможно, особенно, если учитывать право вето, которым обладают США.

Судя по всему, Индия сейчас не заинтересована в дискуссии о принятии мер, направленных на демонтаж государственных программ стимулирования экономики, развернутых для противодействия последствиям глобального кризиса. В самой стране были поэтапно приняты такого рода шаги, позволившие, как признают экономисты и лидеры национального бизнеса, смягчить удар. Более того, предполагается, что их позитивное воздействие еще не до конца проявилось. Одновременно высказывается мнение, что сделанного достаточно, чтобы создать предпосылки перелома негативных тенденций и уверенного выхода на этап экономического оздоровления. Признается, что страна не готова и не может позволить себе продолжать осуществлять все новые проекты экономического стимулирования, требующие существенных бюджетных издержек. Но свертывание программ, способствующих выходу из кризиса, Индия, как и ее партнеры по БРИК, а также ряд других крупных развивающихся государств, считают преждевременным. Нью-Дели отстаивает необходимость выборочного подхода в данном вопросе, реалистичной оценки ситуации в каждом государстве и сохранения при программ стимулирования экономики с учетом всех объективных факторов.

Можно с уверенностью утверждать, что одним из главных "лозунгов", под которым Индия намерена работать на саммите в Питтсбурге, будет устранение каких-либо дискриминационных рамок, барьеров и мер, используемых ведущими державами против развивающихся государств. Причем, это касается не только сферы многосторонней торговли, а отражается и на других направлениях международных финансово-экономических отношений. Как отметил в беседе с журналистами 14 сентября заместитель председателя Плановой комиссии Индии Монтек Сингх Алувалия, являющийся "шерпой" премьер-министра Манмохана Сингха на саммите G-20, нельзя допускать, чтобы развитые державы внедряли протекционистские меры, подрывающие интересы их развивающихся партнеров. "Мы озабочены тем, чтобы под предлогом усовершенствования методов экономического регулирования они не пытались утвердить правила, которые в конечном счете будут дискриминировать развивающиеся страны", – подчеркнул Алувалия.

По его словам, на саммите Индия будет также содействовать принятию решений, которые помогут укрепить средний и малый бизнес. Это потребует определенной переориентации финансово-кредитной политики, чтобы обеспечить адекватный приток инвестиций именно в этот сектор, полагает индийский "шерпа". "Мы привлекли внимание к важности включения такого направления в обсуждение вопросов, связанных с планированием финансовых потоков, – пояснил он. – Кредитование индустрии малого и среднего бизнеса имеет очень большое значение для Индии и ряда других развивающихся государств, и мы рассчитываем, что это встретит понимание и поддержку участников саммита".

Как считает Самир Саран, в саммите в Питтсбурге, который проходит в преддверии намеченного в Копенгагене форума по глобальным климатическим изменениям, будет предпринята попытка согласовать общую позицию по этой проблеме. В этом смысле Индия продолжает придерживаться своих прежних, уже известных подходов. Она подчеркивает, что в пересчете на душу населения существенно отстает от ведущих держав в объемах загрязнения атмосферы выбросами углекислоты и ратует за осознание Западом своей исторической ответственности за нынешнюю ситуацию, за поиск справедливых, сбалансированных мер, которые не наносили бы ущерба интересам социально-экономического подъема развивающихся стран.

Нью-Дели считает несправедливыми любые решения, которые подразумевали бы обеспечение снижения выбросов парниковых газов Индией или другим развивающимся государством за счет урезания расходов на нужды развития. При этом индийская сторона четко заявляет, что не рассчитывает только на получение финансовой поддержки соответствующих программ, например, по внедрению в стране передовых энергосберегающих технологий. Индия готова сама активно участвовать в разработках, самостоятельно осваивать производство, а не просто покупать необходимое оборудование. Но одновременно Нью-Дели подчеркивает, что Запад должен быть готов поделиться новейшими технологиями на выгодных условиях, а не навязывать их на рыночных принципах, используя в том числе и структуры крупнейших транснациональных корпораций.

Наконец, Индия надеется, что участниками саммита "двадцатки" будут по достоинству оценены ее усилия по "реанимации" Дохийского раунда многосторонних торговых переговоров под эгидой ВТО. Напомним, что именно Нью-Дели стал инициатором проведения в начале сентября в индийской столице министерской встречи, которая позволила достичь согласия по вопросу возобновления диалога, заблокированного с июля прошлого года. Министр торговли и промышленности страны Ананд Шарма расценил достигнутый тогда консенсус как "прорыв в сложившемся тупиковом положении". Участники встречи, представлявшие около 40 государств, а также международные организации, согласились"интенсифицировать переговорные усилия", не откладывая это важное дело "в долгий ящик" – с середины сентября. Как признал генеральный директор ВТО Паскаль Лами, "сформулированное в Нью-Дели послание означает призыв возвратиться к взаимодействию". Вместе с тем, он признал, что разногласия остаются. "Мы не ставили перед собой задачу развязать существенные узлы, – заметил глава ВТО. – Есть ясное понимание , что противоречия сохраняются по ряду вопросов, и интенсификация переговоров только первый необходимый шаг к устранению имеющихся пробелов".

Предполагается, что к Питтсбургу достигнутые результаты будут закреплены и получат дополнительное наполнение. Индия твердо уверена, что сейчас наступил решающий момент для того, чтобы сделать реальные шаги к скорейшему возобновлению Дохийского процесса. "Если начатое дело не будет завершено, пострадают все экономики, но особенно – наиболее уязвимые, которые уже испытали на себе серьезные последствия глобального экономического спада и финансового кризиса", – убежден глава индийского правительства. Очевидно, что и на саммите Индия готова будет играть роль локомотива в обеспечении продвижения по этому направлению, способствуя сглаживанию и преодолению имеющихся разногласий и выходу на приемлемые решения.


Сергей Кармалито, корр. ИТАР-ТАСС в Нью- Дели
Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Индия   (285)
  2. Глобальная экономика   (469)
  3. Мировой финансовый кризис   (268)