В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Эпоха дешёвого газа заканчивается

Игорь ТОМБЕРГ – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, профессор МГИМО МИД РФ.

23 декабря в Москве участники Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ) утвердили свой устав, придав тем самым неформальному объединению статус постоянно действующей организации. Ее члены, как сообщил министр энергетики России Сергей Шматко, будут координировать все основные направления своей деятельности в газовой сфере. Устав ФСЭГ предусматривает создание исполнительного совета для управления делами форума, а для технического и организационного обеспечения его работы появится секретариат, возглавляемый генсеком, который будет избран на следующем заседании ФСЭГ. При этом высшим органом управления организации останутся регулярные министерские встречи, которые будут проходить не реже одного раза в год.

Важнейшим направлением деятельности созданной организации станет разработка нового механизма ценообразования на газовом рынке. На этом вопросе подробно остановился премьер-министр России В. Путин. «Действующие газовые месторождения постепенно истощаются, а перспективные газовые ресурсы залегают преимущественно вдали от ведущих центров потребления, – сказал В.Путин. – Затраты на разведку, добычу и транспортировку продукта неизбежно повышаются, что означает, что резко растут и затраты, необходимые для развития отрасли». По словам В.Путина, это говорит о том, что, «несмотря на известные проблемы в финансах, эпоха дешевых энергоресурсов, дешёвого газа, конечно, заканчивается».

На заседании 23 декабря не было принято решений по изменению механизма ценообразования на газовом рынке. Однако, как отметил первый заместитель председателя правления Газпрома Александр Медведев, последние семь лет рынок газа был рынком потребителя. При этом потребители настаивают на том, чтобы цена газа была привязана к ценам на нефть и нефтепродукты, как это происходит сейчас. Примечательно, что совсем недавно Газпром твёрдо защищал ту же позицию. Однако сейчас, по имеющимся оценкам, только потери Газпрома составят $20 млрд. Отсюда и желание создать новую систему ценообразования, которая позволила бы сохранить высокие цены – такой идеей были проникнуты выступления российской делегации на заседании ФСЭГ.

И не случайно В. Путин, напомнив, что цены на нефть, начиная с августа, уже упали в 4 раза, предсказал серьезные проблемы на газовом рынке. «Учитывая его большую инертность, можно ожидать, что здесь всё будет гораздо серьёзнее, – заметил В.Путин. – А для посткризисного восстановления потребуется больше времени… Затраты на разведку, добычу и транспортировку газа неизбежно повышаются… Инвестиции России на освоение таких регионов, как полуостров Ямал, шельф северных морей и создание газотранспортной инфраструктуры исчисляются многими десятками миллиардов долларов».

С образованием картеля будет, наконец, найдена (или принята) другая модель формирования цены. Например, ее будут определять издержки производителей, которым уже сейчас приходится работать с «трудными» месторождениями. Возможен вариант привязки цены природного газа к цене сжиженного, который уже торгуется на международных площадках, в том числе на спотовом рынке. Существуют варианты привязки цены газа к более широкой корзине, включающей электроэнергию, уголь и т.д. В любом случае, появление штаба и присвоение дипломатического статуса организации говорит о новом уровне сотрудничества и договороспособности стран – экспортёров газа. А единодушие, с каким участники встречи в Москве голосовали за формализацию нового объединения, говорит о том, что участники организации будут к этому стремиться под давлением общих проблем и интересов.

Отсюда и общий скепсис по поводу часто звучащих заверений в том, что ФСЭГ не имеет с «газовой ОПЕК» ничего общего: как организацию ни назови, суть ее от этого не изменится. Фактически, по мнению аналитиков, «газовая ОПЕК» будет не только устанавливать цены, но и сможет влиять даже на выбор валюты, в которой будет производиться оплата поставок.

Как отметил С.Шматко, «страны-потребители… уже активно занимаются защитой своих прав, которые отстаивают достаточно жёстко».

В общем, кризис наглядно продемонстрировал ошибочность представлений о рыночном характере формирования цен на энергоносители. Цены контролируются, причем совсем не там, где эти энергоносители производятся. И момент для ревизии этого порядка вещей выбран правильно. Производители топлива – будь то газ, или нефть, – хотят иметь возможность предлагать потребителям свой товар по той цене, которую считают справедливой и оправданной (как минимум, с точки зрения издержек). Потребители же вольны выбирать – брать товар по этой цене, заниматься энергосбережением или развивать альтернативную энергетику. Тогда будет понятна и истинная цена возобновляемых источников энергии, и реальная цена и источники развития «передовых» наций.



Игорь ТОМБЕРГ
Источник: "Фонд Стратегической Культуры "


 Тематики 
  1. Энергополитика   (222)