¬ оглавление Ђ–озы ћiраї ƒ.Ћ.јндреева
Το Ροδον του Κοσμου
√лавна€ страница
‘онд
 ратко о религиозной и философской концепции
ќснова: “руды ƒ.јндреева
Ѕиографические материалы
»сследовательские и попул€рные работы
¬опросы/комментарии
Ћента: ѕолитика
Ћента: –елиги€
Ћента: ќбщество
“емы лент
Ѕиблиотека
ћузыка
¬идеоматериалы
‘ото-галере€
∆ивопись
—сылки

Ћента: ѕолитика

<< ѕред—лед >>

ѕочему латыши требуют от русских пока€ни€ ("—уббота", Ћатви€)


Ќаибольшее раздражение русско€зычной общины вызывает стремление латышского истэблишмента добитьс€ от русских и –оссии признани€ оккупации Ћатвии в 1939 и 1944 годах. ћежду тем в мире есть разный опыт разрешени€ подобных ситуаций.

“ем более, что о какой оккупации идет речь, если жители зан€тых районов получили те же права, что и граждане ———–Ш ≈сли верховна€ власть Ѕалтийских стран в лице парламентов сама попросилась в —трану —оветов... 'Ќо ведь выбор под дулами танков был невелик!' Ц возражают латыши. » слышат в ответ новые аргументы. » так без конца...

¬р€д ли балтийские историки и политики реально надеютс€ что-то получить от –оссии. ≈сли бы она и дала, то в момент своей наибольшей слабости Ц в начале 90-х, а сейчас... “ак почему с упорством, достойным лучшего применени€, от русских вновь требуют пока€ни€?

√ермани€: пока€ние за признание

Ѕольшинство латвийских политиков западного происхождени€ (из  анады, јмерики, √ермании или јвстралии) знакомы с пон€тием денацификации. Ёту схему практиковали западные союзники после капитул€ции гитлеровской √ермании: прививали немецкому народу чувство вины, чтобы сделать невозможным возрождение нацистских идей.

ѕро принудительный просмотр кинохроники с ужасами концлагерей в обмен на продуктовые талоны писали многократно. ѕо сути, немцев заставили отречьс€ от прошлого. ѕараллельно с кнутом был предложен пр€ник Ц план ћаршалла и √енеральное соглашение по углю и стали, которое позже превратилось в ≈вропейский союз. “о есть бартер: пока€ние за признание. ¬ случае с √ерманией он сработал.

ќбъединенна€ ≈вропа и —Ўј решили, что эта метода подойдет и дл€ –оссии: признайте свою вину, покайтесь прилюдно, и мы откроем вам дорогу в международные институции.

ќднако в случае с √ерманией речь шла о государстве-агрессоре, разв€завшем и проигравшем войну. — –оссией ничего подобного нет. ћало того, русские чувствуют себ€ жестоко обманутыми. ќни фактически своими руками развалили советскую империю, а когда захотели присоединитьс€ к «ападу Ц их не пустили...

—траны Ѕалтии, вступив в западные аль€нсы, решили хот€ бы отчасти восстановить историческую справедливость (в их понимании). јпелл€ци€ к €звам прошлого и требование пока€ни€ стали инструментом текущей политики.

Ќо ведь есть и другой успешный способ примирени€ с прошлым Ц испанский...

»спани€: €звы прошлого Ц не бередить

»спани€ пережила крушение империи, √ражданскую войну 1936-39 годов и почти 40 лет диктаторского режима. Ќыне это успешное демократическое государство.

—трана с населением около 45 млн. принимает в год 55 млн. туристов. ќднако путеводители не рекомендуют затрагивать в беседах с местными жител€ми темы √ражданской войны и диктатуры. »спанцы не желают бередить старые раны.

ќбщество Ц сознательно и неосознанно Ц охран€ет себ€ от взаимоуничтожающей ненависти.  огда в прессе упоминаютс€ событи€ √ражданской войны, им даетс€ отстраненна€ оценка. ƒескать, 'так получилось'. ¬ военном параде в ћадриде в 2006 году (спуст€ 70 лет после начала междоусобицы) участвовали и бывшие бойцы франкистской »спанской фаланги, и ветераны-республиканцы. ƒоблесть достойна награды, жертвы Ц слез, все остальное неважно.

√ражданска€ война в »спании началась в 1936 году как внутренний социальный конфликт. «атем республиканское правительство поддерживали —оветский —оюз и многочисленные добровольцы со всего мира; франкистам-м€тежникам помогали нацистска€ √ермани€ и фашистска€ »тали€.

“огда впервые в истории применили ковровые бомбардировки населенных пунктов. ¬ войну в »спании жертвой противосто€ни€ стал каждый дес€тый. ѕосле падени€ республики и установлени€ режима ‘ранко прошли массовые репрессии: 100 тыс€ч республиканцев и левых были казнены, 35 тыс€ч погибли в концлагер€х, 250 тыс€ч умерли с голоду!

—мерть диктатора в 1975 году и вступление на престол ’уана  арлоса I стали поворотным пунктом.  ороль буквально уговорил противосто€щие силы про€вить благоразумие. “огдашний глава правительства Ц генсек правой партии 'Ќациональное движение' јдольфо —уарес выступил с идеей национального консенсуса, что стало главным шагом на пути к испанскому политическому чуду.

ќсенью 1977-го был подписан так называемый пакт ћонклоа: все политсилы согласились со свободой —ћ», социальной доступностью здравоохранени€ и образовани€, общественным контролем за силами правопор€дка. ѕостановили, чтобы цена реформ не была слишком высока дл€ широких народных масс.

» потом без волнений не обошлось Ц были и попытка военного переворота (1981), и экономические кризисы, и теракты.   70-летию √ражданской войны (2006) испанское социалистическое правительство прин€ло проект «акона об исторической пам€ти (Ley de memoria historica). ќн отменил возможность пересмотра дел франкистского режима, рассматривавшихс€ в военных трибуналах.

¬се жертвы √ражданской войны и диктатуры и их родственники смогли обращатьс€ за моральной (но не материальной!) реабилитацией в спецкомиссию при парламенте. ѕроект не предусматривал решительного осуждени€ власт€ми фашистского прошлого. √оворилось о 'ликвидации франкистской символики... если она не представл€ет собой художественной ценности' и о переименовании улиц, названных в честь де€телей режима.  оммунистическа€ символика под запрет не подпадала.

Ћидер Ќародной партии ћариано –ахой за€вил: '...Ѕольшинство испанцев не желают ревизии истории, не желают говорить о республике, о ‘ранко, поскольку это ничего им не дает'. ”дивительный компромисс: реабилитаци€ жертв и моральна€ компенсаци€ есть, а преступников нет.

–езких движений не хочет делать никто. Ќапример, когда Amnesty International потребовала признани€ недействительными всех приговоров, вынесенных франкистскими военными и особыми судами, премьер-министр социалист ’осе Ћуис –одригес —апатеро отверг это предложение, назвав его правовым переломом.

» даже демонтаж в 2005 году последней из оставшихс€ в ћадриде статуй ‘ранко прошел не в рамках громкой пропагандистской кампании, а без лишнего шума, как бы сам собой.

Ќаш путь

»спанский вариант баланса между прошлым и будущим, рынком и планом, свободой и верой Ц достойный объект дл€ изучени€.

≈сли в немецком опыте переоценка прошлого и пока€ние, в том числе и материальное, считаютс€ необходимыми услови€ми движени€ вперед, то в испанском варианте главное Ц это молчание. » оно себ€ оправдывает.

¬ыбор модели св€зан с традици€ми народа. ƒл€ испанца, как и дл€ русского, 'мелочи' несущественны. ¬опрос в том, хороша ли была 'главна€ иде€'. » немец, и латыш предпочтут абстракци€м конкретный учет: сколько чего и кого было погублено и кто конкретно это выполн€л.

ћежду прочим, еще неизвестно, какой подход был бы выгоден –оссии Ц отвеча€ по делам ———–, она могла бы с легкостью доказать, что беспредел творили в основном инородцы. » выставила бы встречные иски.

ј вот в Ћатвии был бы куда уместнее испанский путь. ∆ертвы Ц оплаканы, но ¬—≈ жертвы. ѕод каток истории попали и латыши, и русские, и евреи, и немцы. –ешени€ же принимали единицы, с которых теперь спрашивает только Ѕог.

ѕочему бы не пропагандировать идеи мирного сосуществовани€ народов, взаимного уважени€ и стремлени€ к позитивному видению событий? —емена ненависти, как показывает истори€, имеют удивительную всхожесть. ќни могут распустить свои €довитые цветы даже на нашей скудной балтийской почве.


 онстантин –јЌ —
»сточник: "»но—ћ»"


“ематики
  1. »нформационные войны(97)
  2. ¬осточна€ ≈вропа(53)