В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Некоторые аспекты медиаджихада

Интернет позволяет радикальным исламистам найти во всемирном информационном пространстве единомышленников, разделяющих их взгляды. Но они активно используют Всемирную паутину не только с целью поиска единомышленников. Информационная сеть в настоящее время становится для них основным источником «саморадикализации». Интеллектуальный уровень исполнителей терактов растет. Ужесточение мер и международное сотрудничество в борьбе с экстремизмом осложняют участникам радикальных структур проведение операций, способствуют их уходу в тень и ведению в относительно безопасных условиях пропагандистской и вербовочной работы. Активное использование радикальными исламистами в своей борьбе всемирного информационного пространства можно назвать медиаджихадом.

За последние два десятилетия международный терроризм, начиная от создания организаций и заканчивая их конечными задачами, претерпел значительные изменения. Экстремистские группировки 70–80-х гг. ставили перед собой локальные цели, их движущей силой был национализм. Современный терроризм ассоциируется прежде всего с международными структурами, объединенными в «Аль-Каиду», название которой стало скорее брендом, используемым множеством ячеек и группировок, разделяющих идеологию джихада ради создания государства ислама всемирного масштаба. В «Аль-Каиде» фактически отсутствует единый командный центр, это скорее социальное движение, называемое «глобальным джихадом».

Глобализация является объективно-историческим процессом сплочения человечества в гипотетическом планетарном социуме, начавшимся в индустриальную эпоху с экономической сферы. Для него характерно транснациональное функционирование финансово-экономических структур, планетарное распространение интеллектуального потенциала, технологий и социокультурных стандартов. Это стало возможным лишь с появлением высокоразвитых средств коммуникаций, принципиально новых, в том числе цифровых, информационных технологий, делающих широкодоступным массив общечеловеческого знания и опыта, сведений о жизни планеты.

Роль государства в миросистемных процессах меняется, преобразуется характер его функционирования и, соответственно, структура. А его суверенитет ограничивается. Некоторые известные специалисты по вопросам глобализации даже предсказывают полное отмирание национального государства в будущем (Э. Тоффлер, Р.О. Брайен, К. Омаэ). Глобализация, формирующая стандартизированного производителя и потребителя, распространяется также на потребление идеологической и политической продукции, создаваемой подконтрольной центрам глобализации интеллектуальной когортой. Постепенно подрывается конформизм, характерный для государства-нации, и создаются условия для появления планетарного культурного пространства, стандартизированного по существу. Словом, стандартизация во всех областях жизни, в том числе в области духовной структуры, постоянно стирает изначальные культурные особенности народов мира. Глобальное салафитское движение в свою очередь ориентировано на вселенское государство ислама, стояще вне рамок государства-нации. Современные джихадисты рассматривают себя как борцов с западной цивилизацией, ее стандартизированными образцами духовной культуры и культуры потребления. Даже само традиционное деление мусульманами мира «Дар аль-Ислам» и «Дар аль-Харб», по сути, выражено в тех же терминах, что и термин «столкновение цивилизаций».

Негативнее последствия глобализации наиболее ярко проявляются в странах третьего мира и дают толчок развитию международных террористических структур. Многие жители мусульманских государств стали жертвой процессов глобализации. Радикальные исламистские идеологи вдвигают свою альтернативную модель развития, которая принимает экстремистские формы.

Недавно на известном радикальном интернет-форуме появился материал «Ответные удары по Дании, Великобритании и Европейскому союзу». Всеобщую поддержку получила идея участника под псевдонимом Багдада аль-Хилафа о заражении смертоносными веществами питьевой воды, которая по соответствующим коммуникациям поступает жителям крупных городов Европы (в первую очередь Дании, за публикации карикатур на пророка Мухаммада, а затем страны Евросоюза, чьи войска принимают участие в оккупации мусульманских стран, включая Афганистан и Ирак). Для осуществления своего замысла он предлагает собирать информацию о целях и определить наиболее подходящее время для совершения атаки; проводить операции для отвлечения сил специальных служб от главного удара; привлекать в качестве исполнителей молодых людей европейской внешности. Предлагается также алгоритм применения высокотоксичных отравляющих веществ, а также даются ссылки на интернет-сайты, на которых содержатся инструкции по их изготовлению.

Интересно, что участники форума, знакомые с химией, сами стали предлагать наиболее эффективные и легкодоступные компоненты. Хилафа также разместил результаты проведенных им опытов на мышах с использованием ОВ. Более того, участники форума привели планы водозаборной инфраструктуры ряда крупных населенных пунктов Европы и места, наиболее подходящие, на их взгляд, для заражения водоносной системы.

Примечательно, что один из собеседников по прозвищу Нун задал вопрос о правомочности проведения подобных атак с точки зрения ислама. Дебаты о методологическом обосновании мероприятий продолжались в течение недели, однако большинство поддержали точку зрения, оправдывающую использование отравляющих веществ, влекущее за собой массовые жертвы.

По сути, современный радикальный исламизм, даже в случае ликвидации всей верхушки идеологов, будет развиваться самостоятельно. Перед тем как стать полноценным муджахедом, молодой человек некоторое время находится в орбите популярных интернет-форумов. Именно на этой стадии ведется селекционная работа перед вступлением в непосредственные боевые подразделения.

В этой связи стоит отметить недавний документ под названием «Искусство отбора». Его автор Абу Омар аль-Каиди на 51 странице рассказывает о принципах отбора кандидатов наиболее подходящих всемирному движению джихада. По мнению автора, этот процесс должен проходить в три этапа. Аль-Каиди пишет о психологических различиях молодых людей, проживающих в Иордании, Ливии, Египте, Алжире и других мусульманских странах. «Задача вербовщика состоит в том, чтобы сделать молодого человека свободным от национальных предрассудков и воспитать из него настоящего муджахеда, преданного принципам джихада».

В этой связи аль-Каиди настаивает на индивидуальном подходе к каждому из кандидатов, отдавая предпочтение поиску наиболее образованных и интеллектуально подготовленных, при этом принцип массовости отходит на второй план. Он пишет, что у интеллектуалов зачастую существует довольно предвзятое отношение к движению джихада, которое служит серьезным барьером на пути восприятия идей «чистого ислама». Молодые люди с серьезной подготовкой в высших учебных заведениях могут сыграть решающую роль в борьбе с неверием и Западом. Однако, пишет аль-Каиди, чем выше подготовка молодых интеллектуалов, тем сложнее убедить их в единственно верной точке зрения относительно идей салафизма.

Он делит кандидатов на три типа: во-первых, индифферентные к каким-либо идеологическим направлениям, причем такие молодые люди наиболее предпочтительные для привлечения к движению джихада; во-вторых, мусульмане, разочаровавшиеся в традиционном исламе, ищущие альтернативную идеологию; в-третьих, «новообращенные», стремящиеся найти в салафизме то, что сможет разнообразить их действительность. Соответственно, автор документа предлагает сконцентрировать внимание на колледжах, школах и университетах.

Аль-Каиди считает наиболее приемлемым проводить вербовку в три этапа. На первой стадии, исходя из опыта селективной работы, автор настаивает на том, что предпочтение следует отдавать честным, преданным людям, следующим исламским нормам в повседневной жизни. Аль-Каиди пишет, что это важный, но не основной этап вербовки кандидатов. На втором этапе, рассчитанном на три недели, проводящий отбор должен постараться расположить к себе кандидата, проводить с ним как можно больше времени (посещать вместе с ним мечеть, приглашать его на обед, делать подарки). В течение этой фазы с молодым человеком следует начать вести беседы на политические темы, касаясь ситуации в мусульманских странах. «Очень важно понять взаимоотношения кандидата в семье, выяснить его интересы, с кем и где он проводит время». На заключительной стадии, которую аль-Каиди называет «фазой пробуждения веры», продолжающейся от одной до двух недель, молодого человека необходимо посвятить в суть салафитской доктрины, побудить его на прочтение соответствующей литературы (в частности, аль-Каиди настаивает на изучении трудов А. Аззама, Х. Рашида, А. Завахири, Х. Али). Проходящий отбор должен свободно высказывать свои соображения и делиться впечатлениями от прочитанного. Автор «Искусства вербовки» призывает к тому, чтобы кандидата подталкивали к салафизму, но не давили на него.

В результате подобных обсуждений происходит процесс «саморадикализации» молодых людей. Именно на таких форумах в диалоге, свободно обмениваясь мнениями, ведутся активная пропаганда, вербовка и воспитание новых поколений муджехедов.

Придавая большое значение медиаподдержке проводимых военных операций, движение «Талибан» в последнее время стало наращивать усилия на информационном направлении. Видеостудия «Амат» является пропагандистским инструментом талибов. Ее продукция выходит на пушту и урду и ориентирована главным образом на население «зоны племен». Недавно были представлены материалы, касающиеся низкого морально-патриотического состояния пакистанской армии. «Вы можете купить пакистанскую армию за 25 рупий. Она более продажная, чем дьявол». В материалах также затрагиваются вопросы сотрудничества Исламабада и Вашингтона в сфере борьбы с терроризмом. «Ни одно из обещаний американцы не выполнили. Экономика и жизнь Пакистана говорят сами за себя и не нуждаются в доказательстве — в 2001 г. газ стоил 39 рупий, а теперь 70; сахар стоил 20 рупий, а теперь 35 рупий за 1 кг. Даже неграмотные люди замечают разницу между прошлым состоянием и нынешним положением дел».

Кроме того, приводится своего рода видеоотчет о проведенных боевых операциях, материал характеризуется высоким качеством. В нем содержится призыв к пакистанским военнослужащим о том, что у них нет причин «отправляться в ад вместе с Бушем». Талибы также обращаются к родителям пакистанских военнослужащих: «Матери и отцы, вы ведь воспитали сыновей так, чтобы они могли пожертвовать своей жизнью ради своей страны. Однако сегодня они присоединились к чужакам и под американским флагом воюют с муджахедами и ради этого губят свои жизни. Разве этого вы хотели!?» Более того, талибы в Пакистане с помощью видеостудии «Амат», апеллируя к кодексу чести пуштунов («пуштунвали»), распространили материалы, обязывая местное население предоставлять убежище и поддержку активистам «Аль-Каиды».

В другом видеоприложении под названием «Змея» демонстрируются кадры разрушенных в результате американских авианалетов жилищ в Вазиристане, содержатся интервью родственниками погибших в регионе. Исламисты призывают старейшин поднять свои племена на борьбу со «ставленниками американцев». Помимо этого в ФАТА действуют десятки радиостанций, ведущих пропаганду идей чистого ислама. Усиление пропагандистских мероприятий талибов направлено на создание альтернативных источников информации. Они практикуют нападения на журналистов, газетные киоски. Имеет место практика распространения так называемых ночных писем, в которых содержатся угрозы в адрес местных племенных лидеров, сотрудничающих с властями. Проправительственно настроенных старейшин убивают, оставляют около дороги с табличкой: «американский шпион». По оценкам пакистанских аналитиков, подобная пропаганда имеет успех среди жителей «зоны племен».

Главный проводник идей «чистого ислама» до недавнего времени лидер «Техрике-талибан Пакистан» Б. Мехсуд в середине этого года заявил, что «медиавойна — это настоящее сражение». По мнению пакистанских экспертов, пропаганда талибов привела к тому, что военнослужащие нередко без боя оставляют занимаемые позиции. Они также считают, что программа США по выделению 400 млн долл. на подготовку «Пакистанского пограничного корпуса» скорее всего не приведет к желаемому эффекту, т.к. многие военнослужащие этого подразделения связаны с талибами.

Новым моментом в современном терроризме является усиление позиций неправительственных организаций и фондов при явном снижении роли государств в спонсировании радикальных исламистских структур. Современные экстремистские организации не действуют в изоляции. Они ориентированы на массовость как с целью получения поддержки, так и с целью оказания давления на правительства для достижения своих целей. Появление Интернета позволило радикальным исламистским ячейкам действовать без прямой поддержки крупных террористических структур. Террористы используют Интернет по тем же причинам, что современные транснациональные компании: для связи, контроля, маркетинга, сбора необходимой информации. Можно уверенно утверждать, что без Интернета «Аль-Каида» как всемирная организация не смогла бы существовать. «Движение всемирного джихада» появилось в результате быстрых темпов развития современных коммуникаций. Наиболее активно «Аль-Каида» начала использовать Интернет, когда после ввода американских войск в Афганистан были уничтожены военно-тренировочные лагеря на территории этой страны. Всемирная сеть служит для радикальных исламистов в качестве средства обмена идеями и идеологического роста. При отсутствии свободных равнодоступных каждому информационных ресурсов всемирное движение джихада не смогло бы развиваться столь быстрыми темпами.

Перемены в транснациональном пространстве, оказывающие судьбоносное влияние на государство и общество, происходят слишком быстро. Калейдоскоп событий, потоки видео- и аудиоинформации оставляют человеку мало времени для раздумий и выбора. Ему остается только принять увиденное и услышанное к сведению или отвергнуть. По существу, мир зомбируется. Человек перестает ориентироваться в обилии постоянно обновляемой информации. Одним из последствий глобализации является стирание национальной идентичности. Это в наибольшей степени прослеживается среди второго и третьего поколений иммигрантов, выросших в западных странах. Идеология глобального джихада предлагает альтернативу утраченной идентичности для тех, кто стремится обрести новую принадлежность. Например, в прошлом иммигранты были изолированы от стран своего происхождения и, таким образом, в большей степени подвергались адаптирующим механизмам западного общества. Интернет облегчил последствия изоляции мигрантов и ослабил ассимилирующее информационное и социальное давление.

Для многих людей, особенно молодых, межличностное взаимодействие посредством Интернета на основе общей идеологии «чистого ислама» позволяет получить альтернативную идентичность «глобального джихада» независимо от географической принадлежности.


Д.А. Нечитайло
Источник: "Институт Ближнего Востока "


 Тематики 
  1. Радикальный исламизм   (241)